Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум
В Москве прошел Российский винодельческий форум, который еще раз подтвердил: виноделие остается одним из главных модных трендов сезона, который привлекает все больше внимания
Разбираться в вине модно, поддерживать отечественное виноделие перспективно — такие выводы можно сделать по итогам работы Российского винодельческого форума, который в третий раз прошел в Москве.
Российский винодельческий форум был организован фондом «Росконгресс» и Ассоциацией виноградарей и виноделов России при поддержке правительства. Его соорганизатором выступает Россельхозбанк. Стратегический научный партнер форума — НИЦ «Курчатовский институт», а генеральный информационный партнер — «РБК Вино».
В этот раз на форуме говорили не только и не столько об инвестициях и деньгах, сколько о более значимых и комплексных вопросах. «На первом форуме мы зафиксировали, что началась новая эра в российском виноделии. Второй форум прошел под знаком стратегических прогнозов развития отрасли. А в рамках третьего форума мы уделяем особое внимание популяризации и продвижению российского вина», — объяснил председатель правления РСХБ Борис Листов.
Действительно, много обсуждений на форуме было посвящено продвижению вина — его рекламе, работе в социальных сетях, блогах и даже в кино.
Финансы для виноделия
Открыл форум в этом году вице-премьер Дмитрий Патрушев. «Виноградарство и виноделие сегодня — это достаточно перспективные направления сельского хозяйства. Я здесь отмечу, конечно же, труд людей, которые работают в этом направлении, и ту государственную поддержку, которая доводится до этой подотрасли», — заявил он. Вице-премьер также привел основные данные, которые отражают ситуацию в отрасли в 2024 году: 6 тыс. га новых виноградников, 800 тыс. т урожая, 70 млн декалитров винодельческой продукции и 4 млрд руб. господдержки, заложенной в бюджете на следующий год.
О финансировании виноделия говорил и председатель правления РСХБ Борис Листов. «Российское виноградарство, виноделие переживает эпоху возрождения. Российского вина с каждым годом становится все больше, качество его — лучше, ассортимент — шире, отрасль активно развивается, а развитие требует соответствующих инвестиций», — отметил он. Борис Листов также рассказал, что банк предлагает льготные кредиты на закладку новых виноградников и на обеспечение операционной деятельности виноделов по ставке всего 12,5%. Он обратил внимание и на преимущества лизинга: можно вернуть НДС со всей суммы договора, а очищенные от НДС лизинговые платежи отнести в полном объеме на себестоимость. Кроме того, отметил глава РСХБ, в целом в России застраховано не более 10% виноградников. А погодные условия этого года показали, как важен такой инструмент защиты для виноделов.
Винные истории
Каждого участника форума связывала с вином своя история. Так, актриса Катерина Шпица, играющая одну из главных ролей в документальном сериале «Вино и люди», рассказала, что всегда была близка к земледелию и виноделию. «Все мои предки занимались сельским хозяйством: бабушка с дедушкой пахали огород, мои родители делали вино. И делали его всегда с душой. Это вино выпивалось в компаниях с самыми близкими людьми. Мне это врезалось в память. Я видела, как можно насладиться вкусом, сопроводить вино душевным разговором», — рассказала она.
На форуме говорили о возможностях рекламы вина, о том, что в этой сфере нужны новые, яркие идеи и специалисты. Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС, рассказала, что, по ее мнению, виноделы еще не используют всех возможностей, которые дает законодательство. «В тех форматах, в которых допустимо размещение рекламы вина, мы не видим какого-то засилья, — объясняла эксперт. — Да, есть ограничения по содержанию такой рекламы — там невозможно сильно разгуляться, там нельзя показать людей и животных или сделать призывные и привлекательные высказывания, но это не ограничивает возможность фантазии».
В соседнем зале обсуждали работу виноделов в социальных сетях. «Очень важно сделать свое комьюнити людей, которые любят бренд. И работая с блогерами, нужно информировать их о новинках, организовывать блогер-туры, приглашать на различные мероприятия с участием бренда — именно так рождается интересный и нативный контент», — поделилась директор по коммуникациям и связям «Абрау-Дюрсо» Ольга Фирстова.
