Хлеб и зрелища: что сделает российскую туриндустрию гостеприимной
К 2030 году, по ожиданиям властей, количество турпоездок по стране должно увеличиться вдвое, а номерной фонд — минимум на 40%. Какие задачи предстоит решить индустрии гостеприимства для реализации этих планов?
Переориентация основного потока туристов на отечественный рынок стимулирует развитие внутрироссийских туристических маршрутов и связанную с ними индустрию. Только за прошлый летний сезон по стране было совершено 39 млн туристических поездок, что на 3,2 млн больше аналогичного показателя 2022 года, отмечал глава Минэкономразвития Максим Решетников. Всего же за прошедший год россияне установили абсолютный рекорд, совершив порядка 78 млн турпоездок по стране.
Взрывной рост числа путешествующих внутри России требует столь же активного формирования инфраструктуры — строительства новых гостиниц, ресторанов, развлекательных центров и других точек притяжения, развития инженерной и транспортной сетей, подготовки квалифицированных кадров, наконец, комплексного планирования на уровне государства.
Число гостиничных номеров, по оценкам Минэкономразвития России, к 2030 году должно вырасти более чем на 40%, будет введено (построено, переоборудовано или легализовано) 238 тыс. новых гостиничных номеров. Число турпоездок при этом ежегодно составит 140 млн, прогнозируют в ведомстве.
На период 2024–2026 годов в государственной программе «Развитие туризма» заложено 52 млрд руб., 43 млрд из которых планируется потратить уже в 2024-м, заявлял ранее замминистра экономического развития России Дмитрий Вахруков. Программа включает три федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма».
По словам председателя экспертного совета при комитете Госдумы по туризму Христофора Константиниди, сегодня одна из важнейших задач — легализация серого номерного фонда. Это позволит достаточно простыми средствами сократить дефицит гостиниц.
Теневой сектор (частные гостевые дома) составляет около 50% всего номерного фонда курортов юга России (Краснодарский край, Республика Крым, город Севастополь), Северного Кавказа (Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Минеральные Воды и др.) и Алтая. Суммарный туристический поток этих регионов составляет около 30 млн туристов в год, примерно половина туристов пользуются «серыми» схемами размещения.
Не менее важно выстроить систему государственной политики, учитывающей взаимосвязи как внутри-, так и межотраслевые, чтобы индустрия развивалась комплексно — дорога появлялась не сама по себе, но вдоль нее росли рестораны и кемпинги, появление новой гостиницы стимулировало развитие соседнего музея и народных промыслов, а потребности в сотрудниках были синхронизированы с объемом их подготовки, добавляет Константиниди.
Отраслевое взаимодействие
В качестве образца эксперты часто приводят организацию индустрии гостеприимства в Турции. Практически каждый отель там построен из местных строительных и отделочных материалов, мебель в них в основном турецкая, бытовая техника — турецкая, персонал — преимущественно местный, продукты питания также местные, подчеркивает Константиниди: «Если вас повезут на экскурсию, то остановятся у магазина сувениров, кожгалантереи, мехов, ювелирной продукции местного производства». В целом, по оценке Московской торгово-промышленной палаты, развитие туризма влечет за собой активный рост не менее 15 смежных отраслей — от охраны до транспортного обслуживания.
Российские власти делают попытки наладить отраслевое взаимодействие, продолжает Константиниди. В качестве примера он приводит принятый осенью 2023 года закон о туризме на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Нормативное регулирование направлено на организацию туризма с учетом рекреационной емкости и предельной антропогенной нагрузки заповедников и национальных парков, на обеспечение сохранения биологического разнообразия. При этом созданы понятные и прозрачные требования для работы турбизнеса на ООПТ, подчеркивает эксперт.
Документ закрепляет и права предпринимателей. Например, возможность брать в аренду участки земли в пределах ООПТ и строить там временные сооружения. При этом закон обязывает соблюдать установленные границы и допустимую рекреационную нагрузку, говорится в пояснительной записке к нормативному акту.
Упрощение и стандартизация процедур, по мнению законодателей, должны привлечь дополнительные инвестиции и активнее вовлечь ООПТ в туристическую отрасль. На территории России более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий, которые занимают почти 14% территории страны. У регионов, не располагающих многочисленными знаковыми объектами туристического притяжения, появляется легальная возможность развивать набирающий все бoльшую популярность экологический туризм.
