«Трасса» или «Все совпадения неслучайны»: 10 главных сериалов 2024 года

. Какие истории мы смотрели и обсуждали, уважали и презирали

Названы 10 главных сериалов 2024 года

Обновлено 27 декабря 2024, 12:16
Apple TV+; Плюс Студия; Clerkenwell Films; Продюсерская компания «Среда»
Фото: Apple TV+; Плюс Студия; Clerkenwell Films; Продюсерская компания «Среда»

2024-й был небогат на громкие премьеры. Даже в ковидные годы выходили большие хиты: Netflix выпускал «Ход королевы», Apple TV+ — «Основание», Disney+ — «Ванда/Вижн», а HBO — «Мэйр из Исттауна». И все же благодаря новым сезонам уже набравших популярность проектов («Властелин колец. Кольца власти», «Дом Дракона», «Аркейн», «Укрытие»), а также амбициозным новинкам («Олененок», «Задача трех тел» на Netflix) сериальный 2024-й можно охарактеризовать как разнообразный. Хотя оригинального контента стало еще больше — причем это наблюдается и за рубежом, и в России.

Отечественная сериальная индустрия с 2022 года стабильно наращивала мощности, к финалу 2023-го силами Института развития интернета (ИРИ) «воспитав» и выпустив «Слово пацана: Кровь на асфальте», который мы нескоро позабудем и который входит в некоторые топы лучших сериалов 2024 года. Неудивительно, ведь подобно успеха не удалось повторить пока ни одному проекту. Но претенденты были — несколько качественных и тяжеловесных драматических сериалов от «Продюсерской компании «Среда».

РБК Life собрал 10 ключевых премьер 2024 года, которые не оставили нас равнодушными.

Российские сериалы

«Трасса»

  • реж. Душан Глирогов
  • в ролях: Карина Разумовская, Александр Ильин, Анна Михалкова
  • оценка «Кинопоиска»: 8.0

Действие сериала, признанного кинокритиками лучшим российским проектом года, сворачивает то в сторону психологического триллера, то в сторону детектива. В Ставропольском крае 13-летняя девочка убивает родителей из ружья и пытается отправиться за ними, в то время как в Петербурге приемная дочь замешанной в коррупции судьи сбегает на поиски биологических родителей и пропадает. Последнее сообщение от перепуганной и плачущей Киры поступает из Ставрополья.

Как и в других совместных проектах Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко «Хрустальный» и «Химера», в сериале наряду с криминальной звучит социальная тема, а точками сюжетной опоры на этот раз становятся киднеппинг, торговля людьми, фамильная травма и безразличие, с которым общество научилось принимать ужасы, происходящие совсем рядом.

«Золотое дно»

  • реж. Илья Ермолов
  • в ролях: Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Павел Попов
  • оценка «Кинопоиска»: 8.0

Алексей Градов, миллиардер, владелец крупного строительного холдинга, умирает, оставляя семью вести ожесточенную восьмисерийную борьбу за наследство с его бизнес-партнером (Игорь Гордин). Интересы семьи представляет делец из 1990-х Градов-старший (Алексей Гуськов) и финансист Надежда (Юлия Снигирь), она же любовница покойного.

Говоря о дележке семейного бизнеса в кино, трудно уйти от параллелей с культовым сериалом «Наследники». В ответ на это Илья Ермолов подчеркивал, что его сериал — это история в первую очередь о сегодняшних российских реалиях, «про здесь, про сейчас и про нас».

Сериал снят по сценарию однофамильцев Сергея Минаева и Дмитрия Минаева. Персонажи получились несколько шаблонными, но выразительными. И хотя очень трудно выделить хотя бы одного положительного героя, наблюдать за ними по меньшей мере занимательно.

«Героев сериала вряд ли можно назвать приятными, но яркими и колоритными — безусловно. Каждый из Градовых, действительно тот еще кадр. Во-первых, это заслуга сценаристов Минаевых: характеры персонажей превосходно прописаны. Один из Градовых, например, чтобы справиться с нервными потрясениями, постоянно ходит на пробежки, из-за чего над ним подтрунивают родственники. Что до сих пор нечасто бывает в российских сериалах — герои говорят как нормальные люди, на нормальном языке».

Из обзора Кати Загвоздкиной

«Лихие»

  • реж. Юрий Быков
  • в ролях: Артем Быстров, Егор Кенжаметов, Полина Максимова, Евгений Ткачук
  • оценка «Кинопоиска»: 7.6

Сериал Юрия Быкова балансирует на волне популярности криминальных 1990-х, которая поднялась после триумфа сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана: Кровь на асфальте». Хабаровский пчеловод в попытке выбраться из нищеты становится киллером и втягивает в профессию сына Женю, который, хотя и младше крыжовниковских пацанов, играет по-крупному: помогает отцу организовывать убийства и, вырастая, сам становится киллером. Действие параллельно разворачивается в двух эпохах: лихих 1990-х и современности, где у Жени появляется собственная семья.

