Виноделы назвали главные риски для отрасли

Обновлено 03 марта 2025, 14:33

Больше половины российских виноделов уверены, что 2025 год будет удачным для российского вина: их прибыль будет расти, а рыночная доля отечественной продукции — увеличиваться. Главные риски для отрасли — дорогие кредиты и нехватка рабочих рук, а главные надежды — на расширение господдержки и возможное разрешение онлайн-продаж вина

AlexandrMusuc / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AlexandrMusuc / Shutterstock / FOTODOM

Больше половины российских виноделов уверены, что 2025 год будет удачным для российского вина

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино».

Как показывает совместный опрос РБК и рейтингового агентства НКР, 55% опрошенных производителей вина в России считают рыночную конъюнктуру в 2024 году благоприятной, а 53% уверены, что она останется такой же и в 2025 году. Негативно оценивают ситуацию на рынке в 2025 году только 11% опрошенных.

В опросе, проведенном РБК и рейтинговым агентством НКР в ноябре—декабре 2024 года, приняли участие 109 российских виноделен (как крупнейшие участники рынка, так и крестьянско-фермерские хозяйства). Это составляет примерно 30% рынка, так как на конец 2024 года в России действовало около 300 виноделен. На опрошенные хозяйства приходится более трети совокупной выручки винодельческой отрасли и трети всех виноградников. С полной версией опроса можно ознакомиться тут.

«Российским производителям удалось достичь больших успехов в продвижении отечественных вин среди потребителей, значительное влияние на этот процесс оказали масштабные меры государственной поддержки отрасли», — говорит Елена Зарицкая, генеральный директор ПАО «Абрау-Дюрсо». Позитивно смотрят на ситуацию в отрасли и представители небольших виноделен. «Я действительно оцениваю ситуацию позитивно, — говорит Кира Ефимова, хозяйка, инвестор и винодел хозяйства Le K2. — Конъюнктура хорошая, доля российских вин растет, пошлины защитили рынок от импорта. Курс также способствует росту продаж российского вина, хотя ослабление национальной валюты, к сожалению, влияет и на цены российских вин».

Результаты исследования показывают, что чем крупнее винодельня, тем позитивнее она оценивает внешнюю среду. Как показывает опрос, винодельни с площадями виноградников свыше 1 тыс. га и выручкой более 1 млрд руб. полностью исключили вариант неблагоприятной конъюнктуры рынка. Более позитивно настроены винодельни с площадями от 500 до 1000 га и с выручкой от 501 млн до 1 млрд руб. Крупные же винодельни чаще рассчитывают, что ситуация на рынке останется неизменной.

Такая оценка позволяет виноделам строить оптимистичные финансовые планы. В 2025 году большинство российских виноделов ожидают роста операционных показателей. О возможном повышении выручки на 5–20% заявили 53% респондентов, тогда как 34% респондентов планируют вести деятельность без изменений. Что касается долговой нагрузки, то здесь планы ограничивает высокая стоимость денег. 64% опрошенных не планируют наращивать заимствования в 2025 году. Привлеченные же средства виноделы планируют тратить на закладку новых виноградников и приобретение основных средств производства (по 40% респондентов). О полном отказе от инвестирования заявили только 8% компаний (преимущественно крестьянско-фермерские хозяйства с выручкой до 500 млн руб.).

Финансовый оптимизм российского виноделия базируется на постоянном увеличении доли российского вина на фоне протекционистских и поддерживающих мер государства.

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!

Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR

Как будет меняться рыночная доля российского вина

Standret /  / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Standret / / Shutterstock / FOTODOM

Сразу 75% опрошенных виноделов рассчитывают на рост доли российской продукции

Согласно данным Ассоциации виноградарей и виноделов России, в российской рознице доля отечественных вин во второй половине 2024 года доходила до 60%. При этом, по данным опроса, ни один винодел в России не ждет сокращения этого показателя.

