Факторинг в виноделии: опыт Luding Group

Обновлено 13 сентября 2024, 10:56

Винодельческая отрасль все чаще прибегает к услугам факторинга, который превратился в удобный инструмент развития компаний в этой сфере. Как работает факторинг и какие проблемы он позволяет решить продавцам и производителям алкоголя — в материале «РБК Вино»

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Факторинг в виноделии: опыт Luding Group

Винодельческая отрасль в России находится в активной стадии развития. По данным Росалкогольтабакконтроля, за первое полугодие 2024 года производство виноградного вина в России выросло на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 15,7 млн дал. Производство игристых вин подскочило на 28,9%, до 6 млн дал, а ликерных — на 73,3%, до 713,5 тыс. дал. Развитию виноделия способствует рост интереса к отечественным винам со стороны потребителей, государственная поддержка отрасли и протекционистские меры в отношении продукции недружественных государств.

Растущая отрасль нуждается в финансировании как для развития производства, так и для расширения дистрибуции, каналов продаж и работы с розничными сетями. Кроме классических кредитов компании из сферы виноделия и виноторговли все чаще используют в своей работе факторинг.

Что такое факторинг

Факторинг — это комплекс услуг для компаний, которые продают товары и услуги на условиях отсрочки платежа. С его помощью поставщик получает финансирование, уступая факторинговой компании право требовать плату за поставленные товары или услуги от покупателя. Это позволяет продавцу получать оплату сразу после отгрузки товара, не ожидая поступления средств от покупателя. Факторинговая компания может также взять на себя риски, связанные с контролем платежей, их задержкой, проводить оценки платежеспособности покупателя и предоставлять другие дополнительные услуги.

Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), портфель российского рынка факторинга на конец первого полугодия 2024 года составил 2,35 трлн руб. За год он увеличился на 45%. Чаще всего факторингом пользуются представители оптовой торговли (доля отрасли в портфеле 33%). В отраслевой клиентской базе лидируют торговля продуктами питания (1107 активных клиентов, доля 11,36%).

Пути решений

Luding Group — одна из крупнейших алкогольных компаний России. Она не только импортирует алкоголь из-за рубежа, но и работает с российскими производителями и выпускает продукцию под собственными брендами.

Компания начала изучать альтернативные пути финансирования в 2019 году. Тогда ее выбор пал на факторинг, и она решила заключить договор с недавно созданной на тот момент компанией — «РСХБ Факторинг».

«РСХБ Факторинг» — российская компания, предлагающая факторинговые решения для всех сегментов бизнеса. Основана в 2019 году, входит в группу Россельхозбанка. Факторинговый портфель компании на начало 2024 года вырос на 70% по сравнению с началом 2023 года при росте совокупного портфеля российского рынка факторинга на 57%. Объем выплаченного клиентам «РСХБ Факторинг» финансирования за 2023 год вырос на 80% при увеличении совокупного объема рынка на 33%. Региональная структура портфеля компании на 1 июля 2024 года включает 25 субъектов Российской Федерации, что в 1,5 раза больше, чем по итогам 2023 года.

«В текущем 2024 году «РСХБ Факторинг» подводит итоги пяти лет работы. Мы гордимся, что стали надежным финансовым партнером для многих предприятий агропромышленного сектора России. Наша команда состоит из сильных экспертов в области факторинга, которые следят за тенденциями на рынке и ориентируются на уникальные потребности клиентов. Притом что «РСХБ Факторинг» является индустриальным лидером, мы имеем высокий потенциал роста на ближайшие годы и делаем стратегическую ставку на развитие наших продуктов и сервисов, чтобы привлекать клиентов из новых для нас отраслей», — отметил генеральный директор РСХБ Факторинг Михаил Яценко.

«Договор факторингового обслуживания Luding подписал в конце 2019 года, выбрав в качестве партнера компанию «РСХБ Факторинг», недавно появившуюся на рынке в группе компаний Россельхозбанка, — рассказывает председатель совета директоров Luding Group Эрнест Хачатурян. — На тот момент услуги факторинга предлагали и другие игроки, но для нас было важно, что Россельхозбанк является одной из крупнейших системно значимых кредитных организаций с широким региональным присутствием и ключевым кредитором АПК страны, глубоко понимает специфику отрасли, ее потребности и болевые точки. Так, сочетание финансовой устойчивости, глубокой экспертизы в отраслях АПК и государственных гарантий определило наш выбор факторингового партнера».

DuxX / Shutterstock / FOTODOM
Фото: DuxX / Shutterstock / FOTODOM

Luding Group работает с российскими производителями и выпускает продукцию под собственными брендами

Благодаря использованию факторинга компания смогла сразу получать деньги за продукцию, которую отгружала поставщикам, не дожидаясь ее реализации. Такая схема работы позволила Luding Group расширить присутствие на полках магазинов, упростить финансирование текущей деятельности и высвободить ресурсы для реализации новых проектов. Компания больше могла не опасаться кассовых разрывов и неполучения денег от поставщиков и сетей.

