Без алко: чего ждет от ресторанов российская молодежь
Quick Resto: 28% молодых россиян не пьют алкоголь
Больше четверти россиян в возрасте от 18 до 27 лет не употребляет алкоголь, еще для трети он является только сопровождением во время общения, показало исследование. Российские рестораторы отмечают, что молодые люди также заинтересованы в том, чтобы перечень безалкогольных напитков в заведениях был больше, а сами они выглядели необычно и интересно, чтобы стать частью их контента для социальных сетей. Эксперты говорят, что если блюдо или напиток не будут выглядеть «инстаграмно», их вообще могут не заказать

Почти треть россиян в возрасте от 18 до 27 лет не употребляют алкоголь, еще для трети он является только сопровождением во время общения в баре или ресторане
Обсудите новость в телеграм-канале «РБК Вино»
Больше четверти молодых россиян (28%) не употребляют алкоголь. К такому выводу на основании проведенного опроса пришли аналитики сервиса автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto (исследование имеется в распоряжении «РБК Вино»).
Исследование проводилось в формате онлайн при помощи сервиса anketolog.ru с декабря 2024 года по февраль 2025 года. В нем приняли участие 2385 человек в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, других города-миллионниках, а также городах с населением до 1 млн и менее 500 тыс. человек.
Сервис Quick Resto занимается разработкой решений в сфере автоматизации процессов в ресторанном бизнесе.
Согласно данным исследования, 29% опрошенных заказывают алкоголь в заведениях для общения с другими, а 33% — только по особым поводам.
Также 29% участников опроса рассказали, что хотели бы видеть в меню больше безалкогольных вин и коктейлей, а 8% отметили, что употребляют спиртное чаще, чем им бы того хотелось.
Управляющий ресторана Bourgeois Bohemians (Санкт-Петербург) Виталий Нижний также говорит о возросшей у молодежи популярности безалкогольных коктейлей. «Гости ожидают более сложные безалкогольные напитки, включающие ферментацию, интересные сочетания вкусов, натуральные сиропы и авторские миксы. Мы в ресторане уже работаем над расширением ассортимента, чтобы удовлетворить этот спрос», — отметил он. Причины такого подхода Нижний видит в существующем тренде на осознанное потребление, заботе о здоровье, влиянии ЗОЖ и спорта. Также он уточнил, что «многие рассматривают алкоголь не как обязательную часть вечера, а как редкое удовольствие или акцент в гастрономическом опыте».
По словам Елизаветы Мутиц, основателя ресторанных проектов Wine Region (ex Wine Religion) и Garum, многие молодые люди «уже попробовав «все», отказываются от алкоголя в раннем возрасте, некоторые пьют только крепкое и не понимают тонкость и глубину такого напитка, как вино, ну а большинство пропагандируют ЗОЖ». Она также отметила, что спрос на безалкогольные напитки возрос настолько, что даже поставщики не справляются с ввозом недорогих безалкогольных напитков.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Как рассказал «РБК Вино» заведующий лабораторией полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин, потребление алкоголя в России действительно падает, что подтверждается и другими исследованиями. «Оказалось, что, с одной стороны, государство боролось за ЗОЖ, а с другой, выяснилось, что бороться не надо, популяция сама оздоравливается», — заявил он.
Однако Рогозин отмечает, что исследование не учитывает ситуацию с употреблением алкоголя молодежью в малых городах, где ситуация «может быть как раз не такой радужной, а иногда и противоположной». Он также говорит о том, что в опросе участвовал узкий сегмент интернет-аудитории.
«Поэтому само исследование ценно скорее гипотезой, которую оно выдвигает. Дальше эти данные стоит проверять на общероссийских опросах. Подобные исследования как раз показывают чаще тенденцию отказа от крепких спиртных напитков и перехода к так называемым культурным форматам. То есть людям больше интересны какие-то крафтовые напитки или вино», — добавил он.

Рестораны как источник контента

71% опрошенных молодых людей посещают кафе и рестораны для общения, а 76% «создают контент» в этих заведениях
Результаты исследование показывают, что 83% зумеров бывают в кафе и ресторанах с частотой от ежедневной до нескольких раз в месяц. 71% опрошенных молодых людей посещают кафе и рестораны для общения, а 76% «создают контент» в этих заведениях: из них 35% снимают блюда с креативной подачей, а 38% делают селфи в «инстаграмных» интерьерах (Instagram принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
Как пояснил Рогозин, «человечество сейчас находится в очень любопытной проактивной позиции», в которой большинство активных пользователей интернета могу быть создателями контента. «Кроме того, происходит стирание грани между онлайн- и офлайн-реальностями. Наш мир уже стал цифровым. Мы видим, что, например, падает потребление алкоголя, но растет потребление информации об алкоголе. Идет в целом переоформление представлений о том, что значит пить и для чего мы пьем. Кроме того, изменился формат общения между людьми. Мы стали меньше общаться лично и больше делаем это в формате социальных сетей, чатов. Там уже снимается социальная функция алкоголя, которая давала раскрепощение. Люди и так раскрепощены достаточно, особенно молодежь, то есть они и так могут сказать правду-матку, если им что-то не нравится», — уточнил он.
По словам управляющего Виталия Нижнего, молодые посетители ресторана действительно обращают внимание на визуальное оформление блюд. Он отметил, что красивые блюда и напитки становятся частью их контента в соцсетях, «поэтому они фотографируют практически все — от подачи вина до десерта». Это не просто тренд, а уже стандарт ожиданий: если блюдо или напиток не «инстаграмный», вероятность, что его выберут, снижается, говорит Нижний.

Ренессанс русской кухни и подсчет калорий
Согласно исследованию Quick Resto, молодые люди, которые посещают кафе и рестораны, следят за тем, чтобы пища была здоровой. Например 78% участников опроса рассказали, что обращают внимание на КБЖУ-состав (соотношение калорийности пищи и наличия в ней белков, жиров и углеводов). Говоря о конкретной кухне, которую они выбирают в заведении, участники опроса чаще всего называли русскую (58%), японскую (53%), итальянскую (49%), кавказскую (41%) и американскую (31%).

Русская кухня переживает волну популярности, особенно в авторской интерпретации. Гости ищут знакомые вкусы в новой подаче
«Русская кухня действительно переживает волну популярности, особенно в авторской интерпретации. Гости ищут знакомые вкусы в новой подаче, с локальными продуктами и современными техниками. Также продолжается интерес к итальянской и азиатской кухням», — рассказал Виталий Нижний. Однако ключевым трендом он назвал «не столько национальность кухни, сколько индивидуальный стиль ресторана и его уникальное предложение».
В свою очередь, Мутиц говорит о том, что в целом изменился портрет гостей заведений. «Новых гостей привлекает более простая, можно сказать, «домашняя» кухня, больше интереса к русской кухне. Это связано с тем, что наша аудитория, с которой мы работали, уехала из страны. На замену им приехали люди из разных регионов, и потребительские предпочтения как будто вернулись на несколько лет назад», — уточнила она.
В целом, по данным аналитиков, на выбор заведения и его регулярное посещение влияет качество блюд, которое назвали определяющим 81% опрошенных, а также удобное расположение (67%) и уютная атмосфера (58%). В том случае, если речь идет о выборе нового кафе, молодые люди в первую очередь склонны выбирать его по отзывам на «Яндекс Картах» (36%), демократичной цене блюд (21%), наличию выгодных акций и комбо (14%). Более половины опрошенных (52%) стараются выбирать заведения с демократичными ценами и только 7% готовы потратить на ужин более 4 тыс. руб.