Как формируется цена на бутылку вина. Инфографика

Средняя цена тихого вина в рознице в России составила 553,03 руб. за литр

Обновлено 27 мая 2024, 16:00

Виноград формирует только 10–15% стоимости вина, а цена производителя отличается от розничной минимум в два раза. Как формируется цена на бутылку вина и от чего она зависит — в нашем материале

Gerain0812 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Gerain0812 / Shutterstock / FOTODOM

Средняя цена тихого вина в рознице в России, по данным агентства «Национальные кредитные рейтинги», на конец 2023 года составляла 553,03 руб. за литр, а игристого — 463,9 руб. за литр.

Розничная стоимость вина формируется из трех главных элементов.

  • Цена винодела, в которую закладывается стоимость производства и переработки винограда, бутылки, этикетки, пробки и мюзле, расходов на рабочих и помещения и, наконец, прибыль винодельческой компании.
  • Затем вино попадает к оптовым компаниям и торговым сетям. Им необходимо распространить товар по всей стране, хранить его на складах, расставить на полках и продать. В цену вина закладываются расходы на логистику, маркетинг, транспорт, аренду складов и магазинов, работу персонала.
  • Наконец, на стоимость вина влияет государство, собирая акцизы с производителей, пошлины с импортеров зарубежного вина и налоги со всех.

Цена винограда

Средняя цена килограмма винограда для производства вина в России, по данным НКР, составляет 53,6 руб. «Себестоимость килограмма винограда варьируется от 25 до 200 руб. — разница зависит прежде всего от размера виноградника и использования на нем ручного труда: чем больше — тем дороже», — объяснил вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев. «В зависимости от региона и качества самого виноградника цены могут варьироваться от 40–50 руб. и выше», — добавил Михаил Шарин, директор по развитию компании «Дербент Вино», планируемый объем производства вина которой в этом году должен составить 9 млн бутылок. Для сравнения: Андрюс Юцис, владелец винодельни, производящей около 10 тыс. бутылок в год, дал оценку в 90 руб. за килограмм винограда.

Дальше наступает основная работа — превращение винограда в вино, длительный технологический процесс, требующий расходных материалов, оборудования и площадей для хранения продукции. «Одна из главных проблем сейчас — очень дорогая рабочая сила. Водитель виноградного комбайна в сезон может получать до 300 тыс. руб. в месяц. Люди очень дороги», — рассказал Ставцев. Андрюс Юцис оценил долю оплаты сотрудников в среднем в 200 руб. при цене бутылки от производителя в 650 руб. «Это мой показатель. Понятно, что чем больший объем выпускает винодел, тем больше размывается фонд оплаты труда в себестоимости его продукции», — объяснил он.

Стоимость вспомогательных материалов — бутылки, пробки и этикетки — также зависит от того, каков объем производства винодельни. «Стоимость этикетки, например, может варьироваться от 2 до 50 руб. и выше в зависимости от партии, качества бумаги, нанесения и других факторов», — сообщил представитель «Дербент Вино». «Везде действует принцип: чем больше, тем дешевле. В нашем случае бутылка стоит 40 руб., 20 руб. — этикетка, коробка — в районе 12 руб., плюс пробка под 10 руб. Если добавить акцизную марку, то получается, что комплектующие выйдут под 150 руб. за бутылку», — пояснил Андрюс Юцис.

Вопрос с игристым

Существует несколько методов изготовления игристых. Классический цикл производства составляет от двух до шести лет, а ускоренный — порядка трех месяцев. Этим объясняется большой разброс в ценах в этой категории.

В целом же игристое дороже в производстве, чем тихое вино. «Это связано с несколькими факторами, — пояснили в пресс-службе АО «Цимлянские вина». — Во-первых, в процесс производства добавляется дополнительный этап. Кроме того, комплектующие на игристое дороже: бутылка под игристое тяжелее и к ней предъявляются дополнительные требования по удержанию давления до 17 атмосфер. К этикетке выше требования по водостойкости бумаги. Стоимость термоусадочного колпака дороже, чем для тихих вин, наличие мюзле [удерживающего пробку в бутылке] также повышает стоимость производства».