Туристическая отрасль напрямую влияет на экономику конкретного муниципалитета, региона и страны в целом, говорит предприниматель из Вологды, владелец сети ресторанов «Паровозовъ» и арт-бутик-отеля «19 историй» Анатолий Дианов. За счет увеличения туристического потока увеличивается доход региона, а полученные средства вкладываются в развитие инфраструктуры муниципалитетов, дорожной сети, аэропортов и так далее.
Развитие туризма и реконструкция туристских объектов сказываются на занятости населения, так как формируются новые рабочие места. Еще туризм стимулирует развитие смежных отраслей, например мест размещения, питания, местного производства и промыслов. «Любой местный бизнес получает выгоду от увеличения турпотока: ресторан или кафе — новых посетителей и рост среднего чека, гостиницы — постоянную загрузку. Задача лишь в том, чтобы все участники туристической экосистемы в регионе шли в одном направлении, дополняя друг друга и взаимодействуя», — уверен Дианов.
Сегодня основная задача законодателей совместно с правительством — актуализировать и согласовать документы стратегического планирования и управления: стратегия развития туризма — нацпроект — госпрограмма — планы реализации — и так далее, говорит Христофор Константиниди. «Мы должны выстроить единую систему. Сейчас это скорее набор документов», — отмечает эксперт. По его мнению, должна быть создана четкая структура и сквозная система показателей на всех уровнях власти: Федерация — регион — муниципалитет. Важно не забывать и об интересах непосредственных исполнителей — ключевых игроков туриндустрии, инвесторов, финансового сектора.
На практике межотраслевого взаимодействия сегодня практически нет, соглашается соучредитель туркомпании TSAR Voyages Елена Ларди: «Нет связки в развитии концепции ресторанов и туризма. Каждая отрасль развивается отдельно». В регионах между этими отраслями идет скорее борьба за кадры, уточняет эксперт.
Ниша для бизнеса
Основа сферы гостеприимства — малый и средний бизнес. Однако сегодня очевиден новый тренд отечественного туристического рынка — приход в отельный бизнес крупных компаний, для которых данная деятельность не профильная, отмечает вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) и основатель Международного центра креативного гостеприимства Инна Пехова: «Дифференциация бизнеса в компаниях и сфера интересов смещается в новое направление — индустрию гостеприимства. Есть понимание, что туризм будет жить, несмотря ни на что, и что в стране имеется нехватка качественной инфраструктуры».
Важно создавать правильные стратегии, с качественным технико-экономическим обоснованием гостиничных комплексов, учитывая международные тренды, маркетинг, финансовые показатели, будущую концепцию. Все это обеспечит качественный рост номерного фонда и довольных инвесторов. Но последним необходимы четкие правила игры, и здесь лучшая защита — законодательное регулирование, уточняет Пехова.
Отчасти могут помочь депутаты, в чьих планах существенно изменить закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый еще в 1996 году. Несмотря на то что в документ регулярно вносятся изменения, геополитическая ситуация, технологическое развитие, цифровая трансформация, вопросы безопасности и многие другие факторы требуют его актуализации. Нужно создавать с нуля новый базовый документ для отрасли, устанавливающий новые рамки развития туризма на перспективу нескольких десятилетий, считает Христофор Константиниди.
Частным предпринимателям выгодно, когда развивается не только непосредственно туризм, но и смежные отрасли. «При этом лично для меня, как владельца сети ресторанов и бутик-отеля в Вологде, сфера туризма и ее развитие является приоритетом. Только в нашем городе за последние два года открылось более десяти новых гостиниц», — отмечает Анатолий Дианов.
Развитие индустрии гостеприимства крайне важно для формирования индивидуального лица каждого региона, подчеркивает Елена Ларди: «Туристическая инфраструктура выполняет репрезентативную функцию. Она необходима как для туристического позиционирования, так и для самих местных жителей, поскольку становится точкой сборки локальной идентичности».
