В России зафиксировали максимальный за пять лет спрос на дегустации вина
Спрос на винные дегустации в России вырос на 20% за год, а количество поисковых запросов в «Яндекс Поиске» по словам «винные дегустации» стало максимальным за последние пять лет. Как меняется этот бизнес и какое вино больше всего любят дегустировать россияне — в материале «РБК Вино»
Упоминания словосочетания «винная дегустация» за год в социальных сетях выросло на 21,5%. В октябре 2023 года его упомянули 29,2 тыс. раз, а в октябре 2024 года — уже 35,5 тыс. раз, сообщили «РБК Вино» в компании Brand Analytics, которая проанализировала основные российские и зарубежные сети, включая VK, Telegram, «Одноклассники», YouTube, Facebook и Instagram (владелец двух последних сетей — Meta — признана в России экстремистской и запрещена), а также ряда других менее популярных площадок.
Рост популярности винных дегустаций подтверждают и данные «Яндекс Поиска». «Ежегодно самый высокий интерес к теме дегустации вина — в августе, — отметили в пресс-службе «Яндекса». — В августе 2024 года запросов было на 7% больше, чем в августе 2023-го, их количество стало максимальным за последние пять лет».
Рост спроса на винные дегустации отмечают и их организаторы. В группе компаний Simple заявили «РБК Вино», что наблюдают устойчивый рост интереса потребителей к просветительским винным событиям. «Количество участников выросло на 30% за год, и мы стараемся отвечать на этот спрос, количество мероприятий с участием наших экспертов выросло более чем на 50%», — заявили в компании.
Антон Юрченко, основатель Aggrego.ru, говорит, что за последний год рост спроса на дегустации составил примерно 20%. Мария Саулина, основатель проекта Taste & Talk, заявила, что ее компания растет в этом году в два раза по выручке. «Я не могу сказать, сколько тут роста за счет роста тренда, сколько за счет наших усилий, но интерес к теме дегустаций растет, причем не только вина, но и других напитков», — говорит она. Ольга Гречнева, основатель проекта Six Wines, также отмечает рост спроса на дегустации, за последние 12 месяцев количество просмотров на ее сайте выросло на 35%.
«Судя по количеству даже не самих дегустаций, а каналов и чатов с анонсами дегустаций, интерес и, соответственно, их количество заметно подросли», — говорит винный промоутер Влада Лесниченко. По ее словам, очень заметно изменение публики, которая посещает такие мероприятия: в последнее время там появилось много новых гостей.
В каких городах интересуются винными дегустациями
По данным «Яндекс Поиска», самый высокий интерес к теме винных дегустаций — в южных городах, например в Ессентуках, Геленджике, Кисловодске, Сочи и так далее.
Среди городов-миллионников самый высокий интерес в Санкт-Петербурге. Там о дегустациях вина спрашивают на 25% чаще, чем в Москве. Топ-5 городов-миллионников по интересу к теме винных дегустаций в порядке убывания выглядит так: Санкт-Петербург, Пермь, Москва, Краснодар, Самара.
Восемь из десяти запросов о винных дегустациях сводятся к поиску конкретного места их проведения. Например, люди ищут «дегустация вина в Туле». Гораздо реже указывается конкретная компания или формат проведения, редко упоминаются конкретные сорта или виды вина.
Сколько стоят винные дегустации
В среднем стоимость участия в винной дегустации на рынке колеблется в районе 4–5 тыс. руб. «Средняя стоимость участия варьируется от города к городу, — пояснили в группе компаний Simple. — Стоимость в Москве и Санкт-Петербурге начинается от 2500 руб., при этом средняя стоимость за мероприятие — 3500–4500 руб. В регионах — Сочи, Самара, Тюмень, Екатеринбург — стоимость мероприятий в среднем 2500–3000 руб.».
Многие отмечают, что дегустации значительно подорожали в этом году. Основная причина — рост цен на вина. Антон Юрченко говорит, что средний чек также вырос в 2024-м и составляет в районе 5 тыс. руб. «Цена, к сожалению, растет из года в год по причинам, от нас не зависящим. Сейчас это 4–5 тыс. руб. для базовой дегустации. Есть, конечно, дегустации более дорогих вин, там ценник может быть и 10 тыс., 20 тыс. и 50 тыс. руб.», — объясняет Мария Саулина.
Исследований о количестве компаний, работающих на этом рынке, не проводилось. Антон Юрченко говорит, что дегустации проводят около 50 компаний. «Это и арт-пространства, и рестораны, и винотеки, и винные школы», — замечает он. Все сходятся, что количество организаторов быстро растет. В Simple говорят, что в последнее время многие виноторговые компании, бары и рестораны, частные сомелье и блогеры все чаще проводят собственные мероприятия. «Прежде всего такой формат нравится потребителю: ваш гость открывает для себя много нового, может изучить интересные позиции, пообщаться с экспертом и единомышленниками», — отмечают в компании.