«Российским производителям удалось достичь больших успехов в продвижении отечественных вин среди потребителей, значительное влияние на этот процесс оказали масштабные меры государственной поддержки отрасли», — замечает Елена Зарицкая, генеральный директор ПАО «Абрау-Дюрсо». «В низком ценовом сегменте в скором времени конкуренции, видимо, уже не будет — все займут российские вина, а премиальный сегмент к этому малочувствителен, своего потребителя он найдет. Хотя качество российского вина растет, и в премиальном сегменте оно постепенно завоевывает свою долю рынка», — соглашается Серафим Мелентьев, партнер компании Cler (сопровождает покупку земель под виноградники и их закладку).

75% опрошенных виноделов рассчитывают на рост доли российской продукции, остальные 25% уверены, что рыночная доля не изменится. Причины такой уверенности — подорожание импорта на фоне ослабления рубля и повышения пошлин на зарубежные вина. Последний раз пошлины на вино из недружественных стран повышались в августе прошлого года. Сегодня они составляют 25% от таможенной стоимости, но не менее $2 за 1 л. Отдельно виноделы отмечают инициативу по введению квоты для российских вин в сфере гостеприимства. Минпромторг предлагает ввести такую квоту на уровне 20% с 1 марта 2025 года. Все это помогает российскому вину занимать значительное место на рынке и привлекать все больше и больше покупателей.

Как будут меняться цена и качество российского вина

Главным способом привлечь покупателей остается цена. По мнению виноделов, на нее ориентируются 90% людей, среди других значимых факторов: торговая марка — 62%, сорт винограда — 41%, категория вина и регион — 28 и 25% соответственно.

В прошлом году цену на вино повышали все опрошенные виноделы. У 62% опрошенных рост составил менее 10%, на 11–30% повысили цены 33% хозяйств, а на 31–50% — 5%. В этом году повышение цен продолжится: цены на вино собираются поднять 88% виноделов. Основным фактором роста цен выступает рост стоимости рабочей силы, оборудования, оборотных активов и винограда.

При этом половина опрошенных виноделов (50%) отмечают высокую чувствительность спроса к ожидаемому росту цен на российские вина. Из-за этого потребители при прочих равных могут чаще выбирать импорт в 2025 году. Более трети (39%) участников опроса оценивают такую чувствительность как среднюю, то есть спрос на российские вина может сократиться после повышения цен, но не столь значительно. И только 11% (преимущественно небольшие винодельни с выручкой до 500 млн руб.) считают чувствительность низкой в силу устоявшегося спроса и сложившейся целевой аудитории.

«Цена на вино будет расти. Удорожание импорта приводит к пропорциональному росту цены российского вина. Мы не наблюдаем картины, когда импорт дорожает, а российское вино не растет в цене, пользуясь форой для расширения своей доли на рынке. Растет все, конъюнктурой пользуются все. В целом российского вина еще мало для замещения импорта, поэтому расти есть куда и гнать цену будут продолжать, пока не упрутся в потолок спроса по цене в конкретных сегментах», — говорит Серафим Мелентьев.

Главными конкурентными преимуществами зарубежных производителей российские виноделы называют существенные инвестиции в маркетинг и продвижение своей продукции (54%), а также более длительный период развития иностранных виноградников, включая плотность, площадь виноградников и изученность терруаров (48%). При этом потенциальной разнице в качестве отечественных и импортных вин и возможному предубеждению покупателей в отношении российских вин респонденты уделяют меньше внимания (8 и 2% соответственно).

Кира Ефимова говорит, что росту рыночной доли способствуют не только протекционистские меры, но и рост качества российского вина. «Эти процессы идут, как говорится, плечом к плечу. Правительство осознает, что виноделам надо помогать, и за десять лет виноделие сделало просто огромнейший скачок в качестве, это очевидно», — говорит винодел.

