Интервью основателя «Красного & Белого» Сергея Студенникова РБК. Главное
Основатель сети «Красное & Белое» Сергей Студенников впервые ответил на обвинения в алкоголизации Русского Севера, а также рассказал, почему Россия — трезвая страна и почему нельзя торговать алкоголем онлайн. «РБК Вино» приводит главное из интервью бизнесмена
О региональной специфике
Контекст
В конце октября губернатор Вологодской области Георгий Филимонов заявил о вымирании Русского Севера из-за алкоголизма. Обвинил он в этом алкомаркеты (предметно «Красное & Белое») и предсказал их уход с рынка из-за антиалкогольных инициатив региона. В частности, губернатор предложил ограничить с 1 марта 2025 года продажи в регионе в будние дни периодом с 12:00 до 14:00. В региональном парламенте соответствующий законопроект рассмотрят 27 ноября.
«У регионального вопроса всегда есть несколько нюансов. Во-первых, наши магазины не алкомаркеты, а магазины «у дома», то есть магазины в шаговой доступности. <...> Во-вторых, сегодня практически все акцизные составляющие алкоголя остаются в субъекте Федерации. А бюджет субъекта — это что? Это вся социалка, и исполнительная власть субъекта это не может не учитывать. В-третьих, важнейший нюанс связан с безопасностью добросовестного потребителя, за которую должны отвечать профессионалы, то есть торговые сети.
А теперь представьте, что из-за каких-то необдуманных действий или решений все это просто отдается на откуп рынку. <...>
В контексте разговора про регионы и общей якобы алкоголизации страны нужно обратить внимание на вопрос статистики, а точнее, что она учитывает. Она учитывает только легальные продажи. Соответственно, чем легальнее субъект Российской Федерации с точки зрения продажи алкоголя, тем потребление на душу населения выше. Значит ли это, что в регионе с самым высоким уровнем потребления на душу населения реально столько пьют? Скорее всего, нет. При этом официальная статистика абсолютно не видит нелегальный рынок, и региональные власти это не может не беспокоить».
«Соответственно, представители власти с подобными инициативами запретов берут на себя ответственность? Эти люди точно готовы взять ношу держать общество в правильном русле с точки зрения потребления алкоголя, в первую очередь молодежь? Возьмите на себя ответственность и скажите: «Мы очень ответственные ребята, мы вам гарантируем, что в моей губернии после этого умирать никто не будет, и все будут трезвые. И у всех КПД на работе будет 100%».
Они готовы действительно контролировать нелегальный рынок? Что такое нелегальная плоскость? Себестоимость одной бутылки у тебя падает раз в пять, если ты не платишь всевозможные сборы, то есть с точки зрения денег он становится все более доступным. А нелегальным производителям какое счастье будет, представьте: наценка 200%! Многие, кто работает легально, просто уйдут в нелегальную плоскость. Я это проходил в конце 80-х, знаю, как этот процесс был организован.
Я не хочу наговаривать на коллег по цеху, но просто факультативно заниматься алкоголем — это нонсенс».
О трезвой России
«Сейчас в так называемой маргинальной алкогольной категории населения всего процента два потребителей. В 1985 году, когда началась горбачевская антиалкогольная кампания, мне как раз исполнилось 18 лет — по закону можно было официально покупать алкоголь. Правда, купить то, что хотелось, я не мог — его просто не было. Я по сей день помню вкус огуречного лосьона, тройного одеколона и всевозможных спиртовых жидкостей... Я родился и вырос в маленьком городе Бакал в Челябинском области — это город, где живут горняки и шахтеры. И я помню, как люди вне зависимости от времени года лежали на улице в непотребном состоянии. Сегодня, приезжая туда, я этого не вижу.
Я занимаюсь алкоголем с 1988 года, то есть еще при коммунистах и при Горбачеве начал. Вся алкогольная трансформация нашего общества прошла на моих глазах. И сегодня, по большому счету, у нас общество трезвое, особенно наши дети и внуки. В массе своей наш народ сегодня трезвый...»
