Как санкции изменили топ стран-покупателей водки и вина из России

Обновлено 14 октября 2024, 06:57

Экспорт российского алкоголя с 2022 года существенно уменьшился после того, как российская продукция потеряла западные рынки. В данный момент производители учатся работать на новых для них рынках. Куда и какой алкоголь экспортирует сегодня Россия — в материале «РБК Вино»

YAKOBCHUK VIACHESLAV / Shutterstock / FOTODOM
Фото: YAKOBCHUK VIACHESLAV / Shutterstock / FOTODOM

Как изменился экспорт российского алкоголя с 2022 года

В 2023 году Россия экспортировала 9 млн л крепкого алкоголя и 1,2 млн л вина без учета продаж в магазинах duty free. Показатели значительно уступают данным за 2022 год, когда экспорт составил 19 млн и 1,9 млн л соответственно. «РБК Вино» ознакомился с базой по экспорту алкогольной продукции за последние два года, которую передал изданию участник рынка, ее достоверность подтвердил один из производителей алкогольной продукции.

В Минфине, куда «РБК Вино» обратился с просьбой прокомментировать данные, посоветовали спросить Федеральную таможенную службу и Росалкогольтабакконтроль. В Росалкогольтабакконтроле переадресовали запрос в ФТС. «К сожалению, мы не можем предоставить комментарий на ваш запрос в связи с тем, что ФТС России временно приостановила публикацию расширенных данных таможенной статистики. По этой же причине мы не комментируем данные, распространяемые другими источниками», — ответили в пресс-службе Федеральной таможенной службы.

До 2022 года экспорт российского алкоголя стабильно рос, превышая в среднем 25 млн л в год. В марте 2022 года США, а следом ЕС, Канада и еще ряд стран запретили импорт российских алкогольных напитков.

«Экспорт российской алкогольной продукции демонстрирует общее снижение. В 2022 году общий экспорт всех категорий, включая крепкие алкогольные напитки и вина, был существенно выше, чем в 2023 году, — объясняет генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. — Экспорт крепкого алкоголя снизился почти вдвое, и аналогичная тенденция наблюдается для вина и виноматериалов». По мнению эксперта, эти сдвиги обусловлены геополитическими факторами, санкционными ограничениями и изменениями в торговой политике.

Между тем производители и экспортеры алкоголя видят и обнадеживающие тенденции в сфере экспорта. Российский алкогольный рынок меняет географию поставок и активно учится работать на новых для себя рынках. «По итогам 2023 года нам удалось нивелировать падение, вызванное закрытием целого ряда рынков в 2022 году. Рост экспортных отгрузок продолжается — по итогам девяти месяцев этого года продажи увеличились в 2,2 раза. Мы планируем, что по итогам 2024 года отгрузки вырастут в 2,5 раза», — рассказывает президент компании Ladoga Вениамин Грабар. «Уменьшение экспорта в европейские страны и рост поставок в страны Азии и постсоветского пространства свидетельствуют о переориентации российских производителей на новые рынки сбыта и адаптации к текущим международным условиям», — добавляет Максим Черниговский.

Особенно ярко изменения в экспорте заметны в сегменте крепкого алкоголя.

Куда Россия поставляет крепкий алкоголь

Главный экспортный алкогольный товар России — водка. В 2023 году объем ее экспорта составил почти 9 млн л, в 2022 году — 19,2 млн л, что является падением более чем в два раза. Сократилось и количество стран, куда поставляется водка: 34 страны в 2023-м против 63 в 2022-м. Такое сокращение объемов и направлений связано с коренной перестройкой структуры экспорта. В 2022 году топ-5 стран для российской водки выглядел следующим образом (в порядке убывания): Латвия, Великобритания, Грузия, Германия, Израиль. Топ-5 позиция 2023 года: Грузия, Китай, Туркмения, Азербайджан, Израиль. Таким образом, свою позицию сохранил только Израиль.

«Водка, являясь традиционным российским продуктом, пользуется стабильным спросом на международном рынке, особенно в странах СНГ и некоторых странах Европы и Азии, — говорит Максим Черниговский. — Несмотря на общее снижение экспортных показателей в 2023 году, интерес к российскому алкоголю за рубежом сохраняется. Это связано с уникальными характеристиками продукции и конкурентоспособными ценами».

