Электрогенерация в Индии: тренды и перспективы сотрудничества с Россией

Обновлено 05 сентября 2024, 06:26

Рынок электрогенерации Индии активно развивается уже более десяти лет. О том, в каких его сегментах российские компании могут найти возможности для экспансии, рассказывают научный руководитель программы «Российско-индийское бизнес-партнерство» ВШЭ, бывший генеральный директор SIBUR Petrochemical India Евгений Грива и декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев

Shutterstock
Фото: Shutterstock

В последнее десятилетие электроэнергетический сектор экономики Индии переживает бурный рост. Правительство Индии последовательно исполняет принятые законодательные акты (Energy Conservation Act, 2001; Electricity Act, 2003) и реализует краткосрочные и долгосрочные программы развития электроэнергетики в целом и отдельных ее сегментов.

Осуществляемые в Индии программы индустриализации и урбанизации способствуют росту потребления электроэнергии. Драйверами процесса являются растущий средний класс, который составляют уже 450 млн человек, и опережающие темпы роста энергоемких отраслей.

Темпы роста экономики Индии от 6 до 9%, которые стабильно выдерживались последние годы, как прогнозируется, сохранятся на ближайшие 10–15 лет. Это делает страну одним из крупнейших производителей и потребителей электроэнергии — Индия по обоим показателям находится на третьем месте в мире.

Общий объем установленных мощностей в стране на сегодняшний день составляет 408,71 ГВт:

  • тепловая энергетика (ТЭС) — 235,99 ГВт, в том числе угольные — 210,6 ГВт, газовые — 24,82 ГВт, дизельные — 562 МВт;

  • гидроэнергетика (ГЭС) — 46,85 ГВт;

  • атомная энергетика (АЭС) — 6,78 ГВт;

  • возобновляемые (нетрадиционные) источники энергии — 119,09 ГВт, в том числе солнечная — 61,62 ГВт, ветровая — 41,84 ГВт, малая гидроэнергетика (до 25 МВт) — 4,92 ГВт, переработка биомассы и отходов — 10,7 ГВт.

Риторика и реальность

Несмотря на то что официальный Нью-Дели заявлял о стремлении сократить угольную генерацию в рамках Парижского соглашения и взял на себя обязательства о «нулевых выбросах» к 2070 году, политическая риторика и реальные потребности экономики расходятся. Чтобы поддерживать существующие темпы роста, которые позволят Индии войти в число развитых экономик к 2047 году и достичь уровня ВВП в $7 трлн, сбавить темпы любого из видов электрогенерации никак не получится.

Уже сейчас можно сделать вывод, что в ближайшие два-три десятилетия все виды генерации в стране будут только расти. Это касается и газовой генерации, которая должна увеличиться за ближайшие пять лет с 8 до 15%, и возобновляемых источников. Прогнозы мировых финансовых институтов говорят о том, что стабильно растущей будет и угольная генерация.

Министерством энергетики и Центральным управлением электроэнергетики Индии (CEA) утвержден план развития электроэнергетического сектора страны на 2022–2027 годы, который как раз ориентирован на реализацию данных целей. Ставка сделана на крупнейшие государственные компании в сфере электрогенерации Индии, какими являются National Thermal Power Corporation (NTPC) и National Hydroelectric Power Corporation (NHPC).

Кроме того, к основным производителям электроэнергии в Индии относятся федеральные государственные корпорации — Nuclear Power Corporation of India (NPCIL), Neyveli Lignite Corporation (NLC), North-Eastern Electric Power Corporation (NEEPCO), государственные энергетические компании индийских штатов. Но важно отметить, что энергетический сектор Индии представлен также крупными частными компаниями, такими как TATA Power Company, RPG Group, Reliance Energy, GMR Energy, CLP Gujarat, Jindal Steel & Power, Essar Power, Torrent Power Generation, что делает индустрию более мобильной и открытой для взаимодействия с зарубежными партнерами.

В рамках государственного плана правительство Индии планирует увеличить установленные электроэнергетические мощности в стране на 165,22 ГВт за счет капитального строительства, в том числе в тепловой энергетике — на 46,42 ГВт, гидроэнергетике — на 12 ГВт, атомной энергетике — на 6,8 ГВт, в возобновляемой энергетике (солнечная, ветровая, переработка биомассы и отходов, малая гидроэнергетика) — на 100 ГВт.

