Снежанна Георгиева о русском вине: нужно ли ему быть модным?
Снежанна Георгиева назвала главную задачу для российского вина
Мы все стремимся быть модными — быть в курсе событий, на пике тенденций, востребованными. Можно ли считать моду надежным ориентиром для понимания человека, явления... вина? Вряд ли. Нужно ли российскому виноделию или новым русским винам стремиться быть модными? О моде на вино и ее необходимости для вин в России в колонке для «РБК Вино» рассказала совладелица виноделен «Золотая Балка» и Loco Cimbali Снежанна Георгиева
Когда мы говорим про моду, то имеем в виду что-то временное, проходящее. Есть мода на одежду, на музыку, на стрижки, курорты и, конечно, на вино. Какие вина модны в этом году? Легкие красные с низким процентом алкоголя и без резких танинов. Их называют питкими. Пьют их охлажденными до температуры белого, например, на пляже. Оранжевые вина все еще популярны. В России есть прекрасные оранжи.
Впрочем, мода на вино приходит и уходит, а великолепные вина постоянны, и мода на них не проходит никогда. Есть ли в России такие?
История виноделия и винопития в России — сплошь хождение по мукам. Во-первых, долгие годы виноделие было в упадке, а в 1980-е, во времена «сухого закона», — тем более. Во-вторых, исторически вино у нас пили либо премиальное в «высшем обществе» (и это вино было каким угодно, только не отечественным), либо низкокачественное в маргинальных кругах (легендарный портвейн «Три семерки», он же — «Три топора»). В среднем по стране, большая часть которой находится в холодном климате, предпочитали крепкое — водку или коньяк. В-третьих, Россия никогда не была колыбелью виноделия. Климат не тот. Поэтому всё, чего мы достигли в своей отрасли за последние годы, сложилось вопреки. Вопреки природным условиям, вопреки утерянным традициям, вопреки недоверию со стороны потребителя, вопреки законодательству. И если бы я раздавала награды, то каждому российскому виноделу, который добился достойного качества своей продукции, дала бы если не героя труда, то отличника производства как минимум.
И теперь — главный вопрос. Нужно ли все-таки российскому вину стремиться быть модным? Мой ответ — нет. Нам не нужно делать российское вино модным. Сейчас мы на том этапе, когда людям нужно донести, что за последние десять лет у нас в России научились делать очень хорошее вино.
Чьи вина нравятся лично мне? Очень хорошие вина делают краснодарская «Лефкадия», «Галицкий и Галицкий», анапская «Шумринка», ростовская «Винодельня Ведерников». Есть много великолепных маленьких семейных виноделен: «Сикоры» из Новороссийска, семья Узуновых из Краснодарского края, «Домен Липко» — Алексей Липко с сыном Иваном из Севастополя. Есть «Усадьба Маркотх» под Геленджиком с одним из самых сильных виноделов Алексеем Толстым, «Усадьба Дивноморское» там же, есть Esse в долине реки Кача в Крыму, Рем Акчурин, его винодельня рядом с нашей, и Олег Репин, конечно, у которого своя винодельня, и он же работает главным виноделом у нас в Loco Cimbali.
И вот следующий вопрос. Как донести всю эту информацию до самого широкого потребителя?
Пока у нас на законодательном уровне вино «ограничено в правах» на рекламу и, почти как сигареты, позиционируется как что-то, о вреде чего надо предупреждать. Мы, как винодельня, не можем рассказывать о своей продукции нигде, кроме собственных социальных сетей. Мы не можем размещать свое вино в качестве продакт-плейсмента ни в кино, ни на телевидении, ни в интернете. Ни один модный блогер не возьмется рассказать, какое замечательное российское вино он попробовал, и показать, как выглядит бутылка, потому что после принятия поправок о маркировке рекламы он рискует получить приличный штраф. Мы не можем вести открытые винные мероприятия, если только это не профессиональное мероприятие для виноделов. Ко всему прочему розничные магазины ставят российское вино на низкие или дальние полки, потому что за витринные полки нужно доплачивать, а у российских виноделов просто-напросто нет таких денег. Поэтому про российское вино не только не слышно, но его и нигде не видно.
