Рестораны сообщили о повышении поставщиками цен на импортный алкоголь
Российские поставщики иностранного алкоголя в январе повысили отпускные цены для ресторанов, кафе и баров. В прошлый раз цены выросли в ноябре 2024 года. Представители московских ресторанов говорят о том, что цены на напитки для потребителей также придется поднимать
Российские импортеры повысили отпускные цены для баров, кафе и ресторанов на импортный алкоголь. Об этом «РБК Вино» рассказали представители московских ресторанов. Ранее издание Shopper's сообщило о повышении отпускных цен у поставщиков «Бакарди рус» (импортирует ром Bacardi, Oakheart, вермут Martini, виски William Lawson's, водку Grey Goose) и «Кампари рус» (возит в Россию ликеры Campari, Aperol, вермут Cinzano, коньяк Courvoisier).
Как рассказали «РБК Вино» представители московских ресторанов, в среднем повышение составило 10–15%. По словам шеф-сомелье ресторана «Поле» Александра Есаяна, предыдущее повышение цен было в ноябре 2024 года.
«В цену бутылки заложено много переменных, рост цен на которые сказывается на общей стоимости продукта. В связи с увеличением ставок акцизов на алкогольную продукцию, ростом курса евро или доллара, удорожанием кредитов для виноторговых компаний, в счет которых они закупают товар, ростом цен на логистику все это вкупе сильно бьет по кошельку потребителей», — отметил он.
Бар-менеджер ресторана Sapiens Александр Лукин рассказал о том, что отпускные цены на импортный алкоголь в целом постоянно растут последние три года, а Елизавета Стаханова, ресторатор, основательница винного гастробара Wine Region отметила, что рост цен в целом идет с 2014 года, однако ранее это происходило «не в такой астрономической прогрессии».
Как отметили рестораторы, растут цены не только на импортный крепкий алкоголь, но и на вино и пиво. Так, по словам шеф-бармена ресторана Mishka Ильи Нецветаева, в среднем бутылка импортного пива подорожала сразу на 45–50%.
«По вину процентов 15 подорожание в нашем сегменте. Разговор про «переходить на отечественное» в данном контексте не очень уместен. Вино из каждого региона уникально, и винная карта должна оставаться разнообразной. <...> Справедливости ради, отечественное вино тоже не дешевеет. Его стоимость стремится за рынком», — уточнил Денис Савин, сомелье ресторана Sapiens.
«РБК Вино» направил запросы в компании «Бакарди рус» и «Кампари рус».
Как будут реагировать рестораны
Опрошенные «РБК Вино» представители московских ресторанов сказали, что им также придется повысить цены на зарубежный алкоголь и алкогольные коктейли, в состав которых входит импортная продукция. Савин оценил повышение в 5–7% от действующих цен в меню. Есаян отмечает, что корректировка цен будет «мягкой, чтобы она не сильно бросалась в глаза».
Представители ресторанов отметили, что в плане подбора продукции, где это возможно, они перешли на российские аналоги, однако заменить можно далеко не все позиции, поэтому импортный алкоголь они будут приобретать, несмотря на рост цен.
«Мы, как и раньше, оперативно ищем достойную замену вину, которое подорожало, для того, чтобы для конечного потребителя не сильно была видна разница. К сожалению, не все следят за новостями, и многие считают, что поднимают цены недобросовестные рестораторы», — отметила Стаханова. «Мы постоянно в поисках недорогого и соответствующего цене и качеству вина, пока это возможно, так как стоки виноторговых компаний еще дают такую возможность. Но это временно. Ну а за достойное российское вино нужно платить. На данном этапе оно все еще конкурирует с иностранным алкоголем», — добавила она.
Нецветаев, в свою очередь, рассказал о том, что в последние годы в ресторанах все больше пользуются локальными алкогольными продуктами, но добавил, что «не стоит забывать о незаменимых вещах».
«Импортные и локальные алкогольные напитки должны помогать зарабатывать деньги. Не лишайте гостей возможности выбора. Работайте с аудиторией, знайте предпочтения своих гостей, предлагайте им что-то новое. Нужно работать правильно с продуктами, используя каждый кусочек по максимуму. Искать новых поставщиков, локальных фермеров и так далее», — уточнил он.
Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort, говорил «РБК Вино» о том, что на российском рынке будет сокращаться количество импортных вин. «Если пошлины продолжат расти, то тенденция, которая началась еще в 2023 году после первого повышения, сохранится. Вина недорогого сегмента, которые сегодня стоят на полке до 1 тыс. руб., будут показывать наиболее значительный рост в цене», — отмечал он.
В августе 2024 года в России вступили в силу изменения в постановление правительства, которые установили повышение пошлин на вино и крепкий алкоголь из недружественных стран. Так, ставка пошлины на крепкий алкоголь выросла до 20%, а ставка пошлины на вино — до 25%.
В марте 2024 года Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) выступила за повышение ввозной пошлины на вино из недружественных стран до 200%. Правительство выступило «за более сбалансированный подход», сообщили позднее в АВВР.
Основатель Simple Group Максим Каширин рассказал в июне 2024 года в интервью «РБК Вино», что повышение пошлин в 2023 году привело к сокращению импорта вина из недружественных стран в Россию примерно на 10% в литрах.
Генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин в том же месяце заявил, что считает повышение пошлин оправданной инициативой. «Но также мы считаем, что нужны системные меры с горизонтом планирования в десятилетия или минимум 20 лет, чтобы сбалансировать ситуацию на отечественном рынке вина и создать условия для опережающего развития российского виноделия, роста площадей виноградников и объема производства вин и дистиллятов из отечественного винограда», — добавил он.