Какие риски видят российские виноделы

Что касается рисков для винной отрасли в 2025 году, то здесь больше половины опрошенных (61%) выделили дороговизну кредитов. Вместе с тем равные опасения (по 42% ответов) вызывают как недостаточные продвижение и популяризация российских вин, так и острая нехватка рабочих рук на виноградниках.

«Виноградарство требует долгосрочных инвестиций: от посадки лозы до первого урожая уходит пять—семь лет. При ставках по кредитам 25% и выше брать деньги в банках нереально: отрасль просто не выдерживает таких условий. А ведь лучшим решением было бы льготное кредитование под ставку на уровне официальной инфляции, чтобы винодельческим хозяйствам было по силам развиваться вдолгую», — говорит доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.

«Дороговизна денег ломает все: механизация невозможна, потому что дорого, продвижение невозможно, так как оно требует денег, люди просят выше зарплаты, потому что им платить кредиты и ипотеку. Ставка душит всех», — говорит Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия «Николаев и сыновья». «Дефицит кадров также является актуальной проблемой — среди предприятий растет конкуренция за квалифицированных виноградарей, трактористов, операторов производственных линий и других специалистов, увеличивается средний возраст текущих сотрудников. Пока демографическая ситуация не дает надежд на кардинальное изменение ситуации, но можно сделать отрасль более привлекательной и престижной для новых, молодых кадров», — говорит Елена Зарицкая из «Абрау-Дюрсо».

Sid0601 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Sid0601 / Shutterstock / FOTODOM

Дефицит кадров также является актуальной проблемой — среди предприятий растет конкуренция за квалифицированных виноградарей, трактористов, операторов производственных линий и других специалистов, увеличивается средний возраст текущих сотрудников

«Проблема с дороговизной кредитов затрагивает не только привлечение инвестиций, но и проблему с отсрочкой платежей. Когда винодел поставляет свою продукцию напрямую в винотеки, в рестораны, все хотят отсрочку платежа — как правило, минимум 40–60 дней. Дистрибьюторы, как правило, все платят с отсрочкой платежа. В итоге виноделы оказываются зажаты с двух сторон: новых денег со стороны не получить, а за проданную продукцию средств также надо ждать», — говорит Кира Ефимова. По ее словам, еще одна проблема — невозможность в принципе получить средства на развитие на начальном этапе. «Банк запрашивает баланс, естественно, он минусовой у винодела первые десять лет как минимум. И банки просто не дают денег даже на «оборотку», — рассказывает винодел.

«В качестве пилотного проекта можно бы часть бюджета на закладку виноградников перенаправить на субсидирование в PR русского вина (написание статей, привлечении блогеров, SEO-оптимизация и таргетинг сайтов производителей и прочее), — говорит севастопольский винодел Андрюс Юцис. — Оттого что в огромной стране закладывается все больше виноградников и производится все больше вина, которое с каждым годом все тяжелее продавать с маржинальностью 20%, ситуация не поменяется, и нужна именно серьезная PR-поддержка русского вина».

Какие возможности видят российские виноделы

Несмотря на все сложности, виноделы надеются на положительные изменения в своей отрасли. Прежде всего их надежды связаны с государственной поддержкой и принятием новых законов. «В текущих экономических условиях особенно важна поддержка государства, включая субсидирование процентных ставок и улучшение доступности финансовых инструментов для производителей вина», — отмечает Елена Зарицкая.

В качестве дальнейших стимулов развития российского виноделия респонденты чаще отмечали послабление закона о рекламе (71%) и рост субсидирования закладки виноградников, питомников винограда и приобретения технологического оборудования (55%). Среди альтернативных стимулов большинство опрошенных рассматривают разрешение онлайн-торговли вином, чтобы ослабить влияние дистрибьюторов на цены и ассортимент; снижение административного давления и рост требований к минимальной доле российских вин в рознице. По мнению сразу трети (34%) участников опроса, дальнейшее ужесточение государственных мер в отношении импорта в меньшей степени повлияет на отечественное виноделие, чем уже реализованные меры.

