Артур Саркисян — об открытии винной России

Обновлено 24 декабря 2024, 06:43

Открывать собственную страну интересней всего. Особенно если это касается виноградников и виноделен. Такие открытия Артур Саркисян, партнер «РБК Вино», совершает уже 12 лет, объезжая всю винную Россию, создавая авторский гид, а затем приглашая всех виноделов и любителей вина совершить «Открытие винной России» на салоне-презентации гида «Российские вина». О том, для чего нужны винные салоны и как они изменились за последние годы, чем отличались салоны — приуроченные к выходу гида, рассказал в колонке для «РБК Вино» Артур Саркисян

K.Decha / Shutterstock / FOTODOM
Фото: K.Decha / Shutterstock / FOTODOM

Открывать собственную страну интересней всего. Особенно, если это касается виноградников и виноделен. Такие открытия Артур Саркисян, партнер «РБК Вино» совершает уже 12 лет, объезжая всю винную Россию, создавая авторский гид, а затем приглашая всех виноделов и любителей вина совершить «Открытие винной России» на салоне-презентации гида «Российские вина»

Артур Саркисян
Артур Саркисян
Партнер «РБК Вино», глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян

Личный опыт

С самого начала, когда я задумывал гид, его главным принципом было российское виноделие на собственном опыте. Так получилось, что примерно с 1985 года на 20 лет страна практически отказалась от виноделия как отрасли. Многое нужно было узнавать заново как самим виноделам, так и тем, кто пьет вино.

12 декабря Артур Саркисян и РБК представили первый совместный «Гид по российским винам» — это 1000 лучших вин более чем от 100 производителей в России с оценками и комментариями главного винного критика России Артура Саркисяна. Купить гид вы можете тут.

Поэтому я сам начал объезжать хозяйства, покупать потом вина в магазинах и пробовать их повторно, делать книгу обо всем этом. И также с самого начала было понятно, что книга эта будет лежать мертвым грузом, если не передать дегустационный опыт российского вина дальше — самим читателям.

Так появился винный салон, приуроченный к выходу книги «Открытие винной России». Открываем книгу чуть ли не в день ее выхода из типографии, откупориваем бутылки вина и пробуем. Только так можно развивать и продвигать винную культуру.

И ровно таким образом 20 лет работали на российском рынке европейские и международные маркетинговые винные институты. Когда-то люди в ресторанах заказывали только Францию и вообще ничего другого не хотели знать. Потребовалось провести много итальянских винных салонов, чтобы сначала сомелье, а потом и публика распробовали Тоскану и Пьемонт. Потом на рынок выходило Чили, и снова были большие салоны. Салоны стран, салоны регионов. Риоха, Шампань, Венгрия, Израиль и так далее.

Глядя на это все, я понимал, что и российское виноделие нужно выводить в свет точно так же. И для меня, как человека из ресторанного мира, десять лет отработавшего шефом-сомелье в пятизвездных заведениях Москвы, было понятно, что антураж салона, подача вина должны быть на уровне, а лучше выше всего того, что было в Чили и Риохе.

Безусловно, важен сервис, удобство виноделов и гостей. Поэтому первые два салона проходили в статусных ресторанах группы Ginza, у которых были площади для такой выставки вина, а когда мы перестали в ресторанах помещаться — по определению, — гид переехал в пятизвездочные отели: LOTTE, Marriott, Hayat, Four Seasons.

Крахмальные скатерти, тонкое винное стекло, обязательно вода для дегустаций (не всякая подойдет), обязательно холод. Винный шкаф на две-три винодельни, и буквально горы льда. Вышколенный персонал. Сначала десяток, а потом десятки официантов. Огромное количество организационных нюансов. Всегда музыка. Арфа, классика, благородный джаз. Когда мы начали проводить салоны по винам Армении, появился дудук. Всегда небольшие приятные мелочи для гостей: премиальный чай или кофе, дегустации сыров и так далее.

Сейчас этот стандарт стараются поддерживать на мероприятиях с российскими винами. Получается по-разному, а 12 лет назад сам подход для одних был удивителен, а для других (для профи ресторанного бизнеса) показывал, что с российским вином все серьезно.

Правила салона

Iryna Imago / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Iryna Imago / Shutterstock / FOTODOM

Салон — это живой гид. В этом весь смысл

С первого года, кроме высокого уровня сервиса, было несколько непреложных правил проведения этого мероприятия.

Во-первых, виноделы ни за что не платят. Вообще. Они герои гида и его открытия. Они сделали отличное вино, которое вошло в книгу, — это огромный труд, и мы воздаем им должное.

Рабочее место, бокалы, лед, винный шкаф. Все для вас — работайте, дорогие друзья, общайтесь, рассказывайте о себе, несите свою уникальность в массы. Книги в подарок, вечерний прием.

Финансовая неангажированность дает возможность устанавливать и правила мероприятия. В салоне только вина из гида. Мы даже стали заранее собирать все бутылки на один большой склад, чтобы сделать участие для виноделов еще более удобным и завезти в салон только те бутылки, которые прошли оценку в книге. Конечно, все что-то привозили для друзей, попробовать вместе с коллегами, но на столах, в официальной выкладке, — только вино из книги. Никто не мог бы сказать: я за это место заплатил, делаю что хочу.

Салон — это живой гид. В этом весь смысл: попробовать и сравнить свои впечатления с мнением автора. Составить свой маршрут. Вин в салоне в последние годы стало больше 500, потом 700. За несколько часов попробовать всё физически невозможно. Поэтому все опытные гости составляют свои маршруты. Кто-то пробует определенные регионы. Кто-то идет по топовым красным. Другие по виноделам. Совершают открытия — каждый свои.