Сами экспортеры настроены оптимистично. В пресс-службе группы компаний «Руст», которая является крупнейшим экспортером водки из России, заявили «РБК Вино», что объемы поставок в 2024 году растут более чем на 20% по сравнению с прошлым годом благодаря увеличению экспортных объемов в страны СНГ, Ближнего Востока, Индии и Азиатского-Тихоокеанского региона, которые заместили рынки ЕС и США. Шамиль Камаев, директор по внешнеэкономической деятельности АО «Татспиртпром», также говорит, что компания продолжает развивать свое экспортное направление. «В 2023 году отгрузки за рубеж выросли на 36%. В текущем году тенденция к росту объемов алкогольной продукции, отгруженной на экспорт, продолжается», — заявил он. По его словам, в условиях определенных ограничений в экспорте пристальное внимание уделяется новым международным направлениям, таким как страны Азии, Ближнего Востока и Африки, серьезно укрепляются позиции в Китае. «В июне мы стали первой российской компанией, которая начала поставки продукции в Перу», — добавил он, заметив, что российская водка имеет большие перспективы в Южной Америке. «Значительно расширились поставки в страны Азии (Китай, Монголия, Индия, Таиланд, Филиппины, Турция), заключаются новые контракты со странами Латинской Америки. В первый раз за долгое время удалось попасть на рынок Белоруссии, где идет активное развитие продаж», — добавляет Вениамин Грабар.

По данным «Руста», общий объем отгрузок алкогольной продукции из России на экспорт (в 2024 году. — «РБК Вино») составляет более 2,1 млн девятилитровых коробов, преимущественно это водочная продукция. «Российская водка имеет очень хорошую репутацию за рубежом благодаря высокому качеству продукции, а с точки зрения эмоционального восприятия она всегда была связана с богатыми русскими традициями, добавляя ценности потребителю. По нашим исследованиям во многих странах, где российская водка пропала из-за санкций, потребители ждут момента, когда снова смогут покупать продукцию из России, поскольку заменить наш экспорт водкой из других стран получается с трудом», — заметили в пресс-службе компании и подчеркнули, что видят возрастающий интерес к отечественной водке в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африке и Индии. «Однако конфликт на Ближнем Востоке, где российская водка пользуется неизменно высоким спросом, является достаточно серьезной потенциальной угрозой, поскольку продажи в этих регионах традиционно высоки», — заметили в компании.

Вениамин Грабар говорит, что порядка 90% объема экспорта компании приходится на водку и джин, также поставляются на экспорт виски, ликеры и готовые коктейли. Пока неводочный компонент российского экспорта крепкого алкоголя составляет всего 10%. В основном страна поставляет аперитивы, настойки, джины. Единственное заметное изменение — из топ-5 самых популярных для экспорта напитков виски вытеснил коньяк по итогам 2023 года. «Если совсем недавно среди крепких напитков превалировала водка как несомненный эталонный продукт России, то в настоящее время, особенно в ближнем зарубежье, отмечается серьезный рост потребления brown spirits: коньяк, настойки, виски, бальзамы», — добавляет Шамиль Камаев.

Куда Россия поставляет вино

Вино значительно уступает по объемам поставок крепкому алкоголю. Общие поставки вина за рубеж сократились с 1,9 млн л в 2022-м до 1,2 млн л в 2023 году. «Наблюдаемое снижение экспорта с 2023 году обусловлено в первую очередь процессами импортозамещения. Введение пошлины на импортные вина и акциз делают импортные вина менее конкурентоспособными по цене», — говорит Олег Князьков, заместитель руководителя Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка.

Большая часть экспорта приходится на тихое вино. В 2023 году его было экспортировано 0,5 млн л, еще 0,3 млн л пришлось на игристое, остальное составило вино наливом, которое было отправлено в Абхазию.

При этом в части экспорта вина структура поменялась не так сильно. Главными странами-экспортерами остаются Китай и Абхазия, третье место вместо Украины в прошлом году заняла Латвия.

