Артур Саркисян — о правилах гида по российским винам

Обновлено 12 июля 2024, 05:01

Артур Саркисян, партнер «РБК Вино», уже более десяти лет выпускает самый известный справочник по отечественному виноделию — гид «Российские вина». Выход книги — это событие, похожее на премьеру «Гарри Поттера». Все нетерпеливо ждут назначенного часа, чтобы открыть пахнущую типографской краской книгу и посмотреть, кто в этот раз получил высший балл. Что стоит за этим событием? Как вина попадают в книгу? Об этом рассказывает сам Артур Саркисян в еженедельной колонке для «РБК Вино»

Pietro Basilico / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Pietro Basilico / Shutterstock / FOTODOM

Личный опыт: только вина из российского винограда

Артур СаркисянАртур СаркисянПартнер «РБК Вино», президент Союза сомелье и экспертов России

На слабо

Книга началась, как водится, случайно. На одной из пресс-конференций я достаточно жестко заявил, что российского виноделия как явления пока не существует (на дворе был 2010 год). Один из виноделов, присутствовавших в зале, спросил: «И много российских виноделен вы посетили, чтобы судить о них?» Признаюсь честно, на тот момент я побывал на сотнях топовых виноделен Европы, доехал до Австралии и Новой Зеландии, но на российских винодельнях я не был.

«Ну что ж, — решил я, — вы сами напросились». Прилетел в Краснодар, арендовал машину и поехал по городам и селам в поисках российского вина. Так и езжу каждый год уже 13 лет. Заболел хронически российским виноделием.

Личный опыт: только вина из российского винограда

Первое правило моего гида — все своими глазами. Мне всегда нужно было докопаться до истины, ведь я хорошо знал винодельни и в Европе, которые не прочь обдурить кого угодно.

Кто сказал, что вино сделано из российского винограда? На момент начала подготовки гида виноматериал в контейнере можно было привезти из любой страны мира и разлить как российское. Бывали и на международном рынке скандалы, когда виноделы из Восточной Европы получали медали за австралийское вино, которое они наливали перед конкурсом в свои бутылки.

Для меня всегда было принципиально важно увидеть виноградники, на которых производится вино. Что там за сорта, насколько они ухоженны? Поговорить с виноделом, понять, как все устроено. Иногда достаточно зайти на винодельню, чтобы понять, будет там нормальное вино или нет. У каждого производства свой запах, и я еще ни разу не видел хорошего вина, сделанного там, где воняет.

То, что поначалу было необходимостью, объезд виноделен, стало ежегодной традицией. Каждый год лето для меня — полевой сезон. В начале подготовки книги было два региона — Дон и Кубань. Сейчас их девять. Виноделен было 12–15, сейчас уже больше 120. Но принципов я не меняю. Все своими глазами и на личном опыте. В этом году поездка начнется в конце июля и будет освещаться в еженедельных обзорах.

Субъективное — профессиональное

Любой человек, который пробует вино в одиночку, субъективен. Я всегда об этом говорю: моя оценка — мое мнение. Вы точно так же можете поставить оценку любому вину и будете правы, когда речь идет о личном вкусе.

Тем не менее у моего мнения есть некоторые отличия: оно профессиональное и основано на дегустациях сотен тысяч образцов за всю дегустационную практику. Оно экспертное, поскольку оно не заканчивается на «нравится — не нравится». Как потребитель я равнодушен к полусладким винам, а люблю я лично хорошую Шампань, а из нашего отечественного — автохтоны и что-нибудь из стилей царской России, доживших до наших дней. Сладкие и крепкие с выдержкой по три-четыре года в бочке. Мускат, алеатико, кокур. Это как парфюмерия! Весь вечер можно баловать обоняние.

Но эти все предпочтения ничего общего не имеют с оценкой, которую я ставлю вину. Как потребитель я могу быть равнодушен к конкретному вину, но как профессионал я не могу не отдать ему должное, если оно классно сделано.

Истина в бокале

Дегустаций для гида почти всегда две. Первый раз я пробую вино во время поездок по винодельням. И каждый год этот маршрут удлиняется. В прошлом году было больше 10 тыс. км и около 3 тыс. образцов было продегустировано. Это очень полезный опыт. Мы пробуем вина из бочек, из емкостей, на разных стадиях выдержки. Я всегда абсолютно честно и открыто говорю виноделам то, что думаю об их вине. Некоторые обижаются (и даже сильно), но льстить и кривить душой не в моих правилах. И личные отношения никогда не влияют на итоговую оценку. У меня могут быть великолепные дружеские отношения с одним виноделом и очень напряженные — до ругани — с другим, а оценка за вино у второго выше, чем у первого. Истина всегда в бокале.

Вторая дегустация в офисе, в Москве. Мы собираем сотни бутылок вина (в офисе есть склад с правильной температурой и большой шкаф с декантерами и бокалами) и две-три недели еще раз всё пробуем. Вино из бочки, до фильтрации, в сопровождении улыбки винодела — это все очень круто и производит яркое впечатление, но не всем доступно. Мне важно оценить вино таким, каким его увидит покупатель, взяв бутылку с полки. Поэтому только две дегустации. Первая — отборочная, вторая — контрольная. Нередко бывало, что вино на винодельне получало оценку на 2–3 балла выше, а после розлива в бутылку вино угасало. Бывало и наоборот. На винодельне вино было еще молодым и «ершистым», а через полгода в бутылке округлилось и расцвело.

В последние годы я начал делать исключения для некоторых вин и виноделен, за которыми наблюдаю уже по 8–10 лет. Это определенный уровень доверия к их мастерству и стабильности. Они могут попасть в гид после одной дегустации, еще до выхода в продажу. Такие вина в книге имеют специальную отметку «Премьера гида».

Поделиться
Авторы
Теги