Что такое типы речи в русском языке

. Как определить типы речи: описание, рассуждение и повествование
Обновлено 13 ноября 2024, 17:06
Тип речи — это способ изложения, который выбирает автор текста
Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

Тип речи — это способ изложения, который выбирает автор текста

В русском языке есть несколько типов речи, от которых зависит, насколько корректно написанное будет восприниматься читателем. Разбираемся вместе с экспертами на примерах, что такое типы речи и зачем они нужны.

Какими бывают типы речи, по каким признакам их определить и можно ли совмещать в тексте.

Что такое типы речи

Тип речи — это способ изложения, который выбирает автор текста. Типы речи определяют функционально-смысловую направленность текста. Они служат для того, чтобы организовать и структурировать информацию с учетом целей и задач автора.

«Способ изложения текста — это особая логика подачи информации. Об одном и том же вы можете рассказать, используя разные способы: больше рассказывая, делая акцент на повествовании, то есть действии (кто куда пришел, что сделал потом, куда отправился дальше), или больше описывая, делая акцент на деталях события (цвета, форма, сравнение), или больше рассуждая, анализируя, делая акцент на логике событий, причинах и следствии (почему все так произошло, зачем, что теперь из-за этого случится)».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

В отличие от стилей речи, которые касаются языковых и структурных особенностей текстов в зависимости от сферы применения (например, научный, публицистический или разговорный стиль), типы речи сконцентрированы на смысловом и функциональном аспектах. Выбор конкретного типа речи зависит от задачи и аудитории, которой предназначено высказывание.

Какие бывают типы речи

Основные типы речи включают в себя описание, повествование и рассуждение. Каждый из этих типов речи отличается своей уникальной функцией и предназначением.

  1. Описание фокусируется на создании образа и характеристик объектов или явлений, помогая читателю или слушателю представить себе детали предмета беседы.
  2. Повествование ставит своей целью передачу событий в их хронологической последовательности, предоставляя аудитории возможность увидеть развитие сюжета или последовательность действий.
  3. Рассуждение направлено на логическое осмысление темы, предполагает анализ, аргументы и выводы по обсуждаемому вопросу.

Повествование

Повествование — это способ передачи историй или событий с помощью слов. Представьте себе, как вы рассказываете другу о своем отпуске. Вы начинаете с того, как собирались в дорогу, какие интересные места посетили, какие приключения произошли. Это и есть повествование — последовательное изложение событий, которые могут быть как вымышленными, так и реальными.

«Повествование, описание и рассуждение вполне можно назвать тремя китами, на которых держится практически любой текст, любое художественное произведение. Научимся их различать. Помните колыбельную про серенького волчка?

…Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Унесет тебя в лесок,

Под ракитовый кусток…

Слова какой части речи организуют сюжет? Конечно, глаголы: придет, ухватит, унесет. Мало того, можно даже в таком маленьком тексте найти завязку сюжета, развитие действие и предположить развязку.

Завязка:Придет серенький волчок.

Развитие действия: И ухватит за бочок. Унесет тебя в лесок, под ракитовый кусток…

Это пример повествования. По сути, это рассказ, история, перечисление действий, событий в их временной последовательности. Недаром девизом повествования называют знаменитый афоризм «Пришел, увидел, победил».

Повествование всегда можно узнать по большому количеству глаголов и наречиям, которые помогают раскрыть подробности действий: внезапно, резко, сразу, вдруг.

Пример повествования

Вот пример текста-повествования. Давайте найдем глаголы и глагольные формы, передающие добавочные действия или признак по действию, то есть причастия и деепричастия.

Я бежал, перескакивая через трещинки на асфальте и хватаясь на поворотах за стены домов. Бежал мимо остановки автобуса, где толпились люди, мимо маленького мальчика, тащившего за поводок огромную собаку — вперед, к железнодорожной станции. Проскочив мимо полусонного охранника, я, ловко перелетев через высокие ступени лестницы, выскочил на мокрый от осенней мороси перрон, но увидел лишь хвост убегающего вдаль поезда. Я медленно опустился на скамейку и, тяжело дыша, в отчаянии сжал руками голову. Слезы невольно побежали по моим щекам.

По одним только глаголам мы легко воспроизведем все содержание текста, перескажем его. Цель автора — рассказать, значит, перед нами повествование».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

Кандидат филологических наук Татьяна Меньшикова говорит, что для повествования как типа речи выделяют несколько подтипов, каждый из которых имеет свои особенности и служит разным целям в тексте.