Как и «Слово пацана», «Лихие» вышли под плашкой «основано на реальных событиях». Создатели сериала переработали историю, описанную в мемуарах бандита Евгения Демина. И хотя, если верить высокой оценке «Кинопоиска», зрительские симпатии на стороне сериала, многие критики ругали «Лихих» за плохо прописанные характеры и недостаток психологизма.

«Преступление и наказание»

  • реж. Владимир Мирзоев
  • в ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Диана Енакаева, Юлия Снигирь, Борис Хвошнянский
  • оценка «Кинопоиска»: 5.7

Новая экранизация романа Достоевского от Владимира Мирзоева собрала звездный каст: Иван Янковский в роли Раскольникова, Любовь Аксенова в роли Дуни, Юлия Снигирь — Марфы Петровны Свидригайловой. Мирзоев помещает действие в сеттинг не современной, но «вечной России»: герои то носят худи, то шуршат кринолином в следующей сцене, то общаются по смартфонам, то сыпят прямыми цитатами из романа XIX века.

По мнению режиссера, актуализация позволяет не уходить от смысла в «формотворчество», тем не менее больше всего претензий прозвучало именно к форме. Слишком часто режиссеры в попытках «стряхнуть пыль с классики» пускают пыль в глаза, и как бы Мирзоев не наступил на те же грабли. Сериал уже успели упрекнуть в излишней претенциозности как зрители, так и критики.

«Мирзоев включает в сериал видение не только книги, существующей между передним и задним форзацами, а широкого культурного пласта и идейного контекста, без понимания которого невозможно и полное погружение во вселенную «Преступления и наказания». В эпизодах можно усмотреть отсылки к «Дневнику писателя» и «Бесам», отражение идей нигилизма, упоминание «Лолиты» Владимира Набокова и кассету с фильмом Алексея Балабанова. Все это частички большого сложного пазла — чем больше кусочков разгадает и поймет зритель, тем полнее будет его понимание произведения Мирзоева».

Из обзора Миланы Стояновска

«Прометей»

  • реж. Максим Свешников
  • в ролях: Филипп Янковский, Любовь Аксенова, Дмитрий Чеботарёв
  • оценка «Кинопоиска»: 7.7

Пропавший в 1998 году самолет Барнаул — Москва, похоже, совершил полет сквозь время: спустя 26 лет пассажир дозванивается своей повзрослевшей дочери из таксофона и сообщает, что самолет благополучно приземлился. В расследовании мистического дела принимает участие энергичная журналистка либерального издания Анна Полетаева (Любовь Аксенова), которая также привлекает влюбленного в нее друга-физика (Дмитрий Чеботарев).

Возможно, фэнтези получилось бы более эффектным и напряженным, если бы полет фантазии сценариста не был столь вольным. Но паранормальные события развиваются слишком стремительно (самолет находят уже к концу первой серии), из-за чего наскучивают. Но, возможно, этот неудобный момент будет преодолен техническим решением «Кинопоиска» с переносом второй половины сериала на январь 2025 года.

Зарубежные сериалы

«Сегун»

  • создатели Джастин Маркс и Рэйчел Кондо
  • в ролях: Космо Джарвис, Хироюки Санада, Анна Саваи, Таданобу Асано
  • оценка Rotten Tomatoes: 99%

XVII век, голландский корабль со штурманом Джоном Блэкторном причаливает к берегам Японии, где давно и стабильно распространяют слово божие (а также собственную культуру и традиции) португальские миссионеры. Чудом избежав казни, Блэкторн постепенно входит в доверие даймё Торанаги, который начинает борьбу за титул сёгуна с конкурентами.

Грандиозный проект FX по роману Джеймса Клавелла, архаичный сюжет которого шоураннеры умело переработали и подштриховали. Мореход Джон Блэкторн отошел на второй план, а вперед вышли японские феодалы и их вассалы. Результатом этого телевизионного события стали 18 статуэток «Эмми» и продление на второй и третий сезоны.

«В отличие от романа и первой экранизации, новый «Сёгун» уделяет гораздо больше внимания японцам, в то время как в первоисточнике события преподносились от лица Блэкторна. Кондо и Маркс дают развитие второстепенным линиям Марико, даймё Торанаги и даже главному злодею, даймё Исидо. Каждый получает и предысторию (в виде флешбэков), и объемный характер; почти у всех есть свои скелеты в шкафу, которые некстати вываливаются на всеобщее обозрение».

