В 2024 году доля белых на рынке вина превысила 50%
В России в общих розничных продажах вина доля белых вин превысила 50%. Исчезает сезонность в их потреблении — россияне учатся пить белые вина и летом, и зимой. Как и почему растет популярность белого — в материале «РБК Вино»
Содержание
Как изменились продажи и производство
Розничные продажи белых тихих и игристых вин превысили в 2024 году 50% от всего объема продаж вина в деньгах. Об этом свидетельствуют данные, которые предоставила «РБК Вино» компания X5 (развивает торговую сеть «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», дискаунтеры «Чижик», а также розничные сети «Красный Яр» и «Слата»). По данным ретейлера, доля продаж тихих и игристых белых вин выросла с 46,2% в 2022 года до 53,4% в 2024 году.
Рост рыночной доли белых вин свыше 50% подтверждают другие ретейлеры, импортеры и производители. «Продажи белого вина выросли больше чем на 6% в натуральном выражении и больше чем на 20% в рублях, — заявили «РБК Вино» в пресс-службе сети «Лента». — Мы наблюдаем тенденцию на увеличение доли белого вина в продажах (+2,2% в январе—ноябре 2024-го к аналогичному периоду 2023-го). При этом доля красного вина на протяжении трех лет, наоборот, снизилась на 4%». По словам представителя «Ленты», доля белых составила 51,5% в общих продажах тихого вина, а в категории игристых этот показатель превысил 48,5%.
Руководитель винного портфеля Luding Group Евгений Щербаков говорит, что в продажах компании доля белых и игристых вин выросла до 50% от объема продаж всех вин. «Продажи белых вин по итогам десяти месяцев в компании Ladoga выросли на 12% (в натуральном выражении. — «РБК Вино»). При этом рост показали как российские вина — на 32%, так и импортные — хоть и менее динамичный — на 10%», — добавляет президент компании Ladoga Вениамин Грабар. «Я бы сказал, что сейчас доли в продажах сравнялись. Все годы до этого доля продаж красных вин всегда превышала долю белых», — говорит Алексей Несмеянов, директор департамента продуктового маркетинга AST.
В пресс-службе «Кубань-Вино» сообщили, что за последние четыре года выпуск белых тихих вин стабильно увеличивался на 20–30% ежегодно при общем росте производства за это время на 48%. В структуре выпускаемой продукции доля белых вин варьируется от 55 до 62%, значительную долю при этом занимают игристые вина.
Почему россияне стали пить больше белого
Тренд на белые вина, который получил название «прорыв белых» и был обозначен главным в новом гиде по российским винам Артура Саркисяна и РБК, пришел в Россию из-за рубежа, где они стали популярны на фоне моды на здоровый образ жизни и увеличения потребления слабоалкогольных напитков.
По данным Международной организации по виноградарству и виноделию, доля белого вина, которая в начале этого века составляла в среднем 46% от мирового объема производства, в последние годы выросла до 49%. «Одной из главных движущих сил этого роста стал бум игристых вин», — утверждается в отчете организации.
В России мода на белые появилась несколько лет назад. «Тренд на белые вина мы стали наблюдать около 5–7 лет назад, и начался он прежде всего в ресторанах высокой кухни, — вспоминает Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. — Связан он с изменением гастрономических привычек: все больше потребителей предпочитают легкую низкокалорийную еду с низким содержанием жиров. Такие блюда, как морепродукты, птица и овощные закуски, лучше всего сочетаются с белым, что естественным образом стимулирует популярность этого вина». «Это (рост потребления белых. — «РБК Вино») общемировой тренд, который наблюдается и в России, связанный с переходом потребления на более легкий стиль вина», — говорит Наталья Шестак, руководитель категории «вино» торговой сети «Перекресток».