«В целом российскому экспорту вина есть куда расти. Пока не все рынки готовы воспринимать нашу страну как винодельческую», — говорит генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин. По его словам, за последние годы география поставок российского вина сократилась, так как многие рынки для нас закрыты из-за санкций. «Но основным экспортным рынком для нас был и остается Китай. Последние несколько лет объем поставок фанагорийских вин в эту страну растет ежегодно на 5–10% и составляет около 800 тыс. бутылок в год», — рассказывает он. Сейчас компания работает над экспортом на новые рынки — в Киргизию, Узбекистан, Казахстан и Монголию. Кроме того, компания ведет переговоры о поставках во Вьетнам. «При серьезной поддержке со стороны государства для продвижения российских вин на зарубежных рынках можно рассчитывать на рост продаж», — считает Петр Ромашкин.

В пресс-службе Минсельхоза «РБК Вино» заявили, что за девять месяцев текущего года физический объем экспорта российского вина увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. «По мнению отраслевых экспертов, объемы поставок за рубеж отечественной продукции по итогам этого года окажутся не ниже прошлогодних показателей», — отметили в ведомстве. По данным Минсельхоза, сегодня география поставок включает в себя обширный перечень стран, в том числе европейских и азиатских. «В 2024 году осуществлялся экспорт в страны Африки, в частности в ЮАР. Традиционный зарубежный рынок для российских вин — страны ЕАЭС. При этом в последнее время экспорт продукции сместился в сторону стран Юго-Восточной Азии: начались поставки в Таиланд, Малайзию и Вьетнам. Особого внимания заслуживает Китай, который представляет для российских экспортеров значительный интерес. Также, по мнению отраслевого сообщества, перспективными направлениями являются Вьетнам и Израиль», — добавили в министерстве.

В министерстве считают, что интерес к российскому вину растет. «Наши виноделы активно принимают участие в зарубежных выставках, а отечественная продукция завоевывает высокие награды на международных конкурсах», — отметили там. Такой же точкой зрения поделились и в «Фанагории», где рассказали, что недавно их продукция завоевали ряд высоких наград на конкурсе Asia Wine Сhallenge — крупнейшем в Азии. В Российском экспортном центре также отметили, что наблюдают рост спроса на отечественные вина в дружественных странах, таких как Китай, Вьетнам и Турция.

Что касается этого года, то Олег Князьков оценивает поставки за девять месяцев 2024 года в 1,9 млн л, или $3,4 млн. По его данным, рост был обеспечен за счет игристого вина, экспорт которого вырос в 2,4 раза и превысил 1 млн л. «Основные экспортные поставки вин в 2024 году осуществляются в направлении: Китай (в основном экспорт тихого вина), Казахстан, Белоруссия, Абхазия, Турция, Азербайджан, Киргизии, Латвия (игристые вина) и другие», — говорит эксперт.

Сложности роста

Экспортеры крепкого алкоголя жалуются на сложности логистики и оплату. Об этом заявили в «Русте» и «Татспиртпроме». «Основная проблема заключается в проведении международных платежей и все еще сложной и ограниченной логистике. Крупнейшие международные перевозчики не берут нашу продукцию из-за санкций ЕС, хотя товар предназначен для третьих стран», — пояснил Вениамин Грабар. Впрочем, все опрошенные уверены, что экспорт крепкого алкоголя будет расти.

«Рост экспорта возможен при условии реализации ряда стратегических мер», — считает Максим Черниговский. По его словам, активная работа на рынках Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки и развитие государственной поддержки экспортеров могут помочь восстановить экспортные показатели до уровней 2022 года. «Пока я не вижу больших перспектив для развития экспорта алкоголя, — считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — Россия поставляет алкоголь на рынки ближайших соседей и учится работать на азиатском рынке, многие страны для нашей продукции закрыты. Большинство производителей будут работать на нужды внутреннего рынка. Думаю, что данные по этому году будут на уровне прошлого года».

Что касается экспорта вина, то Олег Князьков прогнозирует, что в 2024 году он достигнет $6 млн. «Текущая динамика торговли отражает не слишком динамичное, но успешное развитие российского экспорта вина и повышенный интерес к российским винам в различных странах. Тем не менее в условиях жесткой конкуренции с винами Нового Света, Чили, Австралии и Аргентины не следует ожидать значительного увеличения экспорта вина в ближайший год, — говорит эксперт. — Это обусловлено и тем, что российские производители стремятся удовлетворить внутренний рынок, давно завоевав доверие потребителя».

Если сравнить показатели по производству вина и водки в России с данными экспорта, то получается, что страна экспортирует чуть больше 1% всей произведенной водки и около 0,3% вина.

Поделиться