Другая сессия была посвящена кино про вино, которого в России на фоне повышенного интереса к виноделию снимается все больше. Дарья Ганиева, тележурналист канала «Россия 24» и автор документальных фильмов ВГТРК, рассказала, что сняла свой фильм не просто о вине, а о мечте. «Я знаю многих людей, кто мечтает бросить все и уехать в Крым, чтобы выращивать там вино, — рассказывает она. — В день выхода фильма один мой знакомый рассказал, что сам переехал в Крым именно за этим».
Танцы Челентано
Своим видением продвижения российского виноделия поделился и глава РСХБ Борис Листов. По его словам, данная проблема комплексная и касается не только популяризации вина, но и сферы виноделия и шире — всего сельского хозяйства.
«Мы хотим донести до широкой аудитории, что агросектор — это модно и перспективно, это особый образ жизни. Важно создавать фильмы, сериалы, телепрограммы, рилсы для соцсетей, в которых наши звезды, лидеры общественного мнения будут с таким же удовольствием давить виноград, как это делал Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивого», — отметил глава РСХБ. Банк и сам активно использует собственные маркетинговые инструменты для продвижения отрасли — площадку «ВиноГрад», «Винный гид России», рейтинг «Соль Земли» и, конечно, Винодельческий форум. Отдельно Борис Листов отметил запущенный в этом году проект «РБК Вино», который, по его словам, вырос в «мощную медийную площадку». Кроме того, глава РСХБ предложил создать на базе Ассоциации виноградарей и виноделов России клуб, экспертный совет или рабочую группу, где будут разрабатываться конкретные мероприятия по продвижению отрасли.
Банкира поддержали виноделы. Кира Ефимова, хозяйка, инвестор и винодел хозяйства Le K2, говорит, что кадры — одна из животрепещущих проблем отрасли. «Мы обсуждали с главой Россельхозбанка, что необходимо заниматься формированием имиджа работников сельского хозяйства и виноделия в частности. Молодежь должна хотеть работать на земле. Нужен привлекательный образ этой профессии, и это тоже задача, которую нам предстоит решить», — говорит винодел. Она добавляет, что хотела бы добиться того, что профессия тракториста звучала бы интересно и престижно для молодежи.
Эксперты говорили и о необходимости расширения обсуждаемых инструментов продвижения виноделия. Марина Геворкян, главный редактор журнала «Сноб», считает, что в программу форума стоит добавить сессии по маркетингу. «Вино, как и любой иной продукт, нуждается в продвижении, — говорит она. — Предыдущие годы мы информировали о том, что виноделие присутствует в России как индустрия. Теперь пора производителям продвигать свои конкретные марки, строить бренды, используя медиа».
Все вина форума
Конечно, на форуме не только говорили, но и пробовали вино: своей продукцией гостей угощали более 50 отечественных производителей.
На форуме было представлено множество новинок. Так, свое игристое на отдельной сессии представили шефы «Абрау-Дюрсо» и «Шато де Талю» — Сергей Альшевский и Сергей Куприянов. Gunko Winery презентовала супервыдержанные вина в объеме магнум урожая 2019 года — саперави пятилетней выдержки. Крымское хозяйство Alma Valley провело мастер-класс по своим резервным винам, а также представило оранжевое вино и новинку Gravity White. Главный винодел компании «Кубань-Вино» провел дегустацию розовых вин предприятия. Кроме того, прошли презентации новинок от винодельческого хозяйства Краснодарского края «Гай-Кодзор», игристых вин от «Нового света», продукции «Усадьбы Мезыбь», «Мрии» и «Массандры».
«Попробовать удалось не так много, как хотелось, было много работы, но есть четкое понимание, что общий уровень российских вин за прошедший год еще сильнее вырос. В слепых дегустациях наши вина при равной цене все чаще опережают импортные образцы», — говорит Рустам Акиниязов, винодел, основатель семейной винодельни Belmas Winery (Севастополь). Главный редактор «Сноба» Марина Геворкян отмечает растущее разнообразие в зале дегустаций. «Попробовала «Ведерникова», «Фанагорию», «Дивноморское», — перечисляет она.
Екатерина Столярова, ведущая телеканала «РБК Вино», которая принимала участие в сессии про кино, говорит, что в ходе работы в документальном проекте о виноделии осознала, какие интересные и необычные люди там работают. «Виноделы — удивительные люди, со своими характерами, взглядами», — говорит она. Винодельческий форум позволяет раз в год собирать этих людей в самом центре Москвы, что дает энергию им самим и привлекает всеобщее внимание к отечественному вину.