«Так, изобразительное повествование фокусируется на создании ярких образов, давая представление о событиях через образы и визуальные детали. Такой текст как бы «рисует картину» перед читателем. Примеры: описание похода в лес, где рассказывается, как выглядели деревья и как шумел ветер; рассказ о прогулке по зимнему городу, в котором описываются падающий снег и заснеженные улицы. Информативное повествование будет описывать события с акцентом на конкретные факты и информацию, часто включая объяснения и интересные детали о происходящем. Пример: история о важном историческом событии с указанием даты и места его проведения. Хроникальное повествование излагает события в строгом временном порядке, создавая ощущение временного прогресса. Это подходит для текста, где важна последовательность событий. Пример: тот же рассказ о проведении экспедиции, но где описаны по порядку все этапы пути».

Татьяна Меньщикова
Татьяна Меньщикова
Журналист, кандидат филологических наук

Описание

Описание — это тип речи, в котором дается детальное изложение особенностей предмета, явления или ситуации. Описание служит для создания конкретного визуального образа в сознании читателя, передает индивидуальные или отличительные черты объекта. Оно часто включает в себя такие элементы, как цвет, форма, текстура, звук и запах, а также может передавать эмоциональное восприятие и отношение автора.

«Представьте, что в нашей песенке появляются такие слова:

Это был совсем маленький зверь, волчонок, с острыми войлочными ушками и серой лохматой шерстью. Глаза, рыжие, вдумчивые, смотрящие будто исподлобья, казались совсем черными, но ярко блестели в свете полной луны.

Или, например, изображение ракитового куста:

Ракитник — многолетний декоративный кустарник, справедливо привлекающий внимание людей пышным и ярким цветением. И неслучайно ракитник в фольклоре — символ смерти и одинокой могилы: тонкие гибкие ветви склоняются над землей, будто плачут. Ее трепетные серебристые листья похожи на нежные пальцы, играющие ветром в темноте ночи.

Это описание — тип речи, при котором автор рассказывает о признаках, качествах и особенностях предмета (цвет, форма, детали), места, состояния природы или человека (настроение, внешность, характер).

Характерный признак описания — это ряды прилагательных, причастий в роли согласованных и несогласованных определений, наречия или существительные: маленький зверь, с острыми войлочными ушками и серой лохматой шерстью, глаза, рыжие, вдумчивые, смотрящие будто исподлобья, черные, ярко, в свете полной луны».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

Пример описания

По словам Ольги Орловой, в описании широко используются синонимы, назывные предложения.

«Цель автора — описать, нарисовать картину (пейзаж, портрет, интерьер). Причем действие (сюжет) здесь не важно. Важны характеристики с точки зрения «картинки», цвета, формы, материала, качеств:

В зеркале отразился уставший человек в серой старомодной шляпе и длинном клетчатом пушистом полосатом шарфе, прикрывающем нос. Темные спутанные волнистые волосы падали на плечи, взгляд зеленых глаз был острым, чуть насмешливым и настороженным. Казалось, усталость, читаемая в этих глазах, не притупила ни ясности мысли, ни проницательности.

Цель автора — описать, раскрыть особенности чего-либо или кого-нибудь, словесно нарисовать портрет героя».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

«Описание помогает нам создавать конкретное, наглядное представление о предмете, месте или человеке. В художественном описании акцент делается на создание образов, выражение эмоций и использование метафор, сравнений и эпитетов. Такое описание часто встречается в литературных текстах, чтобы пробудить у читателя эмоциональный отклик. Например: «Золотистые листья, словно капли солнечного света, украшали осенний парк». Научное описание стремится быть максимально точным, структурированным и беспристрастным. Оно использует терминологию и факты, чтобы передать информацию о предмете без эмоций. Например: «Дуб — это род деревьев семейства буковые, достигающий высоты до 30 метров». Техническое описание используется для того, чтобы подробно и точно объяснить устройство или работу какого-либо механизма. Пример: «Холодильник работает на основе компрессора, который перекачивает фреон, обеспечивая охлаждение». Портретное описание используется для передачи внешнего вида человека, особенностей его характера и манер: «Она была стройной женщиной с длинными каштановыми волосами и приветливой улыбкой». Лирическое описание передает личное отношение автора к объекту описания, часто отражая его чувства и настроения. Пример: «Затихший город, словно уснувший на берегу реки, погружался в вечернюю негу».

Татьяна Меньщикова
Татьяна Меньщикова
Журналист, кандидат филологических наук

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, который представляет собой логически обоснованный способ передачи мыслей, идей и заключений. В основе рассуждения лежит аргументация, которая позволяет говорить о предмете глубже и разностороннее, показывая причинно-следственные связи. Главная цель рассуждения — убедить читателя или слушателя в истинности или ложности определенного утверждения, предоставить ему возможность критически осмыслить представленные факты.

