«Великий Карл»: чем удивит масштабная выставка работ Брюллова

. Некоторые сенсационные полотна художника покажут в России впервые
Обновлено 17 октября 2024, 08:27
Фрагмент картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» после реставрации в Русском Музее. 24 сентября 2024 года
Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Фрагмент картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» после реставрации в Русском Музее. 24 сентября 2024 года

Одна из первых ассоциаций с именем Карла Брюллова — Италия. И это неслучайно. Художник прожил там 12 лет, создав такие работы, как «Всадница», «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», и еще около 120 портретов итальянской интеллигенции, членов российской императорской семьи и русской знати, которые посещали страну.

Брюллов — Пушкин русской живописи, отметившийся в истории искусства неповторимой индивидуальной манерой и собственным творческим методом. 12 декабря 2024 года (23 декабря по старому стилю) исполняется 225 лет со дня рождения художника.

РБК Life рассказывает, какие работы Карла Брюллова важно увидеть в Русском музее на масштабной выставке, которая пройдет с октября 2024 по май 2025 года.

Брюллов создал «итальянский жанр» живописи, где несложные бытовые сюжеты отражали новаторские взгляды на миссию искусства и разрушали старые эстетические каноны академической среды. Воспитанный в строгости отцом-скульптором Павлом Брюлло, уже в десятилетнем возрасте он был зачислен в Академию художеств Санкт-Петербурга. Но не только настойчивость воспитателя сыграла в успехах совсем юного Карла Брюллова большую роль, а природный талант, подстегнутый дисциплиной.

В академии он проникся эпохой Возрождения, создал первые картины — «Гений искусства» и «Нарцисс», — помогал сокурсникам с экзаменационными работами, вызывал восхищение у преподавателей. Закончив обучение, Брюллов с братом Александром заслуженно отправился в большое путешествие по Европе, которое и привело их в Италию.

Юбилейная выставка, организованная силами Русского музея и Третьяковской галереи, соберет около 160 полотен художника и до 250 его акварелей и рисунков: от эскизов и набросков до завершенных композиций в разных жанрах, состояниях и техниках.

«В этом году ВТБ отмечает 20 лет партнерства с Русским музеем — за это время мы поддержали множество грандиозных проектов, которые делают искусство доступнее и ближе. Масштабная экспозиция работ Карла Брюллова, подготовленная Русским музеем при поддержке ВТБ, станет одним из ключевых событий культурной жизни страны: она позволит зрителям погрузиться в атмосферу XIX века и проследить развитие творческого метода Брюллова, принесшего ему славу и на родине, и за ее пределами», — отметила старший президент ВТБ Наталья Кочнева.

Центральным объектом экспозиции станет отреставрированная картина «Последний день Помпеи» (1883) — жемчужина собрания Русского музея. Полотно очистили от застарелых слоев лака, который искажал изображение в желтых оттенках. Можно будет увидеть эскизы к картине, а также к «Персею и Андромеде», «Осаде Пскова» и «Смерти Лаокоона».

Посетители впервые увидят работу-«транспарент» «Христос во гробе», исполненную на очень тонком холсте и требующую подсветки сзади. Картину заказал Брюллову граф Николай Адлерберг, и до 2000-х годов она «жила» в Германии. В Россию полотно вернулось через коллекционера Александра Певзнера, который вскоре стал фигурантом дела о контрабанде, а картину конфисковали в пользу государства и поместили в запасники Русского музея. «Христос во гробе» — одна из выдающихся работ живописца, увлекшегося в 1830–1840-х годах религиозными темами, благодаря чему родилось множество эскизов и набросков для храма Христа Спасителя и для Исаакиевского собора.

Брюллов популяризировал рисунок как самоценное произведение через жанровые портреты, выполненные в том числе акварелью и графитным и итальянским карандашами. Любовь художника к портретам — наиболее примечательная часть его наследия.

Вернувшись в Россию во второй половине 1830-х, живописец сблизился с Пушкиным и Жуковским, Крыловым и Гоголем, сдружился с портретистом Тропининым и сам прославился как виртуозный портретист. Он писал не только близких по духу людей, но и петербургскую знать. Русский музей предлагает осмотреть парадные, полупарадные и камерные изображения его кисти. В том числе коллекцию эскизов к групповому портрету императорской семьи, который так и не осуществился. На выставке будут представлены «Портрет В.А. Перовского», «Портрет светлейшей княгини Салтыковой», «Портрет Н.В. Кукольника», «Портрет И.А. Крылова» и другие. В них Брюллов применял разнообразные художественные приемы, сочетая романтическую приподнятость, тонкий лиризм и личностное отношение к модели.

В конце 1840-х Брюллов снова покинул Россию, но уже не вернулся. Последним петербургским творением стал его знаменитый «Автопортрет» (1848), который был написан после тяжелой болезни — и всего за два часа. Этот сумрачный камерный портрет, напоминающий портреты Рубенса и многократно копированный, считается вершиной мастерства Карла Брюллова. В Русском музее хранится его копия, написанная учеником по заказу графини С.А. Бобринской, но исправленная мастером. На выставке будет еще два варианта этой работы — из Третьяковской галереи и петербургского частного собрания.

Но на этом сенсации не закончатся: в экспозицию вошли два полотна кисти Брюллова, ранее не выставлявшиеся в России, и альбом рисунков, принадлежавший потомкам «сельских негоциантов» Титтоне в Риме, в чьем загородном доме художник жил последние два года до кончины 11 (23) июня 1852 года.

Выставка в Русском музее будет работать с 18 октября 2024 по 12 мая 2025 года, после чего отправится в Третьяковскую галерею.

Поделиться
Авторы
Теги