«Рост связан с изменением предпочтений потребителя, переключением с красных вин на белые и розовые вина. Сегодня алкогольная мода смещается в сторону белых и игристых вин. На волне популярности — легкие вина в стиле Vinho Verde, Glou Glou, вина с низким содержанием алкоголя», — объясняют в пресс-службе «Кубань-Вино».
Свою роль в рост рыночной доли белых в этом году в России сыграли погода и развитие внутреннего туризма. «Основные причины такой динамики (роста продаж белых вин. — «РБК Вино»): очень теплый 2024 год, развитие внутреннего туризма, переход на более низкий уровень алкоголя в вине», — говорит Несмеянов.
Как в продажах белого вина исчезает сезонность
Еще одной интересной тенденцией рынка стало исчезновение сезонности в потреблении белого вина. Представление, что белое больше пьют летом, а красное — зимой, все больше уходит в прошлое, утверждают представители виноторговых компаний и ретейлеры.
«Ранее сезонные колебания продаж тихих вин наблюдались в июле и августе, что обусловлено отпускным периодом и развитием внутреннего туризма, а также в декабре — ввиду традиционного предновогоднего всплеска для всех категорий алкогольных напитков. На данный момент мы наблюдаем снижение влияния сезонности на белые вина. Они популярны среди потребителей круглый год», — объясняет Евгений Щербаков. «Сезонность белого вина практически исчезла. Если раньше его ассоциировали с летом, а белое игристое — с новогодними праздниками и 8 Марта, то теперь эти стереотипы теряют актуальность. Белое вино становится универсальным напитком, который гармонично сочетается с легкими блюдами круглый год. Это подтверждается потребительскими предпочтениями в ресторанах, где порядка 60% заказов приходится на белое вино. Даже в зимний период его продажи остаются на уровне летних», — утверждает Дарья Сологуб из Fort. В «Кубань-Вино» утверждают, что летняя сезонность для белых вин в динамике 2024-го к 2023 году сохраняется на уровне 4–5%.
Для игристых вин фактор сезонности продолжат играть большую роль. «В тихих винах сезонность постепенно сглаживается за счет того, что белые вина начали больше употреблять в зимние месяцы (январь—февраль). Пик продаж все так же приходится на июнь—август, — говорит Шестак. — В игристых винах ярко выражена сезонность, период праздников с декабря по март. Месяц «затишья» приходится, как правило, на период православного поста — апрель и с приходом теплых месяцев возобновляется рост». Николай Королев, генеральный директор ТД «Абрау», также говорит, что в категории игристых вин, которая является основной для «Абрау-Дюрсо», сезонность ярко выражена. «Ключевой период продаж приходится на новогодний период. В белых тихих винах ситуация отличается, в этом сегменте всплеск продаж — традиционно летом. В течение последних лет сезонность становится менее заметной, и покупатели все чаще обращают внимание на белые вина и в другие периоды года», — говорит Николай Королев.
Сколько стоят белые вина
Что касается цены, то в этом году белые вина в массовом сегменте стали стоить дороже красных.
Ранее красные всегда обгоняли по цене белые, и такая ситуация сохраняется в премиальном и среднем ценовом сегментах. «Ценовые различия между белым и красным вином зависят от категории. В высоком сегменте разницы практически нет. Однако в среднем ценовом сегменте белое вино в среднем дешевле красного на 1 тыс. руб.: 2500 руб. против 3500 руб.», — рассказывает Дарья Сологуб.
«В целом цена на красные вина, особенно в премиальном сегменте, всегда выше, чем на белые. Большая часть великих вин — красные», — добавляет Алексей Несмеянов.
Что касается массового сегмента, то здесь ситуация стала меняться в 2024 году. «В 2023 году средняя цена за бутылку тихого белого была на 2,71% ниже, чем красного, — рассказывает Шестак. — В 2024-м противоположная тенденция — белое вино дороже красного на 1,61%. Это связано с увеличением оборачиваемости белых вин относительно красных на фоне значительного повышения цен в категории в 2024 году относительно 2023 года». По данным «Ленты», средняя цена на белое вино в январе—ноябре 2024 года составила 598,85 руб., а на красное — 564,23 руб.