По словам эксперта, чтобы привлечь гостей в регион, необходима качественная инфраструктура, которая начинается с хороших дорог, открытия новых гостиниц и ресторанов, качественной самобытной сувенирной продукции, сохранения природного и культурного наследия конкретного региона.
Гостевой дом по закону
Решению еще одной задачи, поставленной российским правительством, — росту гостиничного номерного фонда может способствовать законодательное регулирование деятельности гостевых домов. В Госдуме сейчас рассматриваются два альтернативных законопроекта. Один подготовлен федеральным Минэкономразвития, другой — группой депутатов.
Задача обоих документов прежде всего в легализации теневого сектора, так называемых черных отельеров, и в решении проблемы недобросовестной конкуренции, подчеркивает Константиниди: «Существенная часть средств размещения на курортах находится в тени, не платят налоги, не включены в реестр операторов курортного сбора, оплачивают коммунальные платежи и услуги ЖКХ по тарифам для физических лиц». В результате этого отдых в таких средствах размещения стоит дешевле, чем в тех, которые работают легально. Создание равных условий конкуренции — важнейший вопрос, уверен эксперт.
Сейчас к гостевым домам не применяются требования по безопасности и антитеррористической защищенности, правилам и качеству предоставления гостиничных услуг. Они в лучшем случае оформляют договоры на сдачу меблированных комнат в аренду, напоминает Константиниди.
Еще одна инициатива, рассматриваемая в Госдуме в настоящий момент, принадлежит первому заместителю председателя комитета по туризму нижней палаты Николаю Валуеву. Речь о проекте закона, который вводит понятие туристического агрегатора, устанавливает разграничение между турагрегатором и туроператором, ответственность сервисов за продажу туристических продуктов, услуг. Главная задача документа — чтобы при бронировании отелей, покупке авиабилетов, экскурсий и т.п. туристы были защищены. Депутаты уже обсудили законопроект с ключевыми участниками рынка и рассчитывают принять его в этом году.
Кадровый вопрос
В планах российского правительства увеличение числа рабочих мест в туристической отрасли на 400 тыс. к 2030 году. Для этого необходима системная работа, в том числе законодательная, иначе кадровый голод будет только нарастать, считают эксперты.
Качественный линейный персонал требовался всегда, в первую очередь горничные, официанты, технические сотрудники, подчеркивает Елена Ларди: «На уровне среднего звена не хватает специалистов, которые разбираются в IТ и умеют работать в команде, менеджеров по туризму, обладающих навыками программирования и способных защититься от кибератак, маркетологов, умеющих работать с искусственным интеллектом и ставить задачи ChatGPT».
Такие сотрудники должны быть свои в каждом регионе и их должно быть достаточно, добавляет Анатолий Дианов: «Если с IТ-специалистами можно работать удаленно и на аутсорсинге и это решает очень много важных задач, то с персоналом гостиниц, ресторанов и турагентств такой подход не работает». В первую очередь не хватает рабочих рук, причем в туротрасли нужны люди с горящими глазами и отзывчивыми сердцами, это касается любого сотрудника, даже без квалификационной градации, подчеркивает эксперт.
Только понятная карьерная траектория, повышение зарплат и престижа профессии могут привлечь новые квалифицированные кадры. «Мы в Международном центре креативного гостеприимства разработали методику единого стандарта оценки и повышения квалификации сотрудников отрасли, которая позволит обезопасить все стороны трудовых отношений», — говорит Инна Пехова. С ее помощью работодатель сможет четко понимать уровень квалификации, опыта и мотивированности сотрудника. При этом снижается текучка кадров. Работник получает не только гарантию трудоустройства, но и понятную траекторию движения по карьерной лестнице в зависимости от опыта и полученной квалификации, причем в любом регионе. Он получит возможность четко оценивать свои перспективы и пути их достижения как в карьерном, так и в материальном плане, объясняет эксперт.
В свою очередь, специализированные учебные заведения в случае согласия работать по единому стандарту получат возможность планировать число обучающихся в сфере гостеприимства. «Будет четкое понимание, какое количество специалистов и какого уровня нужно работодателям как для получения базовых навыков, так и для повышения квалификации», — резюмирует Инна Пехова. Соответствующие предложения уже направлены в Госдуму, добавляет она.