Ольга Гречнева, основатель проекта Six Wines, говорит, что сейчас проводится огромное количество винных дегустаций, их проводят везде: в ресторанах, винотеках, винных школах, а также много сомелье, которые делают авторские дегустации. «Появились сайты — агрегаторы винных событий, что говорит не только о возросшем интересе к вину и винным дегустациям, но и о росте количества участников рынка. Пять лет назад найти и записаться на дегустацию в ресторане было намного сложнее», — замечает Гречнева.
Как меняется публика
Аудитория винных дегустаций постоянно расширяется, с одной стороны, а с другой, в ней есть «ядро» потребителей, которые разбираются в вопросе на профессиональном уровне, предъявляя повышенные требования к организаторам мероприятий.
«80% наших гостей в возрасте 25–45 лет, это активные образованные люди с широким кругозором и интересом к жизни, культуре и вину», — описывает посетителей дегустаций Ольга Гречнева.
Мария Саулина говорит, что 15 лет назад главными посетителями дегустаций были состоятельные мужчины и дамы 40+, которые много путешествовали и знали толк в изысканных и дорогих винах. «Сейчас портрет посетителей очень изменился, я бы сказала, что сейчас это несколько разных категорий, — говорит эксперт. — Очень много молодых людей приходят в вино, 25–35 лет, активная творческая молодежь. Им очень важно, что они пьют, они любят разбираться и исследовать напитки, погружаться в детали и историю вопроса. Очень много к нам приходят гостей — несколько поколений — семьи, понимать и разбираться в вине и винном этикете становится важной семейной ценностью. Если обобщить, к нам приходят люди 25–60 лет, интеллигентные, активные, жители мегаполиса, разбирающиеся в моде, напитках и еде. Фуди и гедонисты, конечно, в первую очередь».
Антон Юрченко также отмечает появление нескольких различных аудиторий на винных дегустациях. «Первая — это люди, которые только хотят узнать что-то о вине, они выбирают базовые дегустации, где рассказывается, как сочетать вина, как тренировать обоняние, какие виды вин бывают, — перечисляет Антон Юрченко. — Вторая — это люди, которые хотят попробовать какие-то интересные вина. Они выбирают дегустации с ассортиментом, который просто так не купишь в магазинах: какие-то редкие, винтажные вина. Наконец, третья группа — это люди, которые выбирают мероприятия, где можно и поесть, и вино продегустировать, и сомелье послушать. Такая лекция с бокалом вина. Или какие-то интерактивные игры с дегустацией. Есть даже, например, спектакли и концерты, которые сопровождается винной тематикой».
Влада Лесниченко рассказывает, что в этой сфере появились конкретные виды и подвиды мероприятий: «слепые», сравнительные, вертикальные, сортовые, терруарные, стилистические, авторские и т.п. «Некоторые ловко миксуют несколько видов в одном. Я люблю одновременно «слепые», сравнительные, интерактивные с обязательной демонстрацией, откуда и от кого произошло каждое вино дегустации», — говорит Влада Лесниченко. По ее словам, в последнее время дегустаторы разделились на два непримиримых лагеря: пипеточники и большегрузы. «Пипеточники — дегустаторы, которые любят пробовать больше видов малыми порциями, чтобы получить более широкий ракурс исследуемой темы. Большегрузы — те, кто считает, что понять вино можно только большими мазками-порциями, и собираются строго шесть—восемь человек на одну бутылку. Оба лагеря подтрунивают друг над другом, но эти добродушные перебранки создают шум вокруг явления», — поясняет эксперт.
Что хотят знать про винные дегустации
По данным «Яндекс Поиска», чаще всего люди хотят узнать, как устроены винные дегустации: что на них происходит, что нужно делать и как себя вести на этих мероприятиях, какие бокалы на них используют, чем и как из еды сопровождают вино на дегустациях, а также сколько вина там наливают и сколько это стоит. Этим темам посвящен примерно каждый пятый вопрос. Чуть реже хотят получить общие сведения: что такое дегустация вина, зачем она нужна, как правильно называется это мероприятие, а также кто его проводит и как называется эта профессия.
Примерно каждый десятый вопрос — о том, где и как организовать винную дегустацию, какие формальности при этом нужно соблюсти и так далее. Примерно столько же вопросов о том, как подготовиться к посещению дегустации и что лучше на нее надеть.
