Минцифры разработало план по борьбе с мошенниками. Он включает 30 мер
. Новый проект защитит россиян от схем злоумышленниковМинцифры разработало пакет из 30 законопроектов по борьбе с мошенниками
Минцифры совместно с правоохранительными органами и Банком России разработало пакет законопроектов, направленных на защиту граждан от мошеннических схем с использованием информационных технологий, рассказали ТАСС в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Представленный проект — это комплексный план действий, созданный на основе анализа наиболее распространенных мошеннических схем, включая обман через звонки и сообщения, взломы личных кабинетов и оформление кредитов на чужие паспорта.
Пакет включает около 30 мер. В частности, граждане смогут запретить оформление кредитов и займов онлайн на свое имя через «Госуслуги» или банковские приложения. Кроме того, кредитные организации будут обязаны проводить более тщательную проверку заемщиков, включая анализ кредитной истории, банковского счета, на который планируется перевод денежных средств, и запрет на перечисление микрозаймов на счета третьих лиц.
«Если человек сменил свои учетные данные или произошла утечка его персональных данных, будет срабатывать временная «заморозка» на выдачу займов онлайн, то есть какое-то время оформить кредит будет невозможно», — подчеркнули в аппарате Григоренко.
Государственные органы, банки и цифровые платформы будут обмениваться информацией в режиме онлайн. Такой мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях.
Появятся также новые правила по идентификации и проверке личности пользователей, а также обязательная маркировка звонков: теперь на экране пользователя будет отображаться название организации. Наконец, госорганам, банкам и операторам на законодательном уровне будет запрещено писать в мессенджеры клиентам.
«Граждане будут понимать, что все официальные уведомления могут приходить только через проверенные каналы связи», — заключили в аппарате Дмитрия Григоренко.
Данные россиян в открытом доступе
Ранее председатель правления «Сбера» Станислав Кузнецов рассказал, что в открытом доступе уже находится 3,5 млрд строк с персональными данными 90% взрослых россиян. При этом специалист отметил, что основным источником утечек оказались вовсе не кредитные организации, как считалось ранее. На них приходится всего 2%. Больше всего утечек допустили интернет-магазины и медицинские учреждения. В этом году на первый план вышла проблема звонков от мошенников. По данным «Сбера», пик мошеннических звонков был зафиксирован в первом квартале 2024 года — около 20 млн попыток дозвониться до россиян.
Стоп-слова и фразы мошенников
До этого он перечислил пять стоп-слов и фраз, которые используют мошенники. Среди них — «ФСБ», «МВД», «Центральный банк», «безопасный счет», «сообщите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС». Кроме того, аферисты представляются операторами сотовой связи и предлагают продлить действующий договор. Также они звонят в мессенджерах с логотипом «Госуслуг» на аватарке и предлагают оплатить долг. Преступники могут позвонить якобы из социального фонда под предлогом перерасчета пенсии или связаться, чтобы якобы подтвердить даты прохождения диспансеризации.
Популярные схемы
Мошенники постоянно разрабатывают новые схемы. Так, недавно группа быстрого реагирования «Билайна» рассказала о популярном мошенническом сценарии: злоумышленники отправляют жертве цветы или другой подарок, а затем просят «код подтверждения доставки». На самом деле этот код позволяет мошенникам получить доступ к порталу госуслуг. Схема с кодами из СМС — одна из самых популярных у аферистов. Сценарии могут быть разными и даже исполняться в два этапа. Главной целью мошенников остается под любым предлогом заполучить код из сообщения.
Например, москвичам мошенники могут звонить от лица столичного депздрава и предлагать помощь с установкой приложения «ЕМИАС.ИНФО». Для этого они рекомендуют скачать приложение и назвать СМС-код, который требуется «для аутентификации». Этот код дает доступ к личной информации граждан.