«С точки зрения бизнеса мы более успешны, когда человек трезвее, более информирован о том или ином продукте и более ответственно подходит к потреблению. С маргинальным потребителем ты никогда бизнес не сделаешь».
«Вы считаете, наш народ пьяный? Вы так считаете? Я вам ответственно заявляю, как человек, который работает в 76 регионах: наша страна трезвая. Потому что вы, может быть, не видели пьяную страну. У нас народ трезвый сегодня — и как раз благодаря работе в первую очередь легального ретейла и производителя».
Про алкоголь и детей
«Алкоголь — это архисложный предмет с точки зрения природы человека. Его никто и никуда не смог деть, никакими запретами это не убрать. Почему? Потому что он дан нам навсегда. И этим нужно заниматься профессионально и ответственно, в первую очередь с точки зрения работы с детьми. До 14 лет они должны получить образовательное представление об алкоголе. Они должны понимать, как с этим предметом обращаться. Просто одними запретами мы не сможем детей загнать в угол и отвадить их от этой истории».
Про подход к регулированию алкогольного рынка
«Любые инициативы нужно делать с точки зрения народа, а не с точки зрения бизнеса. Бизнес — это всего лишь одна из составляющих процесса. Мы что хотим? Сделать абсолютно трезвое общество? Давайте запретим алкоголь. Я только за. Тот бизнес, который так или иначе связан с алкоголем, думаю, перестроится — будет продавать кефир и газировку. Те, кто не сможет перестроиться, — туда им и дорога. Проблем я не вижу абсолютно никаких. Давайте себе на минуту представим: мы делаем стопроцентно сухой закон в нашем обществе, в нашем государстве. И что?»
«Мы для молодежи делаем запретный плод, который становится очень сладким и вожделенным. Откуда мы потом, в 90-е, имели повальный алкоголизм и наркоманию? Они зародились как раз в середине 80-х. Я состоявшийся человек, мне без разницы: есть сухой закон — нет проблем».
«Если начинается цепная реакция — по субъектам или выходит на федеральный уровень, — вопрос по-прежнему один: готовы ли люди взять на себя за это ответственность? <...> Государство выполняет свою главную роль — оно регулирует. И правильно делает. Мы всегда за любую инициативу по регулированию этого рынка. Если ты ситуацию отпускаешь с точки зрения контроля, она полностью уходит в черную плоскость. И поэтому, когда государство на федеральном уровне начинает выходить с теми или иными регуляторными инициативами и спрашивает нас: «Вам окей?» — мы говорим: «Конечно, окей». Раньше алкоголь можно было продавать круглосуточно, если помните. Потом приняли решение на федеральном уровне, что его продаем с 8 до 23. Мое мнение, что с точки зрения федерального законодательства уже можно еще пару часов убрать. Общество готово, точно готово, я знаю. Но оставлять всего два часа — к этому общество точно не готово».
«Делать те или иные законодательные инициативы ради законодательных инициатив — это одна история, а если их делать ради народа, это другая».
О преференциях для российской продукции на полках
«Не надо ничего квотировать, оно само собой увеличится. Если раньше у нас российского вина была доля 15%, то сегодня она уже 75%».
«Когда-то импорт доходил до 40% в нашем портфеле, сейчас это порядка 17% — это и продукты, и алкоголь. <...> Российский потребитель познакомился с российскими же производителями в новой ипостаси и обнаружил для себя, что, оказывается, пророки в Отечестве есть. <...> Российский производитель приобрел новые навыки и освоил массу продуктов, которыми раньше даже и не думал заниматься. Сейчас российские производители делают колу лучше и вкуснее, чем Coca-Cola, например. То есть даже там, где были какие-то незыблемые столпы и считалось, что невозможно сделать Snickers, Mars, гамбургер, McDonald's, — оказывается, что все возможно».
