Аналитики из Лондона назвали четыре причины сокращения потребления вина

Обновлено 23 июля 2024, 07:06

Исследовательская компания IWSR назвала причины, почему мировой рынок сокращается последние годы и будет падать в дальнейшем. Виноделам придется научиться работать на сокращающемся рынке и бороться за потребителя, который предпочтет коктейли и безалкогольное пиво

Fenea Silviu / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Fenea Silviu / Shutterstock / FOTODOM

Потребление вина сокращается в Европе последние десять лет

Потребление вина сокращается в Европе последние десять лет, однако раньше это сокращение компенсировалось ростом потребления в Северной Европе, Великобритании, США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Китай и Австралия. Однако сейчас потребление начинает падать и на этих рынках. К таким выводам пришла одна из крупнейших исследовательских компаний на рынке алкоголя IWSR, проанализировав причины сокращения рынка вина.

IWSR — исследовательская компания, основанная в 1971 году. Сегодня является одним из лидеров рынка анализа алкогольной отрасли в мире. Штаб-квартира компании располагается в Лондоне, а ее представители работают в 160 странах мира.

Например, в Великобритании потребление вина на душу населения достигло пика в 2009 году и с тех пор снижается, за исключением небольшого временного роста во время пандемии коронавируса. В расчете на душу населения британцы сейчас пьют примерно на 14% меньше вина, чем в 2000 году. В США потребление вина достигло своего пика в 2017 году и с тех пор неуклонно снижается, хотя все еще остается выше показателей 2000 года. В Австралии пик пришелся на 2012 год, а сейчас потребление вина в этой стране на 11% ниже, чем в 2000 году.

Причины падения

Аналитики отмечают, что падение объемов потребления вина не означает сокращения числа людей, которые употребляют этот напиток. «Число любителей вина выросло в США, Великобритании, Японии и Южной Кореи, но изменилась модель потребления и его интенсивность», — утверждается в исследовании.

По мнению IWSR, существует четыре основных фактора снижения объемов потребления вина в мире.

1. Изменение образа жизни

Потребители все чаще выбирают здоровый образ жизни, сокращая или полностью отказываясь от употребления алкоголя. В 2023 году каждый второй любитель вина заявил, что старается ограничивать себя в потребление алкоголя. Треть потребителей вина вообще заявили, что стремятся полностью отказаться от алкоголя, а около 20% стараются покупать безалкогольное вино или вино с низким содержанием алкоголя.

По мнению исследователей, соцсети сделали социально приемлемым общение без алкоголя и распространили всеобщую моду на здоровый образ жизни. При этом больше всего приверженцев новой моды оказалось среди молодежи. О желании уменьшить потребление алкоголя говорят 43% представителей поколения бумеров (1944–1964), 49% поколения X (1967–1984) и 61% миллениалов (1984–2000).

2. Конкуренция со стороны другого алкоголя

Изучение потребительских предпочтений, сделанное IWSR, показывает, что молодежь проявляет меньшую привязанность к определенным категориям напитков. Она готова экспериментировать и потреблять различные напитки.

«Эта тенденция не должна вызывать удивления», — комментирует Ричард Холстед, главный операционный директор Consumer Research, IWSR. По его словам, тут сказались и растущая мода на коктейли, и популярность смартфонов, которые сделали мгновенным распространение информации о любых алкогольных новинках. У вина появилось огромное количество конкурентов.

3. Снижение частоты употребления вина

Молодежь, как показывают исследования, употребляют вино реже, чем старшее поколение. Например, в Австралии ежемесячное потребление вина среди людей в возрасте до 24 лет сократилось вдвое в период с 2010 по 2023 год.

Это обусловлено рядом изменений в образе жизни. Люди больше не пьют вино ежедневно, предпочитая покупать его только на праздники или какие-то особенные даты.

4. Желание покупать лучшее

На фоне снижения частоты потребления покупатели все чаще предпочитают покупать более дорогие вина. Они пьют реже, но готовы платить больше за сам напиток. На рынке растет спрос на розовые вина премиум-класса, игристые и органические вина. По данным IWSR, мировые продажи вина нижнего ценового сегмента падают в объемах, но зато продолжают расти в деньгах продажи вина в сегменте «суперпремиум», хотя и здесь наблюдается незначительное сокращение объемов продаж.

Будущее виноделия

Наибольшие проблемы испытывают производители тихого вина в низкой ценовой категории, пишут аналитики IWSR. Эта категория демонстрирует рост только на некоторых развивающихся винных рынках, таких как Индия и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Но их объемы слишком малы, чтобы перекрыть падение на основных рынках сбыта.

В США, Великобритании и Австралии продажи вина в деньгах пока не демонстрируют падения за счет премиальных розовых вин, спрос на которые стабильно растет. Вообще легкие белые и розовые вина показывают лучшие результаты, чем красное вино.

«Потребление вина в обозримом будущем продолжит сокращаться, — утверждается в исследовании IWSR, — Значит, производителям и продавцам придется проявить большую гибкость для удержания рынка как в вопросах продвижения брендов, так и в ценовой политике».

Поделиться
Теги