На «Маяке» показали фильм «Папа умер в субботу». Почему его надо смотреть

. Драма о женщинах, переживающих утрату, стала фаворитом зрителей

Почему стоит смотреть драму о женщинах «Папа умер в субботу» с фестиваля «Маяк»

Обновлено 10 октября 2024, 14:28
Самал Еслямова и Лаура Турсунканова в драме «Папа умер в субботу»
Фото: Кинокомпания СТВ, Глобус-фильм

Самал Еслямова и Лаура Турсунканова в драме «Папа умер в субботу»

На втором фестивале актуального российского кино «Маяк» состоялась премьера фильма «Папа умер в субботу» — художественного дебюта документалистки Заки Абдрахмановой. Это история о 30-летней казашке, которая приезжает из Москвы в родной поселок на похороны отца-тирана.

Киножурналистка Милана Стояновска рассказывает, чем картина покорила зрителей фестиваля.

Кино открывается надрывным плачем: зрители сначала слышат и только потом видят рыдающую Айко (Лаура Турсунканова), которая сбрасывает телефонные звонки и безрезультатно пытается унять слезы, повторяя чудодейственную фразу из книжек по поп-психологии: «Я супергерой, я супергерой, я супергерой». Ей только что сообщили о смерти отца, с которым она практически не общалась с тех пор, как уехала из родительского дома. Вопреки уговорам по ту сторону телефонной линии, Айко собирается приехать на похороны.

Она давно живет в Москве, работает гримером-визажистом на кинопроизводстве, успела выйти замуж за русского парня и развестись, начала курить, носить оверсайз и постаралась забыть все привычки, напоминающие ей о детстве в казахском поселке. На малой родине одной из первых ее встречает тетя Амина (Данагуль Темирсултанова) — воплощение консервативных традиций и причитания «Что о нас люди подумают». Это она уже доложила всему поселку, что старшая дочь почившего брата в разводе, потом покрыла ей голову платком, унюхала сигаретный дым и пренебрежительно окрестила «москвичкой».

Лояльнее к непохожести Айко на всех собравшихся относится ее мама (Венера Нигматулина), вот только из любви или из равнодушия она это делает — вопрос открытый. Мама и дочка мило общаются, но выглядят не более чем старыми приятельницами: живя в разных странах, они почти не созваниваются, одна увлечена работой и московской жизнью, другая — новым мужчиной.

Айко ясно помнит, почему разрушилась их семья. Покойник, которого другие его жены и дети запомнили как заботливого мужа и родителя, был настоящим тираном для своей первой супруги и старшей дочери. Он постоянно бил мать Айко, ребенок все слышал, сидя в соседней комнате. За это Айко держала на отца огромную обиду, которую отказалась отпустить даже после смерти. Не может простить она и всех тех, кто отказывает ей в праве на злость: маму, которая научилась «жить дальше», тетю Амину, ее семью, а главным образом последнюю жену отца Венеру (обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Самал Еслямова) и ее детей.

Венера — кроткая молодая женщина, терпит грубые упреки Амины, принимает в своем доме бывших жен, заботится о гостях, хлопочет по дому, а еще вместе со своей дочерью Кукой (Амина Оразбай) больше всех искренне горюет об утрате. Единственное, чего не могут стерпеть Венера и Кука, — неуважение к покойному, и беспредельная дерзость Айко становится в их глазах возмутительным преступлением.

Именно взаимоотношения героинь становятся главным конфликтом и движком фильма. Три женщины, переживающие утрату, проходят путь от открытого противостояния к единению, а возможно, и любви.

Венера, которая всего на пять лет старше дочери своего мужа, готова дать бунтующей колючей Айко то, чего ей не хватает для спокойного отношения к своему прошлому, — материнское тепло и принятие. Сама Айко становится крепким плечом для девочки-подростка Куки, которая с потерей отца будто лишилась единственной моральной опоры.

Всем этим женщинам чего-то не достает, но они могут обрести поддержку друг у друга, если не дадут обиде и гордыне взять верх. Фильм предлагает посмотреть на семью и детство не как на источник проблем и психологических травм, а как на фундамент, который, подобно парадоксу Тесея, не разрушится от переделок, но может стать крепче. Если согласиться с тем, что уже имеешь, начать укреплять его и строить с учетом всех особенностей.

Забыть о своем происхождении, о корнях и семье не получится с переездом в другое место. Хорошая новость в том, что это не проклятие, а благо.

«Мне хотелось передать эмоцию светлой горечи, когда ты взрослеешь и возвращаешься в место, где тебе было, в общем-то, очень плохо. И возможно, если бы ты вернулся туда лет на десять раньше, ты разнес бы его к чертям. Но ты вернулся туда в том возрасте, когда вместе с твоей обидой в тебе выросла еще и странная нежность к этому месту. Нежность взрослого человека», — говорит о своем фильме режиссер Зака Абдрахманова.

Выпускница Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова посвятила теме семьи в родном для нее казахском сеттинге еще первую документальную ленту — короткий метр «Жаным». Этот и другие ее работы — сериал «Мандарины», фильм «Юбилейный год» — не раз становились участниками кинофестивалей. В мире художественного кино Заку Абдрахманову знают преимущественно по работе с Наталией Мещаниновой над сериалом «Пингвины моей мамы» и Борисом Хлебниковым над картиной «Снегирь».

«Папа умер в субботу» стал ее первым художественным фильмом и одной из самых ожидаемых премьер фестиваля «Маяк». Ознакомившись с картиной в фестивальном центре, можно с точностью сказать, что ждали не напрасно.

Фильм «Папа умер в субботу» покажут 19 октября в Москве в рамках фестиваля «КАРО.Арт». Дата выхода в прокат неизвестна.

Поделиться
Авторы
Теги