«Чистые, красивые чувства»: фильм «Любовь и голуби» снова вышел в прокат

. Вспоминаем историю его создания и рассматриваем кадры со съемок

«Любовь и голуби» Владимира Меньшова выпустили в повторный прокат

Обновлено 11 декабря 2024, 10:41
Нина Дорошина и Александр Михайлов на съемках фильма «Любовь и голуби», 1984 год
Фото: Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»

Нина Дорошина и Александр Михайлов на съемках фильма «Любовь и голуби», 1984 год

Отреставрированная комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» появится в повторном прокате 28 ноября. Выход культового фильма на большие экраны приурочен к юбилейным датам: в декабре исполнится 90 лет со дня рождения Нины Дорошиной, исполнительницы главной роли, а в январе следующего года — 40 лет с момента премьеры фильма.

РБК Life и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» предлагают вспомнить историю его создания.

Лирическая комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» полюбилась зрителю, как Василий Надежде, и разлетелась на цитаты, как пернатые в кадре. В 2016 году фильм назвали самым популярным в российском телерейтинге, а в 2019 он стал самым просматриваемым советским фильмом на YouTube.

Посмотреть в кино
Посмотреть в кино
Купить билеты

По сюжету образцовый семьянин Василий Кузякин (Александр Михайлов), получив производственную травму и путевку в санаторий, уезжает на море, где встречает предприимчивую и эрудированную Раису Захаровну (Людмила Гурченко). Курортный роман перерастает в сожительство, которое длится недолго: Василий разочаровывается в прогрессивном образе жизни горожанина.

Фильм был создан по пьесе сценариста Владимира Гуркина, который взял историю, произошедшую с его соседями Василием и Надеждой Кузякиными. Спектакль «Любовь и голуби» с Ниной Дорошиной в главной роли в 1981 году увидел Владимир Меньшов — так родилась идея перенести историю с театральной сцены на экраны. Съемки начались уже через пару месяцев.

Режиссер не стал приглашать в фильм театральных актеров, желая по-своему интерпретировать пьесу, но сделал исключение для Нины Дорошиной. К счастью, Меньшову так и не удалось найти ей достойную замену, о чем он сам впоследствии не пожалел: «Она была великолепна, хотя это было непросто — работать с ней. Она работала, даже можно сказать, капризно и тяжело, но это все сопровождающие талантливого человека прибамбасы, к которым уже надо привыкать. Я со всем мирился, потому что знал, что у меня будет гениальное создание в картине. Так оно и оказалось». По словам Меньшова, Дорошиной удалось закодировать вечный образ русской женщины, в которой сосуществуют и простота, и хитрость.

Изначально кино хотели снимать в родном для Гуркина Иркутске — в Сибири вообще снималось мало картин.

«Вместе с Меньшовым в 1982 году мы ездили выбирать «натуру». Проехали по многим деревням и поселкам вдоль Транссиба от Иркутска до Черемхово, — вспоминал Гуркин. — Меньшов поражался увиденной разрухе и говорил: «Если мы здесь будем снимать, люди не поверят, что так можно жить. Это словно 1914 год!» Правда, когда удалялись от железной дороги вглубь тайги, встречали симпатичные деревни. Но тамошнее энергоснабжение не выдержало бы нагрузки, если бы пришлось подключать всю необходимую для съемок аппаратуру».

В итоге поиски фактуры не увенчались успехом и было решено перенести действие фильма в Медвежьегорск в Карелии. Сложность заключалась в том, чтобы за месяц съемок показать смену сезона — по сюжету история начиналась летом, а заканчивалась глубокой осенью. «И если вы обратите внимание, то в начальных кадрах зеленая трава, кусты, а потом уже черная земля. Мы тщательно продумывали этот вопрос с художниками и декораторами», — вспоминает оператор фильма Юрий Невский. Потрудиться пришлось и над сценами с голубями: пернатых то и дело приходилось ловить и снимать отдельно.

Многие сюжетные линии в пьесе не были хорошо прописаны и нуждались в режиссерской доработке. Так, Меньшов «досочинил» героиню-разлучницу Раису Захаровну. Изначально эту роль должна была сыграть супруга режиссера Вера Алентова, но помешала высокая загруженность. Также претендовали на эту роль Наталья Кустинская и Татьяна Доронина, но роль досталась Людмиле Гурченко.

«Мы уже снимали, когда я дал телеграмму Людмиле Марковне. Она только-только стала народной артисткой и отдыхала в Пицунде. Гурченко была тогда на самом взлете своей новой карьеры. И то, что она согласилась сыграть эту роль (в общем, не главную), уже было подарком. Работать с ней чрезвычайно интересно, потому что и с юмором все в порядке, и ответственность громадная, — вспоминал Меньшов. — Кстати, большинство сцен с Раисой Захаровной придумал я. В комедии Гуркина у нее небольшая роль в одной сцене, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны».

«Помню, как тяжело все шло и какой кошмар я испытывал на съемочной площадке, когда временами вообще не понимал, как это снимать. Только за счет всеобщего вдохновения все сложилось так, что, когда я посмотрел отснятый материал, понял: это не я, это выше, чем я», — рассказывал режиссер.

Однако самые большие переживания начались уже после завершения съемок: худсовет поставил выход картины под вопрос. Смущали сцены, где герои выпивают, как будто бы они не в курсе, что в стране идет кампания по борьбе с алкоголизмом. Меньшов пытался настоять на своем, за что поплатился: его сняли с должности режиссера, вычеркнули из титров, а фильм отправили на перемонтаж, который длился два-три месяца.

Режиссер вспоминал: «Эти месяцы я еле пережил. Помню, много пил, выкуривал по две пачки сигарет каждый день и не мог спать. Я жил в аду. Коллеги с «Мосфильма» наблюдали за этим с ухмылкой: «Вот, мол, получил! А то слишком высоко взлетел!» А я был в панике».

Но судьба была благосклонна к Меньшову и его работе: его предыдущая оскароносная картина про Москву, которая не верит слезам, понравилась «наверху», и партийное руководство режиссеру все-таки поверило: «Любовь и голуби» выпустили в первоначальном варианте, без купюр.

Несмотря на то что герои давали достаточно поводов для уничижения, режиссер всегда «строго следил, чтобы ни в коем случае не возникло оскорбительной интонации». Меньшов держал в голове, что снимает кино про простой народ, который может быть «не слишком симпатичным» в мирной жизни, но «выигрывает войны»: «Тот же дядя Митя с его алкогольными приключениями у нас в канаве не валяется и он по-настоящему притягательная личность. И Вася Кузякин, хоть и закрутилось у него по пьянке, норму свою, в принципе, знает».

Получившийся фильм Владимир Меньшов расценивал как признание в любви своей стране и народу: «Разумеется, я не ставил для себя задачи обязательно сделать народное кино, но мое отношение к народу как безусловной ценности, думаю, повлияло на конечный результат. Я хотел выразить признательность этим людям, и только поэтому получилось сделать кино, рождающее незамутненные, чистые, красивые чувства».

Поделиться
Авторы
Теги