Об онлайн-продажах алкоголя
«Нет, конечно, [не нужно разрешать онлайн-продажу алкоголя]. Вы согласны на такую легализацию с точки зрения безопасности ваших же детей? <...> Кто будет верифицировать [возраст покупателя]? Курьеры, приносящие вам продукты? Вы считаете, что он в состоянии верифицировать? Любая инициатива упирается в исполнение. <...> Мы (легальные сетевые магазины. — РБК) не сможем [проводить верификацию]. Я реалист и знаю, что не смогу это контролировать. В магазине — могу».
Про личное отношение к алкоголю
«Я в 2007 году, наверное, принял для себя решение, что алкоголь мне мешает быть конкурентоспособным по отношению к моим коллегам по цеху — у меня сразу снижается концентрация. Но это лично у меня, может быть, у кого-то фокус наоборот собирается. <...> Практически нет, [не употребляю алкоголь, ] крайне редко. Но как это было у Жванецкого: «Кто я такой, чтобы не пить!»
Почему не занимался производством алкоголя
«Мое личное убеждение — ты можешь быть профессионален и максимально эффективен только в одном деле. Если занимаешься двумя делами, то у тебя ни там, ни там не будет результата. Может быть, у вас есть примеры людей, у которых восемь бизнесов, и везде они № 1. Я не знаю. Но я точно знаю, что если концентрируюсь только на одном, то у меня есть шанс делать лучше всех эту работу. Это как в анекдоте про портных с улицы Дерибасовской: у всех висели таблички: «Лучший портной в Европе», «Лучший портной в мире». А один товарищ написал: «Лучший портной на Дерибасовской». Когда ты занимаешься одним делом, у тебя есть шанс делать это лучше всех и нести радость людям».
Как и что выбирает потребитель
«Сегодняшний покупатель точно понимает, куда и зачем он идет. Он четко разделяет свой запрос при походе в условную «Азбуку вкуса» и в «Красное & Белое». Но ходит он и туда, и туда. Цена на общие позиции среднего ценового сегмента плюс-минус одинаковая на всем рынке. В премиалке или в районе минимальной розничной цены могут быть колебания — где-то дороже, где-то дешевле. Но у покупателей уже сформировался определенный образ каждого магазина. По каждому магазину у покупателя есть понимание».
«К нам он идет тоже за стандартным продуктовым набором. Сегодня доля алкоголя в продажах всего 24%».
Про параллельный импорт
«Параллельный импорт угасает с огромной скоростью, покупателю импортная история практически не нужна, за исключением каких-то премиальных брендов. В массмаркете полностью произошло замещение. Сегодня российские производители заместили практически все, что до 1,5 тыс. руб. на полке. Доля импорта сжимается и сожмется до доли процентов».
Что пьют россияне и тренды
«В вине тренд на низкое содержание алкоголя. Раньше российский потребитель отдавал предпочтение сладкому вину, потом были полусладкие, затем сухие с 14–16-процентным содержанием алкоголя. Сейчас это вино крепостью 12% и ниже. Потребитель стал продвинутый: 11% алкоголя — берем, если 16% и выше — нет, завтра с утра будет тяжеловато какие-то дела делать.
Соответственно, основной тренд сегодня — это вино, российское и вино с малым содержанием спирта плюс игристое. Все игристое в тренде: и импортное, и российское, и так далее».
Про «плохо» у предпринимателя
«Если ты действительно предприниматель, то у тебя нет слова «плохо», его не должно быть. Слово «плохо» — это не для предпринимателя. Предприниматель должен уметь работать в любых условиях. Мой дед, которого в 1937 году забрали, и семья его больше не видела, по рассказам моей матери, занимался предпринимательством. То есть можно быть настоящим предпринимателем даже в тоталитарном сталинском режиме, где была полная нетерпимость во всем обществе к предпринимательству. Если люди в тех условиях занимались этим, то в наших условиях говорить, что «плохо», извините, смешно. Поэтому, если ты предприниматель, у тебя нет понятия «плохо»: ты либо делаешь дело, либо не делаешь, а рассказывать про то, что у тебя плохо, — это… В кругу семьи рассказывайте».