«Цимлянские вина» сейчас используют комплектующие отечественных производителей, кроме пробки. Однако доля импортных составляющих у отечественных производителей комплектующих материалов до сих пор определяющая.

По оценке компании, сырье, комплектующие и затраты на производство составляют порядка 40% от розничной цены напитка.

В конечную цену вина производители закладывают и свою рентабельность. По данным НКР, сейчас она составляет до 15% в среднем по отрасли. Директор российского отделения Всемирной организации винного туризма Леонид Попович оценил ее в 20%. «Предприятия с меньшим показателем не могут развиваться. Смена оборудования, бочки, бутылки и так далее — все это требует денег», — говорит эксперт. Юцис оценивал свою рентабельность относительно отрасли как «небольшую». «При себестоимости 650–700 руб. я в прошлом году отгружал вино по 890 руб. без НДС (рентабельность 25%.— «РБК Вино»)», — объяснил он экономику хозяйства.

Средняя цена производителей на тихие вина в России составляет, по данным НКР, 138,96 руб. за литр, а на игристые вина — 199,82 руб. За эти деньги вино попадает в оптовые компании и к ретейлерам.

Доля продавца

«Когда я приезжаю в винодельческое хозяйство и хочу прикинуть розничную стоимость вина, то я беру цену завода, умножаю ее на два, и это примерно средняя цена на полке, — рассказал директор Всемирной организации винного туризма (GWTO) по России Леонид Попович. — Это такая моя эмпирическая формула, выведенная за много лет работы. Понятно, что она может отличаться, но порядок цены будет именно такой». Действительно, по данным НКР, получается, что средняя стоимость российского вина на полке 321 руб. — в 2,3 раза выше цены производителя.

Как рассказали «РБК Вино» участники рынка, еще десять лет назад разница между ценой производителя и розничной отличалась в пять—шесть раз, но за это время произошли массовые сокращения логистических цепочек, что привело к уменьшению наценки поставщиков и сетей. «Сегодня оптовиков уже практически не осталось. Сети закупают вино напрямую у производителей. Даже 80% импорта они везут напрямую. Оптовиков осталось, наверное, штук пять, и то они в основном работают с высокомаржинальным продуктом», — объяснил Юцис.

Импортные штучки

«Стоимость европейского производителя будет отличаться от розничной цены на его вино в России в среднем в три—четыре раза, — рассказал Игорь Таргонский, руководитель отдела по работе с частными и корпоративными клиентами компании «Винотерра». — Но это речь идет именно о ценах на винодельне, а в рознице разница цен может быть не столь масштабной».

По словам эксперта, дело в том, что европейские винодельни предлагают импортерам специальные условия. Российские импортеры ввозят вино, закупая его напрямую у производителей, а с самыми известными винодельнями заключаются эксклюзивные контракты. Кроме того, экспорт товаров за пределы ЕС в ряде стран освобождается от необходимости уплаты НДС, что также удешевляет закупочную стоимость европейских вин для российских импортеров.

Основные расходы импортеров формирует логистика, расходы на аренду складов, затраты на персонал, стоимость обслуживания кредитов.

По словам Александра Ставцева, продавцы работают с наценкой до 80–100%. «Это база, от которой все движется вниз в зависимости от формата розничной торговли. Дорогие бутики будут продавать вино по более высоким ценам, предлагая клиентам экспертизу по выбору напитков, высокий сервис», — рассказал он. В «Цимлянских винах» оценивают наценку розничных сетей в 40–60%.

Юцис описал экономику так: «Мы продали вино по 890 руб. Федеральный дистрибьютор прибавляет где-то 100% наценки, но зато он может дать тебе сбыт от Владивостока до Калининграда. То есть мое вино по 890 руб. у него уже будет стоить 1800 руб. Но у него есть гибкая система скидок, так что в среднем он зарабатывает на мне где-то 40–60%, продавая по 1000 руб. за бутылку в среднем. Розница прибавляет еще от 40 до 100% наценки. В итоге получается, цена на полке от 1400 до 1800 руб. за вино, которое производитель продал по 890 руб.». Он добавил, что, несмотря на, казалось бы, высокие наценки дистрибьюторов, работа с ними для винодела все равно имеет экономическую целесообразность. «Винодел отдает продажу и продвижение продукции на откуп дистрибьютору и может спать спокойно: его вино продается. Работать напрямую с каждым клиентом гораздо тяжелее, чем работать через федерального дистрибьютора», — объяснил он.