Среди запросов о винных дегустациях встречаются и необычные. Например, «почему при дегустации вина образуются новые нейронные связи», «как причмокивают при дегустации вина», «правда ли, что дегустацию вина пьют через нос», «что можно пожелать любителю винных дегустаций» или «к чему снится дегустация вина».
Чего хотят корпоративные клиенты
Еще одно важное направление для рынка дегустаций — работа с корпоративными клиентами.
«Спрос корпоративных клиентов также растет, они больше хотят интерактива, чтобы это был полноценный гастрономический ужин с лекцией», — говорит Антон Юрченко. Ольга Гречнева замечает, что активность корпоративных клиентов приводит к появлению сезонности на рынке. «Высокий сезон у нас с октября по апрель за счет спроса со стороны корпоративных клиентов на организацию новогодних мероприятий, гендерных праздников, а также неофициальной части деловых встреч. Доля корпоративных заказов с октября 2023 года также выросла, много запросов поступает на организацию новогодних мероприятий в декабре 2024-го», — говорит она.
Корпоративные клиенты часто предъявляют высокие требования и к организации, и к формату, и к винам. «Мне очень повезло работать в корпклиентами, которые откликаются на мои идеи. В прошлом году отбор праздничных подарков для их клиентов провели в форме слепой дегустации, на которой присутствовали руководители департаментов. Они лучше понимали вкусы своих партнеров, и мы выбирали не бренд, а само вино. В результате победила пара красных: для любителей фруктовых и концентрированных и для приверженцев более деликатного, элегантного стиля. А вот в игристом вперед вышло единственное кюве, — вспоминает Влада Лесниченко. — Затем для каждого вина мы записали пояснительные видеоролики. Партнеры были очень довольны этим особым подходом. В общем, с корпоратами мы ищем новые плодотворные и взаимовыгодные формы сотрудничества».
«Выбор дегустационного сета к каждому мероприятию — индивидуальный. Мы учитываем, конечно, тематику мероприятия, количество гостей, специфику, бюджет и прочее. Каждый сет выстраивается по логике сбалансированности: следующий образец должен быть интереснее предыдущего. Обычно в сете семь-восемь вин для мероприятия», — рассказывает Светлана Балдина, ведущий бренд-менеджер категории «Алкоголь» «Азбуки вкуса», которая также проводит дегустации для корпоративных клиентов.
Как меняются форматы дегустаций
Винные дегустации — живой рынок, который постоянно меняется, там возникают свои модные тренды. «Прошла мода на винное казино, все наигрались уже. Сейчас спрос на более интересные и полезные механики, чтобы гости не только испытали свою удачу, но и что-то узнали новое и запомнили с дегустации. Высокий интерес к российским винам. Отдельной популярностью пользуются дегустации на темы, сопряженные с искусством, когда мы погружаем гостей в определенный культурный контекст. Например, у нас есть «Вино и кино», «Вино и поэты», «Любимые вина великих писателей» и даже целый спектакль-дегустация, который мы поставили в нашем баре вместе с профессиональной театральной командой», — рассказывает Мария Саулина.
Организаторы говорят, что дегустации зарубежных вин пока стабильно пользуются большей популярностью. «У нас большим спросом пользуются слепые дегустации в игровом формате и обзорные дегустации вин известных регионов Италии, Испании, Австрии и Германии. Растим спрос на российские вина, но пока энтузиастов не очень много», — объясняет Ольга Гречнева.
Впрочем, спрос на российские вина также растет. «В нашей школе мы делаем упор на российское виноделие. Его развитие и уникальность в современных реалиях позволяют нам заменить надоевшее проекко отечественным игристым, Риоху — любопытными позициями из Краснодарского края и, конечно, наши «звездочки», которые выполнены классическим методом, с Севастопольского терруара, составят достойную конкуренцию Шампани», — говорит Евгения Перепелица, руководитель винной школы «Золотая Балка». По ее словам, базовые линейки российских производителей достойны внимания и безусловно на голову выше импортных в той же ценовой категории.
Влада Лесниченко говорит, что высокий спрос способствует развитию рынка и росту винной культуры. «Конечно, гости перетекают от одного дегустатора к другому, присматриваются, прицениваются, но что важнее, получают более объемные взгляд и опыт на одну и ту же тему. Мои коллеги, как правило, дружны между собой, [мы] помогаем друг другу собирать гостей и ходим друг к другу попробовать что-то редкое и новое. Но все же чем больше дегустаций, тем выше конкуренция», — считает она. По ее мнению, дегустации формируют совершенно новую, интересующуюся, гедонистически настроенную аудиторию. Таких людей становится все больше — значит, и рынок дегустаций ждет неизбежный рост.