Это помогло Luding Group справиться с вызовами следующих лет, с которыми столкнулась вся винодельческая индустрия. Сложности начались с эпидемии коронавируса. Карантин привел к закрытию ресторанов, изменению структуры и объемов потребления алкоголя. Затем последовали ужесточения акцизной политики, ограничения на рекламу алкогольной продукции. Наконец, после 2022 года произошли коренные изменения на рынке, включая разрушение логистических цепочек и смену поставщиков. Многие компании испытывали финансовые сложности. Факторинг помог Luding Group без потерь справиться с вызовами, гарантировав стабильную работу с покупателями и регулярные финансовые поступления. Более того, компания смогла существенно нарастить свой бизнес.

Результаты работы

Сегодня Luding Group предлагает ассортимент в более чем 5 тыс. напитков, при этом объем поставок превышает 300 тыс. бутылок в день. Использование факторинга позволило компании существенно увеличить географию представленности, а также импорта и экспорта. Luding Group работает в более чем 35 странах, имеет 18 логистических центров и более 70 партнеров-дистрибьюторов на территории России.

Компания смогла существенно увеличить долю собственных брендов и сформировать преданную аудиторию для своих продуктов. Она вывела на рынок собственные марки как в категории вина, так и в крепких, и в безалкогольных напитках. Собственные бренды Luding Group производит на заводах-партнерах: винодельческом предприятии Olymp Winery в Краснодарском крае, на Коломенском винно-коньячном заводе в Московской области, на заводе Dausuz в Карачаево-Черкесской Республике.

«Мы непрерывно совершенствуем бизнес-процессы и ищем новые решения, чтобы оправдывать ожидания своих клиентов и партнеров и задавать тренды в отрасли, — объясняет Эрнест Хачатурян. — Одна из наших ключевых корпоративных ценностей — это доверие. В нашем бизнесе крайне важна репутация ответственного и надежного партнера и прочные отношения как с поставщиками продукции, так и с розничными сетями и конечными потребителями». По его словам, использование факторинга позволило компании предлагать более выгодные для сотрудничества условия и закрепить за собой статус финансово устойчивого игрока, способного гибко реагировать на потребности своих партнеров, тем самым повышая их лояльность.

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Компания смогла существенно увеличить долю собственных брендов

Этому способствовала и политика «РСХБ Факторинг». «На протяжении всех лет нашего сотрудничества команда «РСХБ Факторинг» предлагает нам подходящие и работающие решения с опорой на специфику и особенности нашего бизнеса. Уверенность в стабильности и устойчивости партнерства с «РСХБ Факторинг» дает нам возможность сконцентрироваться на развитии своего бизнеса», — отметил Хачатурян. Он прогнозирует дальнейшее позитивное влияние от комплексного использования факторинга в сочетании с другими финансовыми инструментами на бизнес Luding Group и считает, что популярность факторинга среди компаний отрасли будет только расти.

Популярный инструмент

РСХБ вышел на рынок в непростое время, однако смог быстро развить свой бизнес. «РСХБ Факторинг» вышел на рынок факторинга в период повышенной волатильности и сформировавшегося конкурентного окружения, — рассказывает гендиректор «РСХБ Факторинг» Михаил Яценко. — Мы сфокусировали внимание на расширении существующего факторингового предложения в новых для российского рынка факторинга отраслях. Доля отраслей АПК в портфеле рынка факторинга была невелика, несмотря на растущую потребность как в комплексных финансовых решениях, включая факторинг, так и в факторинге как самостоятельном продукте и удобной альтернативе традиционным инструментам заемного финансирования». По его словам, за пять лет работы «РСХБ Факторинг» зафиксировал уверенный рост портфеля и объема выплаченного финансирования, доказав свою способность удовлетворять усиливающийся спрос, в том числе со стороны предприятий АПК.

Популярности факторинга в винодельческой отрасли способствовало несколько факторов. Прежде всего традиционный винный бизнес — долгосрочный. Производственный цикл вин требует временных затрат, что создает потребность в оборотных средствах для обеспечения непрерывности процесса, а при дистрибуции продукции важно избежать риска возникновения кассовых разрывов. Кроме того, винные компании реализуют свою продукцию через розничные сети. Ретейл ценит бесперебойность поставок, гарантированное наличие необходимого ассортимента и готовность дистрибьютора работать на условиях отсрочки платежа. В результате компания-дистрибьютор нуждается в постоянном притоке свободных средств для финансирования деятельности и развития, получая выплаты за свою продукцию через относительно длительный период времени.

Факторинг становится универсальным инструментом для решения описанных проблем. Он позволяет компаниям из винодельческой отрасли привлекать финансирование, обеспечивает бесперебойность поставок и гарантирует выплаты. Это способствует созданию прозрачной схемы расчетов, что положительно сказывается на репутации отдельных компаний и всего российского виноделия.

Поделиться