«Наконец, попробуем предположить, зачем же серый волчок уносит непослушного ребенка в лес. А может быть, порассуждаем о том, какова мораль этого стишка? Или заглянем в мысли ребенка?

«Зачем я делаю это? — думал волчок, аккуратно закрывая ребенка от норовящих хлестнуть по лицу веток. — Мы рождаемся, живем и умираем, находясь в семьях. Кажется, вся жизнь — это семья, про семью и о семье! И покинуть дом — это значит вытянуть душу из тела. А может ли жить душа без тела, а тело без души? Да без души, я уверен, ничего бы и не было… Ничего…»

Автор текста размышляет о причинах действий, поступков, свойств или явлений, объясняет их. Главная мысль рассуждения, умозаключение, — это тезис, который нужно аргументировать, то есть доказать. Цель автора — поделиться мыслями, чувствами, своим опытом, тревогами, сомнениями, наблюдениями».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

Пример рассуждения

Ольга Орлова говорит, что у рассуждения свои «приметы», по которым его можно узнать. Например, используются вводные слова (во-первых, во-вторых, кажется, наверное, может быть), подчинительные союзы (особенно со значением причины, следствия, цели), вопросно-ответные конструкции:

Библиотека притягивала. Казалось, что книги на полках разговаривают между собой. О чем? О приключениях, пиратах, кораблях и мушкетерах? Королях и рыцарях? А в той книге в синей потертой обложке живут чьи-то воспоминания... Интересно, какая книга когда-нибудь соберет мои? Мои мысли, высказанные когда-то, мои детские шалости, мои надежды и мечты... Кто-нибудь откроет ее, когда-нибудь потом, и попадет туда, где я был молод и, наверное, счастлив. Молод, потому что счастлив. Счастлив, потому что молод... Те же запахи — свежего ветра и новой бумаги, и вкус карамели, и еще что-то трудно объяснимое, именно то, что остается с человеком навсегда. А может, это волшебство? И все книги волшебные, и их страницы, заколдованные нашими душами, способны хранить память о лучшем в нас. Как фотографии.

Здесь рассуждение лирического героя построено на цепочке вопросов и предположений.

Структурно рассуждение обычно включает тезис, доказательства и выводы. Тезис является исходной точкой, доказательства поясняют и обосновывают его, а выводы подытоживают и закрепляют основную мысль.

«Рассуждение как тип речи используется для выражения мыслей, анализа явлений или событий и аргументации. Рассуждения делятся на несколько подтипов, которые помогают структурировать мысли и передать их более понятно.

  • Причинно-следственное рассуждение объясняет, почему что-то произошло или к чему привело какое-то действие. Здесь важна логическая связь между причиной и следствием: «Погода ухудшилась, потому что начался сезон дождей».
  • Сравнительное рассуждение используется для сопоставления двух или более объектов, чтобы подчеркнуть их сходства или различия: «Зимой в городе холоднее, чем в деревне, потому что меньше растительности, которая сохраняет тепло».
  • Индуктивное рассуждение строится от частного к общему. На основе нескольких примеров делается общий вывод: «Первые цветы появились в мае, птицы вернулись, значит, наступила весна».
  • Дедуктивное рассуждение — это логический вывод от общего к частному, когда на основе общей информации делаются частные выводы. Пример: «Все млекопитающие дышат воздухом. Значит, китам, как млекопитающим, нужно подниматься на поверхность чтобы дышать».
  • Объяснительное рассуждение помогает прояснить или раскрыть суть какого-то явления или идеи: «Компьютер требует периодического обновления программ, так как с каждым годом появляется все больше угроз для безопасности».
  • Оценочное рассуждение применяется для выражения мнения или оценки какого-либо события или объекта, используя аргументы в поддержку своей точки зрения. Пример: «Этот фильм важен для понимания истории, так как правдиво отражает события того времени».
Татьяна Меньщикова
Татьяна Меньщикова
Журналист, кандидат филологических наук

Как определить тип речи

«Помните, героиня сказки Льюиса Кэрролла Алиса считала, что книга без картинок или хотя бы без разговоров — книга неинтересная? Так вот, если выбросить из книги и картинки, и диалоги, останется текст, где три типа речи будут смешиваться, чередоваться, переходить из одного в другой. К тому же редко можно встретить произведение с одним единственным типом речи. Почти всегда они будут использоваться автором вместе — и в той или иной форме встретятся в тексте. Ведь читателям важно все:

  • описание — каков предмет или человек;
  • повествование — что происходит с этим предметом или человеком;
  • рассуждение — почему произошло это событие, в чем причина действий героев, их решений, других событий.

