Концепция сезонности: как предпочтения в вине меняются в течение года
Шеф-сомелье ресторана Grand Cru Павел Кравченко назвал главные вина лета
Вино, как и кухня, прекрасно отражает сезон. Концепция сезонности вина выражается в идеальном сочетании вина с настроением, погодой, cезонными продуктами, компанией и средой. О том, как в России в течение года меняется спрос на напитки и какие вина чаще выбирают летом — в нашем материале
Сезонность по спросу
Спрос на вино имеет несколько всплесков в течение года, главный из которых — декабрь (из-за подготовки к празднованию Нового года). Большие объемы продаж вина характерны и для летних месяцев, пик приходится на июль и август, когда россияне отправляются в отпуск, чаще проводят время за городом или на природе. Меньше всего вина в России продается в январе и феврале, что связано с наименьшей покупательской способностью после новогодних праздников и холодной погодой. В марте рост продаж вина возобновляется, этому способствует не только наступление весны и загородные поездки, но и 8 Марта.
«Если говорить о снижении спроса, то это январь и февраль, далее мы видим рост — до пиковых летних показателей, с сентября по ноябрь все более стабильно. Следующий всплеск продаж приходится на декабрь. Но мы не можем говорить о падении продаж по сезонам, скорее есть периоды с чуть более высокими продажами», — сообщили в пресс-службе Luding Group.
Сезонность по типу напитка
При этом сезонность выражена и в том, какие именно напитки предпочитают россияне летом, а какие — зимой. Так, эксперты Роскачества, проанализировав данные розничных продаж разных категорий алкогольной продукции с 2017 по 2022 год, пришли к выводу, что традиционный пик продаж в категории ликерных вин приходится на апрель, связан он с пасхальными праздниками и ростом продаж кагоров, а высокий сезон для коньяка приходится на сентябрь—октябрь.
Что касается игристых вин, то, по данным Luding Group (есть в распоряжении «РБК Вино»), они обладают стабильно высоким спросом у россиян круглый год. Как объяснили в пресс-службе компании, игристые ассоциируются с праздником, входят в рейтинги популярных подарков на различные торжества, как личные, так и государственные. При этом компания выделяет три основных периода с чуть более высокими показателями продаж:
- Декабрь—январь: игристые — в топе популярных напитков и подарков на Новый год, старый Новый год, продолжительные январские праздники;
- Март: яркий всплеск потребления, связанный с 8 Марта. Хоть вина и становятся гендерно-нейтральными напитками, но игристые еще остаются более популярными у женской половины;
- Июль—август: сезон летних веранд, отпусков, в том числе внутри страны.
В категории тихих вин, по данным Luding Group, продажи в течение года более стабильные, без сильных всплесков. Как пояснили в компании, ключевыми факторами и периодами для увеличения доли продаж тихих вин являются:
- Июль—август: сезон отпусков и развитие внутреннего туризма;
- Декабрь: стабильный предновогодний всплеск для всех категорий алкогольных напитков.
Сезонность по времени года
Разные сезоны требуют разных вин — от легких и свежих в теплые месяцы до плотных и насыщенных в холодные. По мере смены времен года меняется и стратегия сочетания вина и еды:
- легкие весенние блюда идеально сочетаются с хрустящими белыми и розовыми винами;
- свежие летние салаты и блюда, приготовленные на гриле, дополняются освежающими пикантными винами;
- осенний урожай и богатые, калорийные зимние блюда требуют вин с большей полнотой и сложностью.
По словам, шеф-сомелье ресторана Grand Cru Павла Кравченко, погода напрямую влияет на наше настроение и потребительские привычки.
«С наступлением тепла любители вина как по команде переключаются на более легкие, свежие и ароматные вина, в которых доминируют цветочные нюансы, больше свежести и более низкий алкоголь», — рассказал Кравченко.
При выборе вина нужно понимать и разбираться, в каком стиле сделано вино. Например, «совиньон блан в долине Луары можно сделать легким хрустящим, с низким уровнем алкоголя, но также его можно сделать сложным, глубоким, практически в стиле оранж. Стиль вина, пожалуй, главный критерий при выборе», считает сомелье.
Главные летние вина по версии Павла Кравченко, шеф-сомелье ресторана Grand Cru
- игристые: просекко, пет-нат, разнообразные креманы и конечно же шампанское, но сделанное в более легком стиле;
- новозеландский совиньон по-прежнему бестселлер;
- свежий, хрустящий и минеральный рислинг из Мозеля — первый друг любителей легкого стиля вина;
- грюнер ветлинер из Австрии прекрасно себя показывает летом. Одно из лучших вин, которые можно себе позволить;
- сильванер из Франконии (Германия) — в летний сезон это просто восторг;
- альбариньо, вердехо в легком стиле;
- пино блан и шенен блан из прохладного климата — также лучшие спутники в жаркое время;
- прекрасно себя показывают летом сухие и легкие мускаты.