Что мы можем?
Мы можем работать с сомелье и кавистами. Сомелье подбирает вина, формирует винную карту и предлагает вам вина в ресторане. Кависты делают то же самое, но в магазинах. Так вот. Виноделы ездят по городам и весям и убеждают таких специалистов в преимуществах своего вина. Сложный, кропотливый, муторный, не дающий никаких гарантии труд.
Также мы можем устраивать разные мероприятия — парусные регаты, музыкальные фестивали, — приглашать на них тех же сомелье и кавистов, наших потенциальных покупателей и рассказывать им про наше вино на месте, чтобы они увидели своими глазами терруар, оценили масштабы производства, а главное, увидели наш честный подход к виноделию. Но это все равно ограниченный круг.
То есть из вышесказанного следует, что мы, виноделы, не можем общаться с конечным потребителем нашей продукции напрямую. Мы делаем это через посредников. Потому что нам самим нельзя. Как-то так.
Поэтому мы (под «мы» я беру на себя смелость говорить от всех виноделов России сразу) хотели бы обратиться к нашим законодателям и попросить о некоторых послаблениях в действующих законах. Например, разрешить нам продакт-плейсмент в кино или сериалах. Сейчас бутылку замыливают в кадре, как будто вино — это что-то нелегальное, криминализированное.
Что нам всем делать?
Под всеми я имею в виду всех энофилов — любителей и ценителей вина как чудесного благородного напитка. Пробуйте российское вино, не бойтесь экспериментировать! Опирайтесь на мнения специалистов, рейтинги виноделен, прислушивайтесь к тому самому «сарафанному радио» и пробуйте вино — продукт, в который мы вложили годы колоссального труда. Поверьте, оно того стоит.
Я хочу обратиться к владельцам винных баров. Составляйте отдельные винные карты отечественных вин и предлагайте их своим посетителям. Так делают во всех странах. Да, на больших мировых курортах или в барах при сетевых отелях принято предлагать международные топовые марки, но в обычных городских барах — хоть в Испании, хоть в Греции, хоть в Армении — вам в первую очередь предложат местные вина.
Я хочу обратиться к авиакомпаниям и руководству дальних пассажирских поездов. Составляйте свои меню с учетом оценок винных специалистов. Представляйте у себя самые достойные российские винные марки. Дайте понять людям, что российское вино стало хорошим.
Если ответить на поставленный вопрос коротко, то мой ответ будет таким: нам необходимо донести до сведения россиян, что за последние десять лет российские виноделы Крыма и Кубани научились производить качественное вино не хуже признанных новосветских, а в некоторых случаях и старосветских образцов.
За десятилетие реактивного роста мы получили вина всех стилей, всех типов, что только есть на свете: легкие питкие глу-глу, оранжи из глиняных кувшинов, оранжи из стальных бочек, мы делаем органические вина без серы, биодинамику, айсвайны, жирное шардоне, тонкое шардоне, совиньон блан с маракуйей, автохтонные вина, вина из редких сортов со всего мира. Последний такой рывок в качестве вина и разнообразии стилей совершили Австралия и Новая Зеландия лет эдак 40 назад. И вот теперь мы.
И напоследок несколько советов, как простому потребителю понять, что вино какой-то конкретной российской винодельни стоит купить и попробовать.
- Зайдите на сайт винодельни, посмотрите, есть ли у них свои собственные виноградники. Это значит, что они растят виноград по правилам, необходимым для производства того или иного вина. А это основа любого хорошего вина.
- Посмотрите, использует ли винодельня родные для своей территории, или, как мы говорим, автохтонные сорта винограда. Это еще плюс в карму вина.
- Загляните в профильные винные издания, что они пишут вине от этой винодельни, какие отметки раздают вину. Есть гид Большое Русское Вино, есть авторский винный гид Артура Саркисяна, есть Top 100 Wines, винный рейтинг Forbes, есть винные приложения типа Vivino, iMVINO, Delectable.
А главное — доверяйте своему вкусу, интуиции, любознательности и, что важно, добросовестным виноделам, которые делают все для того, чтобы российское вино, преодолев все сложности роста, однажды стало модным.