Система «Честный знак» на маркетплейсах: какие товары подлежат маркировке

Обновлено 23 августа 2024, 06:39
Сергей Савостьянов/ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Что такое «Честный знак»

Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Честный знак» — это национальная система цифровой маркировки товаров. Она призвана защищать потребителей от подделок.

«Честный знак» представляет собой небольшой QR-код и уникальный цифровой код — DataMatrix, несущий в себе информацию о конкретном продукте. Можно сказать, что это цифровой паспорт кроссовок, фотоаппарата, таблеток — любого из множества товаров, для которых маркировка сегодня обязательна.

Система «Честный знак» выполняет те же функции, что и хорошо знакомая многим ЕГАИС, через которую проходит каждая бутылка алкоголя в России. Конечно, если речь о легальных напитках. Но «Честный знак» интересен и для простого потребителя: вооружившись смартфоном и одноименным приложением, несложно проверить при покупке, что продавец не собирается сбыть контрафакт.

Для чего нужен «Честный знак»

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Это метка, которая позволяет проследить всю его «родословную» от завода-изготовителя до полки магазина или пункта выдачи заказов маркетплейса.

Впервые «Честный знак» опробовали в 2016 году на шубах. Эксперимент признали удачным: от подавляющего большинства подделок удалось избавиться, а ответственные продавцы, освобожденные от конкуренции с контрафактом, смогли нарастить ассортимент и продажи.

Очевидно, что «Честный знак» будет развиваться и дальше. Так, в марте 2024 года на совещании в Госдуме систему назвали эффективной и полезной. За время действия маркировки число контрафактных шин на рынке сократилось в два раза, обуви — на треть, а парфюма — на одну пятую. Подсчитано, что благодаря «Честному знаку» бюджет РФ получил дополнительно почти полтриллиона рублей — цифра на сентябрь 2023 года.

В первую очередь снабдить товар необходимыми кодами — это ответственность производителя. Из завода, фабрики или цеха упаковки уже должны выходить с отметкой «Честного знака».

Но если селлер ввозит какую-то продукцию из-за границы, то есть в правовом поле РФ товары появляются по его инициативе, тут уже ответственность за маркировку лежит полностью на нем.

Можно ли продавать товары без «Честного знака»

Если товар относится к группе, требующей маркировки, не обойтись без «Честного знака» и на маркетплейсах. Для продавцов система накладывает дополнительные обязательства. Селлер обязан передать маркетплейсу товар с «Честным знаком». Если заветного стикера на упаковке не будет, площадка просто не станет принимать такую продукцию. А если выяснится, что через маркетплейс пытались продать контрафакт с поддельным кодом, селлеру грозит не только штраф от самой площадки, но и ответственность в соответствии с законодательством.

Не имеет особого значения, по какой схеме вы сотрудничаете с маркетплейсом: торгуете ли со склада площадки (схема FBO) или храните товар на собственном складе (схема FBS) — в любом случае при передаче коробки, свертка или пакета маркетплейсу на товаре должна быть маркировка. Существенная разница есть в том, кто выводит товар из оборота после продажи. При схеме FBO этим занимается площадка, а при FBS — это ответственность продавца.

Какие штрафы за продажу товаров без «Честного знака»

В зависимости от конкретного правонарушения, наказания могут серьезно различаться.