«Виноделы ждут непосредственно главного решения — разрешения онлайн-продажи вина. Это будет прорывом для всех малых виноделов. Сейчас многие виноделы работают через дистрибьюторов, что ведет к значительному удорожанию вина. Разрешение онлайн-продаж может изменить эту практику», — говорит Кира Ефимова. «Очень актуальным остается вопрос ограничений ФЗ «О рекламе», а также действующий запрет на продажу российского вина в сети Интернет — корректировки указанных норм смогли бы значительно стимулировать процесс развития рынка», — соглашается Елена Зарицкая. «Ограничения на рекламу алкоголя не дают производителям возможности использовать весь арсенал маркетинговых инструментов. В результате наши виноделы проигрывают в популярности импортным маркам, которые покупатели уже давно знают и по привычке выбирают», — объясняет актуальность этой инициативы Максим Черниговский.

Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

В качестве наиболее эффективных форм господдержки виноделы называют возмещение государством части затрат, включая расходы на приобретение техники и саженцев (66% участников), законодательное расширение каналов сбыта (61%), льготное кредитование (49%), развитие винного туризма в регионе (48%) и налоговые вычеты на закладку новых виноградников (44%)

Официальные ведомства пока осторожны в оценке перспектив разрешения рекламы вина и онлайн-продаж алкоголя. «Позиция ФАС России по вопросу разрешения рекламы вина в России представлена в официальном отзыве к законопроекту № 498945-8 «О внесении изменений в статьи 21 и 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», — заявили «РБК Вино в пресс-службе ФАС. Данный законопроект разрешает наружную рекламу вина и виноделен в месте их расположения, в том числе вдоль федеральных трасс. В пояснительной записке сказано, в частности: «Законопроект разработан с целью создания благоприятных условий для развития виноградарства и виноделия. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект». В ФАС также напомнили, что, если в рекламе винного туризма привлекается внимание к изготовителю или продавцу алкогольной продукции, на нее распространяются требования ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». «Если же объектом рекламирования являются непосредственно туристические услуги (винные туры) и не формируется интерес к конкретному товару или изготовителю, продавцу алкогольной продукции, такая реклама не подпадает под требования указанной статьи», — добавили в пресс-службе ФАС.

В Минсельхозе «РБК Вино» подтвердили, что все программы поддержки отрасли, включая субсидирование закладки новых виноградников, будут продолжены. «В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», в 2025 году на реализацию федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия» предоставлено средств федерального бюджета в размере порядка 4,3 млрд руб.», — заявили в пресс-службе ведомства.

В пресс-службе Минфина в ответ на вопрос о возможности разрешения онлайн-продаж вина ответили: «Решение по данному вопросу пока не принято».

Какие меры господдержки виноделы считают наиболее эффективными

В качестве наиболее эффективных форм господдержки виноделы называют возмещение государством части затрат, включая расходы на приобретение техники и саженцев (66% участников), законодательное расширение каналов сбыта (61%), льготное кредитование (49%), развитие винного туризма в регионе (48%) и налоговые вычеты на закладку новых виноградников (44%). Отрасль ждет поддержку государства, чтобы еще больше увеличить свою долю на благоприятном рынке. «На протяжении нескольких лет активно обсуждаются вопросы субсидирования закладки виноградников и питомников винограда для отечественных предприятий — вопросы увеличения сырьевой базы остаются важнейшими для производителей вина. Очень надеемся, что в этом году диалог с государством будет продолжен и выйдет на уровень принятия конкретных решений», — объясняет Елена Зарицкая.

«Российское виноделие явно имеет потенциал, но пока его «душат» дорогие кредиты, чрезмерно жесткие рекламные ограничения и нехватка виноградников, — говорит Максим Черниговский. — Без реальных мер поддержки (льготного финансирования, продуманной рекламы, разумного регулирования общепита) отрасль вряд ли сможет сделать качественный рывок и выйти на полноценное самообеспечение».

Поделиться