Эти типы речи не зависят друг от друга и могут сочетаться в одном тексте. Даже отдельные его части могут содержать сразу несколько типов речи. Часто встречается повествование с элементами рассуждения и описания. Например:

В одном небольшом городке, который утопал в зелени лесов и цветочных ароматах, жил старый учитель по имени Андрей Петрович. С годами он приобрел редкий дар — умение видеть не так, как все. Его взгляд проникал сквозь обыденность, открывая сущность вещей, будто бы он обладал каким-то особым внутренним зрением. Андрей Петрович часто размышлял о смысле жизни, о вечных вопросах, которые тревожили человечество из века в век.

Однажды, прогуливаясь по знакомой тропинке вдоль реки, он остановился, чтобы полюбоваться закатом. Огненные отблески пламенели на горизонте, перетекая в мягкие полутона розового и желтого. Это зрелище неизменно вызывало в нем чувство благоговения и благодарности. «Вот она, красота природы, — думал учитель, — показывает нам, как мимолетны наши сомнения и страхи. Все приходит и уходит, оставляя лишь память и опыт».

Андрей Петрович рассуждал о том, что люди зачастую усложняют свою жизнь, стремясь к недостижимому идеалу и забывая о том, что счастье кроется в простых вещах. Он верил, что истинное понимание приходит тогда, когда человек способен остановиться и просто наблюдать. В этот вечер, наполненный тишиной и цветами, учитель понял, что видел и понимал самое важное: счастье здесь и сейчас, в этом мгновении, полном красоты и покоя».

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

Комментарий эксперта

Ольга Орлова
Ольга Орлова
Кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ, член московской экспертной комиссии «Тотального диктанта»

«Разобраться в типах речи нетрудно: каждый из них достаточно зримо отличается от остальных. Но важно уметь различать и сложные случаи. Например, повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания или повествование с элементами описания. Вариантов может быть много. Например:

Мы стояли на берегу моря и смотрели, как волны, серые и холодные, злые от внезапно наступившей осени, набрасываются на берег, стучат белыми камнями и, словно испугавшись этого звука, убегают обратно. Я нагнулась, поискала взглядом круглый камень и, широко размахнувшись, кинула его в мутную от прибоя воду. Камень сверкнул на тусклом солнце и упал совсем близко от берега. Закричала чайка, бросившись за камнем. А с моря на нас плотной стеной надвигался, завернувшись в пелену тумана, дождь. Одежда сразу покрылась мелким водяным бисером. Я вытянула руку — и пальцы утонули в белом молоке тумана, который, опустившись на воду, словно смешался с морской пеной и зашипел. Я села на огромный камень и раскрыла зонт. В этой серой тусклой акварели он, ярко-оранжевый и блестящий от дождя, словно заменил собой спрятавшееся солнце. Сразу стало теплее и уютнее.

Налицо сюжет, повествование, рассказ: героиня стоит на берегу моря, потом поднимает камень, кидает его в волны, садится, раскрывает зонт. Но присутствует и описание — моря, воды, зонта. Это повествование с элементами описания.

А теперь давайте объединим все элементы нашей колыбельной в единый текст:

Придет серенький волчок — совсем маленький зверь с острыми войлочными ушками и серой лохматой шерстью. Глаза, рыжие, вдумчивые, смотрящие будто исподлобья, будут казаться совсем черными, но будут ярко блестеть в свете полной луны. Он ухватит за бочок и унесет тебя в лесок под ракитовый кусток — многолетний декоративный кустарник, справедливо привлекающий внимание людей пышным и ярким цветением. И неслучайно ракитник в фольклоре — символ смерти и одинокой могилы: тонкие гибкие ветви склоняются над землей, будто плачут. Ее трепетные серебристые листья похожи на нежные пальцы, играющие ветром в темноте ночи. «Зачем я делаю это? — думал волчок, аккуратно закрывая ребенка от норовящих хлестнуть по лицу веток. — Мы рождаемся, живем и умираем, находясь в семьях. Кажется, вся жизнь — это семья, про семью и о семье! И покинуть дом — это значит вытянуть душу из тела. А может ли жить душа без тела, а тело без души? Да без души, я уверен, ничего бы и не было… Ничего».

Конечно, теперь это мало похоже на колыбельную. Зато перед нами художественное произведение, в котором автор использует все три типа речи — и описание, и повествование, и рассуждение. И действительно, мы и рассказываем о событиях, и описываем героя, детали его внешности, и даже размышляем о значении семьи в жизни.

Итак, чтобы определить тип речи, необходимо установить цель или цели, которые преследовал автор текста: «что произошло?» — повествование, «какой? какая? какие?» — описание, «почему? зачем?» — рассуждение».

Поделиться
Авторы
Теги