  • Продажа товара без «Честного знака» обернется штрафами ₽5–10 тыс. для должностных лиц и ₽50–300 тыс. для юридических. Если речь о торговле подакцизными товарами (табак, сигареты, пиво), суммы вырастут до ₽30–50 тыс. и ₽300–500 тыс. соответственно. Хотя тенденция развития системы маркировки такова, что скоро, вероятно, продать товар без кода будет просто невозможно — заблокируют на кассе магазина. Предусмотрена здесь и уголовная ответственность, если неоформленных товаров наберется на особо крупный размер. В таком случае штраф будет весьма ощутимый — до ₽500 тыс., а у суда будет возможность избрать в качестве наказания лишение свободы на срок до пяти лет.
  • Если подделать коды маркировки, это уже уголовная ответственность. Штраф будет существенный — до ₽300 тыс. или доход за период до двух лет. Если найдутся отягчающие обстоятельства, речь будет идти уже о тюрьме, максимальный срок — шесть лет плюс крупный штраф до ₽1 млн.
  • Если не зарегистрироваться в системе маркировки в установленные сроки, передать товары юрлицу без пометки об этом в системе или внести данные позже положенного, все это повлечет за собой административную ответственность. Должностные лица на первый раз могут отделаться предупреждением, но при повторном нарушении придется заплатить штраф ₽1–10 тыс., штрафы же для компаний больше: ₽25–100 тыс.
  • Недостаточно просто заказать коды или даже приклеить стикеры к коробкам и упаковкам. Критически важно ввести коды в оборот. Продавцу, который этого не сделает, грозит та же ответственность, что описана в предыдущем пункте. Но, если речь идет о подакцизных товарах, размеры штрафов вырастут: ₽30–50 тыс. для должностных лиц и ₽200–300 тыс. для фирм.

Товары, подлежащие маркировке «Честный знак»: список

Shutterstock
Фото: Shutterstock

По состоянию на июль 2024 года обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:

  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • табак;
  • товары легкой промышленности;
  • обувь;
  • шубы;
  • духи и туалетная вода;
  • икра осетровых и лососевых рыб;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • медицинские изделия;
  • БАДы;
  • антисептики;
  • кресла-коляски;
  • безалкогольные напитки.

Скоро этот список еще пополнится, соответствующее решение уже принято. С 1 сентября 2024-го «Честный знак» станет обязательным для:

  • технических средств реабилитации;
  • ветеринарных препаратов;
  • кормов для животных;
  • растительных масел;
  • консервированных продуктов;
  • велосипедов;
  • безалкогольного пива.

Кроме того, по данным на июль 2024-го, продолжаются эксперименты по маркировке следующих товарных групп:

  • детские игрушки;
  • радиоэлектроника;
  • оптоволокно;
  • лекарственные средства, фармацевтическое сырье;
  • парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия;
  • печатная продукция;
  • строительные материалы;
  • отопительные приборы;
  • кабельная продукция;
  • слабый алкоголь;
  • медицинские изделия;
  • пиротехника;
  • бакалея;
  • моторные масла.

Судя по истории системы маркировки, ее применение будет только расширяться. Если есть действенный инструмент для борьбы с подделками, почему бы не использовать его по полной программе? В июле 2024 года на выставке «Иннопром» система впервые представила локализованное оборудование для маркировки товаров — то есть принтеры, печатающие стикеры, и сканеры, которые их считывают, скоро впервые будут российского производства.

Как получить маркировку «Честный знак» и сколько это стоит

https://честныйзнак.рф/
Фото: https://честныйзнак.рф/

Для начала стоит понять, нужно ли конкретному продавцу вообще становиться участником системы. Согласно действующему закону, эта обязанность лежит на участниках оборота подлежащих маркировке товаров, которые — что критично важно в данном случае — занимаются вводом товара в оборот или выводом его из оборота. Если вы конечный продавец того или иного продукта потребителю, последняя обязанность лежит именно на вас. А значит, нужно регистрироваться в «Честном знаке».

Как получить маркировку

Стать участником системы маркировки не так уж сложно, но от продавца потребуется пройти несколько процедур.

  1. Обзавестись усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Если она у вас уже есть, оформлять заново ничего не нужно.
  2. Зарегистрироваться на портале честныйзнак.рф, изучить свой личный кабинет на этом сайте.
  3. Подключить электронный документооборот (ЭДО), без этого пользоваться системой не выйдет. «Честный знак» может предложить бесплатный сервис «Эдо Лайт».
  4. Внести товары в систему, указав все необходимые характеристики.
  5. Заказать коды DataMatrix для каждой единицы товара.
  6. Нанести маркировку на товары. Важно сделать это качественно, чтобы коды легко считывались.
  7. Зафиксировать введение товара в оборот в системе «Честного знака».