Из обзора Тимура Алиева

«Рипли»

  • реж. Стивен Зеллиан, Андреа Вулькано
  • в ролях: Эндрю Скотт, Джонни Флинн, Дакота Фаннинг
  • оценка Rotten Tomatoes 86%

Мелкий жулик Том Рипли отправляется из Нью-Йорка в Италию, чтобы вернуть домой засидевшегося на Адриатике бездельника Дики Гринлифа, сына состоятельного американского финансиста. Обнаружив, как на самом деле хороша жизнь без финансовых проблем, Рипли задумывает свою главную в жизни аферу.

«Нетфликсовская адаптация «Рипли», без преувеличения, настоящий рай для эстетов и ад для всех тех, кто пришел за интригующей детективной историей. Вопреки избранному жанру, саспенса невероятно мало. Более того, у сериала удивительно последовательный монтаж, изредка прерывающийся джамп-катами, который делает повествование местами невыносимо прямолинейным. Зеллиан жертвует интригой во имя красоты — решение, с которым сложно спорить, но тяжело понять. Особенно фанатам детектива».

Из обзора Оли Смолиной

«Олененок»

  • шоураннер: Ричард Гэдд
  • в ролях: Ричард Гэдд, Джессика Ганнинг, Том Гудман-Хилл
  • оценка Rotten Tomatoes 99%

Комик-неудачник Донни Данн, работающий в лондонском баре, однажды проявляет сострадание к очень неприятной женщине, за что расплачивается годами мучений: несчастная оказывается опасной сталкершей.

Сериал основан на реальных событиях из жизни автора — шотландского комика Ричарда Гэдда, что обеспечило ему нерв, а затем и хайп. Фанаты сериала занялись доксингом и нашли женщину, послужившую прототипом для героини «Олененка».

«После успеха сериала «Ты» (You), романтического триллера с метафорой созависимости, где в центре сюжета был привлекательный сталкер в исполнении Пенна Бэджли, Netflix повысил ставки. В «Олененке» повествование без купюр,

Мрачный вайб «На игле» Дэнни Бойла, картинка 18+ и все лучшее сразу — темы ментального здоровья, социальной изоляции и безразличия социальных институтов к уязвимым группам идут нога в ногу с темами одержимости общественным одобрением и кризиса идентичности, а также гендерными вопросами».

Из обзора РБК Life

«Пингвин»

  • реж. Крэйг Зобель, Хелен Шейвер
  • в ролях: Колин Фаррелл, Кристин Милиоти, Клэнси Браун
  • оценка Rotten Tomatoes 95%

Освальд Кобблпот, хромой решала криминального босса Кармайна Фальконе, предоставлен сам себе: шеф на том свете, его недотепа-сынок вскоре отправится туда же. Кажется, настал тот самый момент, какого Освальд долго ждал: пора прибрать криминальную власть в Готэме в свои руки. Но тут из лечебницы Аркхем выпускают Софию — дочь Фальконе, и на шахматной доске Пингвина появляется опасная фигура.

«Колин Фаррелл, как никто, хорош в криминальной комедии — «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Шугар» и «Джентльмены» идеально сидят на нем, и «Пингвин» отлично вписывается в этот «гардероб». Это не сериал про супергероя, а история готэмского закулисья, где для злодейства совершенно не нужна приставка «супер-», потому что оно и без того всепоглощающе могущественно. Но еще и потому, что оно чрезвычайно недальновидно в своей жестокости и ярости, а оттого уязвимо».

Из обзора РБК Life

«Все совпадения неслучайны»

  • реж. Альфонсо Куарон
  • в ролях: Кейт Бланшетт, Кевин Клайн, Саша Барон Коэн
  • оценка Rotten Tomatoes 76%

В этой истории о неверности с роковыми последствиями австралийская актриса Кейт Бланшетт исключительно хороша. Играя Кэтрин, успешную документалистку, которую нагоняет прошлое в самый неожиданный момент, она воплощает собой чувство вины, снедаемое разрушительной тревогой. Сопровождают ее в этом удивительный Саша Барон Коэн в образе всепонимающего супруга и Коди Смит-Макфи, исполняющий инфантильного сына, обиженного на холодность матери.

Альфонсо Куарон перенес на экран бульварный роман журналистки Рени Найт в формате многосерийного фильма, куда поместил целый тематический букет. В нем и проблемы интерпретаций, домыслов и осуждений в отношении близких и далеких людей, и интрига, создаваемая ненадежным рассказчиком, и подводные камни материнства, и семейные неурядицы. «Все совпадения неслучайны» вдобавок ко всему чрезвычайно красиво снятый мини-сериал, где искусство построения кадра и освоения пространства на экране практически безупречно.

Поделиться