С начала 2024 года белые вина, как и остальные, подорожали. Причем больше всего выросла цена у импортных вин. «Импортное белое вино из недружественных стран значительно подорожало, особенно в нижнем ценовом сегменте. Вина, которые раньше стоили около 350 руб., теперь могут стоить 700–800 руб. и выше, — говорит Александр Липилин. — Это связано с увеличением пошлин, которые превысили стоимость самой продукции, из-за чего многие вина перестали ввозить. В целом наиболее заметный рост наблюдается в ценовой категории до 1 тыс. руб., где цены увеличились на 50–120%. В сегменте от 1 тыс. до 2 тыс. руб. цены повысились на 20–30%, а в категориях выше 2 тыс. руб. рост составил около 20%». По его словам, отечественное белое вино также подорожало, хотя и не так значительно, как импортное. «Винодельни не могут обеспечить возросший спрос, что приводит к дефициту некоторых категорий белого российского вина. В связи с этим можно ожидать дальнейший рост цен на продукцию отечественных производителей», — отмечает эксперт. Однако низкая стоимость отечественных белых вин относительно зарубежных аналогов помогла им вырваться в лидеры продаж.
Какие белые вина пьют в России
В категории белых активно растет доля российской продукции. Как рассказали «РБК Вино» в пресс-службе сети «Лента», российские белые вина лидируют по объему продаж. В 2022 году лидером по объему продаж белого вина с января по ноябрь были вина Италии, а в 2023-м — вина Испании и Португалии. «В целом объем продаж вин всех представленных географий в 2024 году вырос к прошлому году, кроме вин Испании и Португалии», — сообщили в компании. В «Перекрестке» российское белое стало вторым по популярности в продажах, уступив только Италии.
«По статистике продаж Fort среди тихих белых вин лидируют такие сорта, как совиньон блан и пино гриджио. Также популярны вина из Нового Света (Аргентины, Чили и ЮАР), включая шенен блан и шардоне, благодаря их оптимальному соотношению цены и качества, — рассказывает Дарья Сологуб. — Кроме того, среди востребованных вариантов выделяются вина с низким содержанием алкоголя, такие как виньо верде из Португалии. В категории игристого безусловным лидером остается просекко, на втором месте — кава, а третью строчку занимают российские белые игристые вина». Схожие тенденции отмечает и Алексей Несмеянов. «Наибольшей популярностью пользуются вина из узнаваемых международных сортов винограда, таких как «совиньон блан», «шардоне», «рислинг» и др., — говорит эксперт. — Также есть большая любовь у российских потребителей к итальянским винам, например пино гриджио, соаве, гави. Среди винных профи растет спрос на автохтонные сорта из классических винодельческих стран и регионов».
Производители также сообщают, что растет интерес к белому вину из автохтонных сортов винограда. По словам Николая Королева, особой популярностью пользуются вина, созданные из классических европейских сортов винограда «шардоне», причем не только тихие, но и игристые. Кроме того, эксперт отмечает спрос на автохтоны вина.
В компании Ladoga рассказали: «По нашим наблюдениям, у потребителя продолжают пользоваться [спросом] проверенные годами наименования: из сортов это «рислинг», «совиньон блан» и «пино гриджио», из зарубежных регионов — Винью Верде, Тоскана, среди российских потребителей хорошо воспринимается продукция дербентских и кубанских виноделов».
Александр Липилин прогнозирует, что тренд на белые будет продолжать сохраняться. «Это долгосрочная тенденция, которая, как мы считаем, продлится еще многие годы, и спрос на белые вина будет только расти», — говорит эксперт. Дальнейший рост популярности белых неизбежно приведет и к росту их поставок и производства, изменит их положение на полках и в винных картах и, к сожалению, отразится и на их стоимости.