Почему второй сезон «Игры в кальмара» кажется необязательным

. «Прогрев» к третьему сезону, на который жаль тратить семь часов жизни

Второй сезон «Игры в кальмара» получился хуже первого: мнение критика

Обновлено 27 декабря 2024, 17:51
Netflix
Фото: Netflix

26 декабря рождественским подарком на Netflix вышло долгожданное продолжение южнокорейского феномена «Игра в кальмара». После немыслимого успеха в 2021 году проект продлили сразу на два сезона. С одной стороны, это снимает определенную интригу для зрителей: раз будет третья часть — значит, вторая не лишится всех ключевых игроков. С другой — заставляет аудиторию согласиться на правила игры: еще два сезона — так два сезона. Однако стоило ли продолжение трехлетнего ожидания? Разбирается кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина.

Первый и второй сезоны шоу разделяют три года, но внутри истории прошло только два. За это время победитель Сон Ки Хун (Ли Джон Джэ) ощутимо растратил выигранные миллиарды вон, но не на развлечения, а на то, чтобы отыскать авторов губительной «Игры в кальмара», которая продолжается, несмотря на смерть одного из них, пожилого О Иль Нама (О Ён Су), в финале первого сезона. Сумевший не примкнуть ко злу Сон Ки Хун продолжает с ним бороться. Для этого он, например, подкупает сеульскую полицию, по сути переманивая ее на службу собственным целям — отыскать таинственного вербовщика (Кон Ю), в метро заманивающего бедных и отчаявшихся прохожих в игру на выживание.

Параллельно развивается линия с молодым и прытким полицейским Хван Чун Хо (Ви Ха-Джун), проникшим под прикрытием в игру, чтобы отыскать пропавшего старшего брата. В финале первого сезона выяснялось, что брат Хван Ин Хо (Ли Бён Хон) жив и невредим. Более того, он охотно руководит «Игрой в кальмара». Выжив после выстрела брата, Хван Чун Хо возвращается в полицию, но разочаровывается в следственной деятельности и переводится в службу дорожного правопорядка.

Однако злой рок (или происки авторов «Игры в кальмара») снова сводит утратившего покой Сон Ки Хуна и Хван Чун Хо вместе. Герои разрабатывают хитрый план: Сон внедряет себе в пломбу датчик слежения и вновь возвращается в игру, а Хван с командой помощников должен выследить место проведения смертельных соревнований, чтобы устроить облаву. Но, разумеется, планы героев рушатся, а Сон Ки Хун вновь оказывается в игре один на один с угрозой смерти.

Кажется, что после немыслимого успеха «Игры в кальмара» по всему миру было бы преступным не продолжить проект. Поэтому ключевой вопрос с самого начала звучал следующим образом: не «Зачем?», а «Как?». Планка первого сезона, который придумал, написал и снял южнокорейский гений Хван Дон-хёк, была поднята слишком высоко. Да, сериал страдал от излишней сентиментальности, часто перегибая палку в том, чтобы довести зрителя до истерического припадка от зашкаливающего напряжения. Но вместе с тем шоу отлично работало во всем, что касалось игрового саспенса: испытания были изощренными и волнительными, а смерти участников — непредсказуемыми. Ключевая же интрига сводилась не только к тому, кто выживет, но и к тому, чтобы разобраться, чьими усилиями эта игра создана и проводима.



После раскрытия всех карт в финале первого сезона спасшийся Сон и умирающий от опухоли мозга О Иль Нам спорили о природе человека в духе Достоевского: про тварь дрожащую или имеющую право совершать благородные поступки. Каждый остался при своем, и сути игры это в корне не меняло: человек все так же порочен и слаб. Подтверждает это и новый состав участников «Игры в кальмара» из второго сезона: лица другие, но суть все та же.

Автор сериала остается верен себе и собирает аналогичных игроков по шаблону. Вновь есть северокорейские перебежчики, пожилые, «прогоревшие» бизнесмены (что актуально — в криптовалюте) и их обманутые вкладчики и далее по списку. Разбавляют этот состав беременная девушка, рэп-звезда с псевдонимом Танос (у него фиолетовые волосы и привычка изъясняться на плохом английском, что уже к середине сезона начинает страшно раздражать), бывшие морские пехотинцы и даже одна шаманка.

Не меняются и интересующие шоураннера темы: критика социального неравенства, жадность и жестокость человека, культурное расслоение в обществе, мир-перевертыш, в котором человеческая жизнь оказалась незначительнее банковской бумажки. И это продолжающееся топтание на месте — первое из огорчений от второго сезона.

Нет и интриги касательно авторов смертельной игры — с их лиц сброшены маски, мотивация давно проговорена. Хван Дон-хёк старается выкрутиться как может: буквально вынуждает одного из руководителей схватки оказаться в числе участников, чтобы то ли убедиться в своей правоте (люди страшно порочны), то ли признать свой промах (возможно, даже в этом игровом аду находится место человечности). Но накала в сценарии не прибавляется: что бы герой ни выбрал, вокруг все равно горы трупов, выжившие карабкаются по головам к висящей под потолком ангара заветной пластмассовой свинке, набитой деньгами (итоговая сумма выигрыша — $38,5 млн).

Слабее кажутся испытания, которым подвергают участников. Неуязвимый Сон Ки Хун, поняв, что лишился поддержки извне, старается помешать ведению игры изнутри. Он остается, чтобы с помощью личного опыта и знаний обо всех подводных камнях облегчить участь новых игроков.

И хотя полностью повторяется лишь первая игра «Тише едешь — дальше будешь» с гигантской куклой-убийцей, новые состязания уступают по накалу и изобретательности старым. Это понимает и шоураннер, прибегая к мелкому жульничеству. Чтобы удержать интерес аудитории, смертоносные сражения на этот раз прерываются на «рекламу»: обрываются в конце одной серии и продолжаются только в начале следующей. Помнится, что первый сезон подобных авторских манипуляций не позволял. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, режиссер миксует жанры — к финалу сезона кровавый триллер превращается в бесконечный экшен-боевик в духе таиландского «Рэйда».

Не спасает и более лаконичный хронометраж — семь серий вместо девяти из первой части. Кажется, что можно было сократить вообще до пяти — к чему растягивать, если заранее известно, что второй сезон — лишь промежуточная станция и ехать придется до финала еще не снятого третьего. Сдержанно оценила второй сезон и западная пресса. В череде положительных отзывов встречаются также очень средние, с общим знаменателем: все еще напряженно и кровожадно, но отнюдь не так находчиво и интересно. Всего 60% одобрительной критики. Неплохо, но и до триумфа далеко.

Второй сезон «Игры в кальмара» кажется необязательным продолжением хита 2021 года. О первом сезоне хотелось говорить, спорить и рекомендовать его друзьям. Сериал стал феноменом, который стоило посмотреть даже, чтобы понять, что весь сопутствующий ему хайп несколько обманывал ожидания. После второго сезона подобного послевкусия нет — он ощущается как «прогрев» для выхода третьей части (выйдет в 2025-м). Напоминает обо всей истории, но не привносит ничего кардинально нового. А ведь для любой игры очень важно, чтобы каждый последующий уровень оказывался интереснее предыдущего.

Хван Дон-хёк в преддверии релиза признавался, что мечтает сбежать на далекий остров и не получать звонки от Neftlix. Кажется, играми стриминга с «Кальмаром» пресытился даже он.

Поделиться
Авторы
Теги