В какой-то момент стало понятно, что салон уже достаточно велик, чтобы в нем вдумчиво и серьезно работать с образцами. Он стал местом получения впечатлений от вина, но не анализа нюансов, общения с виноделами, знакомства с новым. Большим праздником. И тогда появилась еще одна, параллельная программа — мастер-классы.

Тяга к знаниям

Microgen / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Microgen / Shutterstock / FOTODOM

Примерно с четвертого салона у нас появилась отдельная программа мастер-классов. Это когда рядом шумит большая выставка, а вы в отдельном зале за партами и тоже с очень хорошим сервисом пробуете российские вина определенной тематики

Примерно с четвертого салона у нас появилась отдельная программа мастер-классов. Это когда рядом шумит большая выставка, а вы в отдельном зале за партами и тоже с очень хорошим сервисом пробуете российские вина определенной тематики.

Основных тем было три. Блок «Энология» мы проводили совместно с партнерами гида. На него собирались в первую очередь сами виноделы. Есть, например, такая проблема. Потребитель не хочет много бочки в вине, а выдержка тем не менее актуальна. Обсуждаем вопрос вина «в белой бочке» на конкретных примерах, с участием экспертов нашего партнера — поставщика бочек. Или обсуждаем стили сорта Ркацители. Или тема игристых. Сравниваем Россию и мировые тенденции с участием французских энологов из Шампани. Эта традиция, кстати, не прервалась. Профессиональное международное сотрудничество виноделов продолжается. Крутые получались мини-конференции, и потом их обсуждение шло месяцами.

Очень важный для меня блок «Вертикаль»: вина одного винодела в развитии — одно вино, разные годы урожая. Это вообще хит. В прошлом году всю серию «Вертикаль» раскупили за 30 минут. Костя Дзитоев к тем билетам, которые у него были как у винодела, хотел еще четыре купить — не было. За 15 минут его мастер-класс разобрали. Мы пробуем такие «вертикали», которых нет больше нигде. Красностопы Бюрнье с 2005 года. Красный бленд Лефкадии с 2010-го. Вся история виноградника Листва Олега Репина в «магнумах». Топовые виноделы открывают свои заветные погреба и делятся этими сокровищами с гостями салона, делая представление о том, что такое российское вино, еще объемней и качественней.

Наконец, жемчужина всех лет проведения таких салонов. Дегустация «Наследие». Я еще раз хочу поблагодарить сейчас наши исторические винодельни за бесценный опыт. Коллекционные вина, которых остались считаные бутылки. Сухие Рислинги и Кокур Инкермана 1969–1973 годов. Шампанское «Абрау-Дюрсо» 1978-го. Раритетные крепленые вина «Солнечной долины», «Массандры». Одно из ярчайших впечатлений — массандровское вино великого 1945 года. Это очень важно — показать, что российская винодельческая история началась не «вчера», ей сотни лет и некоторые вина — живые свидетели истории с нами. Их можно продегустировать.

В какой-то момент мы проводили параллельно основной программе до десяти мастер-классов в три потока. Я не очень сейчас понимаю, как мы это делали, но делали же. Команда гида все эти годы очень много трудилась над этим мероприятием, на пределе сил.

Вся эта активность была поддержана уже со второго гида 2014 года. Официальная часть открытия гида превратилась в большую пресс-конференцию, в которой принимали участие государственные люди, от которых зависело развитие российского виноделия, и больше 50 журналистов, несколько камер телеканалов.

И вечером обязательная часть — официальный прием и вручение сертификатов гида с оценками виноделам. Большое, дружное и веселое мероприятие виноделов.

На пороге перемен

Кирилл Каллиников / РИА Новости
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Винный салон должен сохраниться как жанр. Он важен, и именно такой подход дает лучшие результаты. Кроме того, хочется дать возможность спокойно пообщаться и виноделам между собой, и гостям с виноделами

Интересно, как менялось отношение к салону. В первые два года книга в салонах раздавалась приглашенным бесплатно. Всем, не только виноделам. Когда мы ее все-таки стали продавать, все искренне удивились. Что, еще платить надо за то, что мы читаем о российском вине?! В прошлом году книгу для продажи в салоне привезли на грузовике. В первые часы раскупили больше 3 тыс. экземпляров, и их все равно не хватило. Настала новая реальность российского вина, и нам нужно было меняться вместе с ней.

Конечно, такой салон не мог развиваться вширь бесконечно. Количество гостей перевалило за 2,5 тыс. Счет льда пошел на тонны, бокалов — на тысячи, официантов надо было уже человек 40 на такое событие, и просто перемещаться по салону стало тяжело. Люди стояли между столами виноделов плотно, как на рок-концерте.

Мы достигли предела в площадках самых больших и дорогих отелей Москвы. Дальше уже выставочный формат, а это немного другая история, и я не большой ее поклонник. Винный салон должен сохраниться как жанр. Он важен, и именно такой подход дает лучшие результаты. Кроме того, хочется дать возможность спокойно пообщаться и виноделам между собой, и гостям с виноделами.

Поэтому мы переехали по времени с суперактивного декабря на более спокойный февраль. Салон будет двухдневным. На очень интересной площадке. Чтобы сделать мероприятие более удобным для посещения, оно пройдет в два выходных дня — 22 и 23 февраля. Продажа билетов открыта, и пока купить их можно по специальной цене.

Могу сказать самое главное. Когда состоялся первый винных салон, многие сказали: «Такого еще не было». Вместе с командой РБК будем удивлять и на этот раз.

Поделиться
Авторы
Теги