Рынок готовой еды в России вырастет почти в четыре раза

Обновлено 25 июня 2024, 14:28

Объем рынка готовой еды в ближайшие годы вырастет до 14 трлн руб., прогнозируют эксперты. Россияне будут продолжать заказывать доставку из ресторанов, но наибольший потенциал аналитики видят в сегменте доставки из сетевых магазинов. Перспективы рынка готовой еды в ближайшие несколько лет обсудили на VII Ресторанном экономическом форуме

Aleksandra Suzi / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Aleksandra Suzi / Shutterstock / FOTODOM

Рынок готовой еды обладает большим потенциалом

Потенциальный объем рынка готовой еды в России составляет 14 трлн руб., что в 3,7 раза больше текущего объема рынка, который оценивается в 3,8 трлн руб. Об этом сообщила руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаелян в ходе VII Ресторанного экономического форума.

За 2023 год россияне потратили в ресторанах (рестораны, кафе и самовывоз из них) 2,3 трлн руб. (с НДС), при этом траты жителей на доставку продуктов составили 492 млрд руб., на кулинарию — 955 млрд руб.

«Траты на готовую еду представляют собой долю 62%, на траты в ресторанах приходится порядка 13%, 25% приходится на покупку кулинарии в самих магазинах. Объем рынка готовой еды составляет 3,8 трлн руб. При этом в перспективе этот рынок может вырасти в четыре раза, до 14 трлн руб.», — рассказала «РБК Вино» Инга Микаелян.\

Где будут заказывать еду россияне

По словам эксперта, борьба за сегмент в ближайшие два-три года будет происходить между сетями ресторанов и продуктовыми сетями. При этом рынок доставки из ресторанов пока не имеет больших перспектив по причине дефицита кадров и высокой стоимости самой доставки как для ресторана, так и для потребителя. Аналитики ожидают замедления роста этого сегмента. В то же время в дальнейшем, по словам эксперта, ожидается более динамичное развитие рынка кулинарии.

«Ретейлеры прилагают усилия по расширению ассортимента готовой еды, становясь конкурентами крупных ресторанных проектов. Выбор потребителей в рамках каждодневного потребления становится шире. Россияне выбирают между ресторанами, доставкой и покупкой готовой кулинарии в продуктовых магазинах», — отметила эксперт.

Дополнительным драйвером к развитию рынка готовой еды послужит и сегмент e-grocery (продажи через интернет), который к 2027 году, по данным аналитиков, может вырасти втрое. Кроме того, готовая кулинария имеет ценовое преимущество перед ресторанами, там средний чек может быть в два-три раза ниже, чем при доставке из ресторана.

Как изменится спрос на рестораны

Как сообщила Микаелян, оборот ресторанного рынка в России в 2023 году составил 2,8 трлн руб. (рестораны, кафе, самовывоз и доставка), что на 19% больше, чем пять лет назад, в 2019 году. За этот же период количество сетевых ресторанов, кафе и баров увеличилось на 13,6%, до 38,8 тыс. единиц. То есть несмотря на COVID-19, события 2022 года (санкции в отношении России, волатильность рубля и др.), ресторанный рынок сумел к 2023 году не только адаптироваться к данным серьезным вызовам, но и значительно превысил показатели стабильного 2019 года. Уход иностранных брендов также не оказал существенного влияния на ресторанный рынок, указала эксперт.

Что касается развития доступных ресторанных концепций, то спрос россиян на демократичные концепции сохраняется: число сетевых точек питания в категориях Fast food, Fast casual и Free flow приросло на 1177 единиц с 2020-го (сентябрь) по 2023-й (июль). Однако ввиду ностальгии россиян по отдыху за рубежом будут пользоваться спросом и рестораны с кухней стран Азии и других популярных для отдыха направлений (+269 единиц).

Сколько россияне готовы платить за доставку

По данным аналитиков, рынок доставки готовой еды движется в сторону платной доставки, при этом сами потребители оплачивать услугу не готовы. Так, за доставку в течение одного-двух часов не готовы платить 44% потребителей, а 17% потребителей готовы заплатить за такую доставку до 50 руб. За доставку продуктов в течение 15–30 минут не готовы платить 37% россиян, но 15% заплатят до 50 руб.

Как отметила эксперт, сегодня оп-3 игроков («Яндекс Еда», «Маркет Деливери» и «Додо Пицца») занимают 38% оборота рынка доставки из ресторанов. При этом лидеры рынка активно осваивают смежные сегменты — доставку продуктов питания, потребительских товаров.

Поделиться
Авторы
Теги