Винная гризайль: кто и зачем рисует вином
Винная гризайль — это особая техника в живописи, при которой картины создают не красками, а вином. В зависимости от сорта вина, его винтажа, степени и срока выдержки получаются разные оттенки на листе бумаги. В чем особенность винной гризайли и какие мастера ее используют — в нашем материале
Содержание
Что такое винная гризайль
Гризайль — это используемая в живописи техника, при которой весь рисунок выполняется оттенками одного цвета. Название этой техники произошло от французского слова gris — переводится как «серый».
Технику гризайли часто используют при написании картин маслом или акрилом, однако она может применяться и в акварельных произведениях. При этом гризайль может выступать как в виде самостоятельных работ, так и использоваться в качестве подмалевка при написании картины маслом. После он будет покрываться слоями краски.
Именно к гризайли и относится рисование картин вином. Его называют «винной гризайлью». Эту технику также называют «винорель». В частности, именно так назывался проект сербской художницы Сани Янкович.
Какое вино используют в винной гризайли
Для создания картин в технике винной гризайли чаще всего используют красное вино. При этом может применяться и белое. В зависимости от стиля выбранного вина оттенки цвета на картине могут варьироваться от бледных розовых и желтых до насыщенных ярко-красных и оранжевых.
Техника винной гризайли сходна с акварельной живописью. Вино такое же легкое по текстуре, как акварельные краски, и способ его нанесения также схож с акварелью. Художнику для получения более яркого цвета иногда приходится наносить несколько слоев винной краски.
«В технике винной гризайли подходит любое красное сухое вино. По технологии выяснилось, что именно эта категория вин ложится на бумагу лучше всего. Крепленые, сладкие и полусладкие вина хуже сохнут из-за того, что в них большее количество сахара, поэтому их, как правило, не используют», — отмечает Юрий Погорельцев, краснодарский художник, который работает в технике винной гризайли.
Автор Wine Folly Мадлен Паккет советует сделать вино менее жидким, уварить его. Для этого, по ее словам, нужно греть вино на слабом огне в течение 10–12 минут.
Какая бумага нужна для рисования вином
В качестве материала для будущего рисунка чаще всего используют акварельную бумагу, рассказывает Юрий Погорельцев. По его словам, такая бумага делится на разные категории по плотности и стоимости.
Мадлен Паккет советует перед рисованием намочить акварельную бумагу и приклеить к доске или столу бумажной лентой. После этого листу, на котором вы собрались рисовать, надо дать высохнуть примерно на протяжении двух часов. Тогда бумага не будет деформироваться при взаимодействии с вином.
Как хранить картины, написанные вином
Хранение работ, выполненных в технике винной гризайли, — это основная сложность данного вида искусства. Как и акварельные работы, со временем они могут выцветать. При этом, если рисунок долго находится под прямым солнечным светом, он может необратимо пострадать.
Однако есть художники, которые работают в технике винной гризайли и намеренно «старят» свои работы, считая, что так они приобретают дополнительные смысловые оттенки.
В хранении картин, написанных вином, сложности начинаются буквально с первых минут после завершения работы, отмечает Wine Folly. Это связано с тем, что вино содержит сахар, а значит, к картине может прилипать пыль. Чтобы этого не произошло, издание советует покрыть готовую работу фиксатором для акварельных рисунков.
По словам Юрия Погорельцева, со временем картины, написанные вином, могут менять свой оттенок.
«Если сначала картина была ярко-розовой, то со временем оттенок может уйти в сторону коричневого. Важно правильно хранить такую работу. В целом с картинами, написанными вином, правила те же, что и с другими работами, написанными, например, маслом. Главное, избегать попадания прямых солнечных лучей, иначе картина может выгореть», — отметил он.
Погорельцев также добавил, что иногда фиксирует винную картину после высыхания аэрозольным акриловым лаком — так она может храниться дольше.
Художники, которые работают в технике «винная гризайль»
Юрий Погорельцев
Профессиональный художник из Краснодара Юрий Погорельцев пишет картины маслом с 1990-х. В технике винной гризайли он работает около 15 лет. Также Погорельцев выполняет роспись интерьеров и фасадов. По его словам, он начал писать картины вином после того, как ему заказали изготовить несколько работ для оформления одного из ресторанов Краснодара.
«Нам дали ящик разного вина, и мы могли с ним экспериментировать. Сейчас эти картины находятся под стеклом в раме», — говорит он.
Элизабетта Рогаи
Флорентийская художница Элизабетта Рогаи работает в технике винной гризайли уже много лет. Ее картины побывали на выставках по всему миру. При этом она использует собственный состав на основе вина, который позволяет ее работам не портиться со временем, а достойно стареть, как хорошее вино.
Как рассказывает сама Рогаи, идея рисовать вином пришла к ней в доме друга, когда бокал вина разлился на скатерть.
Филипп Дюфренуа
Французский художник Филипп Дюфренуа, который пишет портреты в технике винной гризайли, говорит, что использует для своих работ молодые насыщенные вина.
«Проблема в том, что старые вина имеют этот красноватый оттенок. Я не могу написать картину всего за пару часов после того, как откупорю бутылку. Большинство картин я рисую семь или восемь дней, а цвет старого вина может сильно измениться за это время», — отмечает он.
При этом художник уточняет, что не работает с винами из Божоле или Бургундии, он называет их слишком легкими для рисования.
Арианна Греко
Итальянская художница использует технику винной гризайли для изображения женского тела. При этом она также пытается найти способ, который поможет сохранить ее картины долгое время в том виде, в котором они и были задуманы. Для этого она, например, уваривает красное вино, делая его более густым, менее водянистым и больше похожим на настоящую краску.
Саня Янович
Увлечение винной гризайлью для сербской художницы Сани Янкович началось так же, как и для Элизабетты Рогаи, с опрокинутого на скатерть бокала красного вина. Она решила повторить этот опыт, используя вино вместо красок на бумаге. При этом Янкович использует для рисования не только вино, но и винный осадок, который появляется в бутылках при хранении.