По оценкам СЕА, для достижения данных целей необходимый суммарный объем инвестиций в электроэнергетический сектор экономики на период до 2027 года составит около $125,8 млрд, в том числе в тепловую энергетику — $38,37 млрд, гидроэнергетику — $11,82 млрд, атомную энергетику — $10,49 млрд, возобновляемые источники энергии — $65,14 млрд.

Перспективы для России

Привлечение инвестиций в данный сектор чувствительно и важно для индийской экономики. Это хорошая точка входа для потенциальных российских партнеров с учетом, что отрасль открыта для иностранных инвестиций, а также того, что у двух стран уже есть положительные истории сотрудничества и в теплоэнергетике, и в атомной энергетике.

Российскому бизнесу было бы актуально на текущем этапе обратить внимание на следующие пути возможной кооперации с индийскими партнерами, которые индийцы обозначают в качестве приоритетов:

  • сооружение угольных электростанций большой мощности с блоками 660–800 МВт сверхкритических и ультрасверхкритических параметров;

  • строительство новых электростанций как с иностранными турбинами типа «Фрэнсис», «Пелтон» и «Каплан», так и аналогами;

  • строительство новых АЭС в сотрудничестве с Россией и другими странами в рамках межправительственных соглашений;

  • строительство новых объектов возобновляемой энергетики в кооперации с ведущими зарубежными производителями и правообладателями передовых технологий. Производство оборудования уже частично локализовано в Индии, но по ряду позиций продолжаются поставки из-за рубежа.

В реализации проектов ЛЭП, электроподстанций, трансформаторов Индия полностью самодостаточна, но готова к сотрудничеству в горных районах.

Правила игры

Для успешного входа на индийский рынок важно понимать основные правила и принципы работы на энергетическом поле Индии, что нередко не учитывается российскими игроками, а также реалии, обусловленные текущей геополитической ситуацией.

Все проекты в Индии реализуются на условиях международных и/или внутренних торгов. Информация о торгах систематически размещается на электронной площадке, на сайте СЕА Индии по адресу или непосредственно на сайтах крупных государственных корпораций и энергоуправлений штатов Индии. При этом для защиты индийских предприятий от иностранных конкурентов введен официальный запрет на проведение международных государственных тендеров, стоимость которых менее 2 млрд рупий ($26,4 млн). Это требование существенно ограничивает условия участия иностранных компаний.

Для участия в тендере необходим референс за последние пять—десять лет для построенных за рубежом проектов компании, а также подтверждение заказчика проекта об их успешной годичной эксплуатации. Если подобного референса нет, то выход на индийский рынок практически закрыт.

В последнее время наряду с требованием наличия необходимых референций наметилась стойкая тенденция требовать от участников тендеров обязательной передачи технологий и организации производства «основного оборудования» на территории Индии (правительственная программа Make in India), что в том числе позволяет обойти условия по иностранному участию, указанные выше. Так, например, индийские компании BHEL, Larsen & Toubro, JSW, Gammon, Bharat Forge, Thermax, BGR и другие создали совместные лицензионные производства основного энергетического оборудования с ведущими иностранными компаниями — Alstom, Siemens, ABB, Ansaldo, Hitachi, Mitsubishi, Toshiba, Babcock & Wilcox, ANDRITZ, Voith Turbo, а корейская фирма Doosan развернула собственное производство в Индии.

Индийская сторона не признает российских стандартов качества в технических условиях при проведении тендеров и при исполнении контрактов, требуя соответствия международным или индийским стандартам качества. Технические условия новых энергетических проектов привязываются к параметрам производимого индийскими и отдельными иностранными компаниями энергооборудования.

Следует также отметить, что индийская сторона периодически не признает прямые гарантии российских банков и требует обязательно предоставить контргарантии от зарубежных или индийских банков.

В текущих реалиях российский бизнес может добиться наилучших результатов по следующим направлениям: поставке электроэнергетического оборудования (при условии конкурентоспособности); модернизации и реконструкции энергетических объектов в Индии, оснащенных российским или лицензионным оборудованием; поставке гидромеханического и электромеханического оборудования для сооружения низконапорных ГЭС (напор не более 200–300 м) при условии конкурентоспособности; кооперации с индийскими компаниями для совместного участия в проектах в Индии, России и/или в третьих странах.

Поделиться
Авторы
Теги