При этом чистая рентабельность крупных торговых сетей уже много лет находится, по оценке Ассоциации компаний розничной торговли, на уровне 2–3%, и по итогам 2023 года ситуация не изменилась.

Какие вина покупают россияне

По данным исследования НКР, наибольшей популярностью у россиян пользуются недорогие вина. 71% на торговых полках занимают тихие вина по цене до 400 руб. за бутылку, а на вина от 1000 руб. приходится всего 2,5% объемов продаж. У игристых вин доля продаж в сегменте до 400 руб. за бутылку еще выше — на нее приходится 77% рынка, а на вина от 1000 руб. — чуть больше 2%.

В сегменте тихого вина импортное и отечественное вино занимают, согласно исследованию НКР, примерно равные доли на рынке. Средняя цена за бутылку тихого российского вина — 321 руб., средняя цена вин других стран, кроме Армении, выше.

Что касается игристого, то здесь ситуация немного другая. Согласно исследованию НКР, доля отечественной продукции на этом рынке составляет всего 32%. При средней цене за бутылку игристого 463,9 руб. в рознице игристое вино российского производства в среднем можно купить по цене около 299 руб.

Государственное регулирование

«Выделять один пункт из большого списка, который наиболее влияет на розничную цену вина, не совсем верно. Это совокупность многих факторов, которые могут меняться не только от бренда к бренду и региона к региону, но и от сезона к сезону. Также стоимость вина зависит и от государственного регулирования», — рассказал глава «Дербент Вино».

Два ключевых фактора государственного регулирования, которые влияют на цену на вино, — это акцизы и пошлины.

Импортные пошлины в последний раз были повышены 1 августа 2023 года — с 12,5 до 20%, но не менее $1,5 за литр в отношении вин недружественных стран. «Это больнее всего ударило по дешевому импорту. Для какого-нибудь португальского вина в тетрапаке по 70 центов за литр это означает рост в 200%. Для дорогих вин это все прошло практически незаметно», — рассказал Ставцев. Уже в этом году Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) предложила установить ввозные пошлины для вин из стран НАТО в размере 200%. Если это произойдет, то цены на европейское вино еще раз вырастут.

Второй элемент регулирования — это акциз, который платят производители и импортеры. Ставки акцизов на вина увеличатся с 1 мая 2024 года с дальнейшей индексацией в 2025–2026 годах. Стоимость акциза за литр тихого вина повысится с 34 до 108 руб., а игристого — с 45 до 141 руб.

При этом для российских виноделов предусмотрен механизм получения налогового вычета, равного стоимости уплаченного акциза. То есть винодел сначала платит акциз, а потом государство возвращает его. Полученные деньги производитель может использовать на закладку виноградников либо создание или модернизацию производства. Такой механизм действует в 2024–2026 годах. Единственное условие: налоговый вычет можно получить, только если вино было произведено из винограда с собственных виноградников.

Естественным следствием индексации акцизов и повышения таможенных пошлин на вино станет неизбежный рост их цены по принципу «чем дешевле вино, тем больше на нем отразятся эти изменения».

По расчетам НКР, воздействие акцизов и пошлин на вино с базовой ценой от производителя €1–2 за бутылку 0,75 л ждет подорожание в 1,5–2 раза, €3–5 — на 20–40%, €5–10 — на 10–20%, а премиальные вина подорожают в пределах 10%. «Понятно, что все импортное вино будет дорожать. Новые акцизы действуют и на вина стран, где пошлины нулевые. Российское вино в ценах производителей может подорожать в пределах 7–10% под влиянием инфляционных факторов. Кроме зарплат это ГСМ, импортные средства защиты растений, комплектующие и оборудование, закупаемые за валюту (пробка, машины разлива и другое). Так работает рынок», — рассказал Ставцев.

Поделиться