Про IPO и стоимость компании
«Кому оно нужно сейчас? Сегодня можно просто деньги отнести в банк — и инвестируйте на свой депозит. Зачем инвестору риски IPO? Как мы можем быть ему интересными, если пообещаем максимум 2% доходности?»
«Всегда предмет стоит столько, сколько за него дают. Очереди к нам нет, как видите. Значит, нисколько не дают».
Про детей и будущее бизнеса
«Вы к бизнесу относитесь как к бизнесу, а я к бизнесу отношусь как к своей жизни. Это просто моя жизнь, и все. Я не отношусь к этому так, что я должен как-то монетизировать эту историю и в гроб все эти монеты унести. Даже Александр Македонский, когда умирал, сказал своим близким: «Две дырки в гробу сделайте». Ему говорят: «Зачем, великий император?» Он говорит: «Руки туда мои высуньте, и когда понесете меня, чтобы все вокруг видели, что я всем миром владею, но на тот свет ухожу ни с чем, с пустыми руками».
Почему дети не войдут в бизнес… Потому что я точно знаю, что это невозможно, они не смогут. Тебе бог либо дал, либо не дал. Ты можешь башку себе об стену разбить, восемь образований получить и все остальное, но если тебе не дали — тебе не дали».
Про развитие в других странах
«Когда ты работаешь со всем миром, то возникает иллюзорное представление о твоем месте в нем, начинаешь ощущать себя частью глобальной истории. Основные же двигатели прогресса — это торгаши. Магелланы, Колумбы ездили, что-то открывали, соединяли народы... У нас, у торгового люда, нет понятия национальности. Либо мы торгуем, либо мы не торгуем. Самые главные миротворцы на земле — это торгаши. Но сейчас ситуация такая, что мы для себя не рассматриваем иностранные рынки, не готовы психологически. Откуда настроение психологическое берется? Например, приезжаешь в какую-нибудь Францию, и когда люди узнают, что ты из России, то на бытовом уровне к тебе формируется уже совершенно другое отношение, чем десять лет назад. Это сильно бросается в глаза».
Про «чуйку»
«Чем предприниматель от простого человека отличается? Тебе дали способность видеть, третий глаз, «чуйка» называется в народе. Это сложно объяснить средневерующему человеку или очень умному — последний все поставит под сомнение. А тут нельзя ничего под сомнение ставить. Вот когда я, например, как руководитель компании, говорю: «Копай отсюда и дотуда», ты не должен ставить под сомнение. Ты просто должен копать. А чем выше IQ, тем больше сомнений: «А не дурак ли я?» И вот такие люди любую компанию тащат в пропасть».
Про русских предпринимателей
«Я считаю, русские предприниматели лучшие в мире. Самые лучшие. Когда из России уходили luxury-бренды, они предоставляли возможность продавцам из местных магазинов работать по всему миру. И когда я общаюсь с брендодержателями, они говорят: «Лучше русского продавца нет никого». Меньше требований и лучше продает. Так же и предприниматель наш самый лучший, потому что мы росли через асфальт. А тот, кто пророс через асфальт, — он точно лучше, чем тот, кто рос в парничке. Если кто-то еще хочет слой асфальта положить — пожалуйста, пускай катают, я только за».
«Есть проблема в том, что молодежь все меньше и меньше хочет быть предпринимателями. Тяги нет. Я думаю, что в первую очередь из-за общественного порицания. То есть для общества любой предприниматель, а особенно продавец — жулик и вор. Когда я рос, продавцы жили лучше, чем шахтеры, люди, работающие в руднике... Значит, и у меня, и у всего народа на подсознании сформировалось, что там что-то нечисто. Поэтому я сегодня, как продавец, нахожусь под гнетом: власти, народа, сотрудников, которых я заставляю работать. То есть моей работой сегодня не доволен никто. Только тот, кто меня поставил. Это очень тяжело».