Сколько стоит маркировка «Честный знак»

За один код придется заплатить 50 копеек. Это сумма без учета НДС. Соответственно, в зависимости от конкретного товара, окончательная сумма будет на 10–20% больше.

Так, если вы продаете 100 флаконов духов, за маркировку такой партии вам нужно будет заплатить ₽60. А, например, за 100 пар детских кроссовок — ₽55.

Как работать с «Честным знаком»

Поговорим об особенностях работы с системой на примере маркетплейсов и осветим некоторые другие нюансы.

Маркировка «Честный знак» на Wildberries

WB предлагает своим селлерам придерживаться определенных правил маркировки:

  • код DataMatrix 22х22 мм;
  • черный как доминирующий цвет шрифта.

При этом обязанность сообщить о том, что товар нуждается в маркировке, лежит именно на продавце.

Если вы торгуете со склада маркетплейса (то есть по схеме FBO), все вопросы маркировки нужно решить перед отправкой товаров на склад Wildberries. Это значит: занести данные в систему, заказать коды, распечатать их и наклеить на каждую коробку или каждый пакет. Важно, чтобы стикер с кодом не был слишком маленьким, а краска не стиралась, иначе отсканировать такой код будет проблематично.

Сотрудники склада WB обязаны проверить, вся ли маркировка на месте. Если не досчитаются кодов, товар не примут. Но, если все оформлено по правилам, товары появятся в личном кабинете продавца на WB в разделе «Поставки». Там же будет УПД (универсальный передаточный документ), который необходимо подписать и отправить обратно через ЭДО в течение двух дней. Wildberries самостоятельно выведет продукцию из оборота, когда она будет куплена.

При использовании схемы FBS работа по выводу товара из оборота после того, как он был куплен, лежит на самом селлере. Соответственно, передавать УПД маркетплейсу нужды нет. В остальном схема та же: получить DataMatrix, распечатать коды, наклеить их. И затем передать WB для доставки.

Маркировка «Честный знак» на Ozon

Маркетплейс проверяет с помощью кода ТН ВЭД, нуждается ли тот или иной товар в маркировке. Этот код нужно занести в карточку товара, а именно пополнить им раздел «Характеристики».

Если вы используете схему FBO, после того как вы украсите каждый пакет или каждую коробку «Честным знаком», нужно передать площадке коды в УПД при помощи ЭДО.

Чтобы передать код маркировки маркетплейсу при использовании схемы FBS, необходимо сделать следующее:

  • выбрать пункт «Ожидают сборки» в разделе «Заказы с моих складов» в личном кабинете;
  • выбрать «Собрать заказ»;
  • проверить все данные о заказе и нажать «Далее»;
  • добавить данные о маркировке, причем необходимо внести весь код полностью, включая ключ проверки;
  • нажать «Подтвердить», затем «Собрать».

Ozon укажет, если при введении кода случится опечатка либо же если система заметит неверные данные.

Маркировка остатков

С 1 апреля 2024 года расширились требования для маркировки товаров легкой промышленности. Теперь «Честный знак» требуется практически для всей одежды. С 1 июля 2024-го нельзя продавать одежду, выпущенную до вступления в силу новых требований и не имеющую маркировки. Но платья, юбки и штаны — это не помидоры с огурцами, чей жизненный срок на прилавке очень короток. Одежда при правильном хранении на складе может ждать своего покупателя годами. Не удивительно, что решение о «Честном знаке» почти для всей продукции легпрома застало десятки, если не сотни тысяч вещей на складах. Ведь планирование продавцов не всегда согласуется с новшествами чиновников.

Чтобы как-то выйти из ситуации и не ставить селлеров под угрозу убытков или нарушения закона, решено было позволить внести в систему ту одежду, что уже ждет своего покупателя. Ввести остатки в оборот необходимо до 31 октября 2024 года. А чтобы сделать это, необходимо промаркировать каждую футболку.

Полный список маркированных товаров легкой промышленности можно найти в постановлении правительства России № 1899 от 13.11.2023, ориентироваться стоит на код ТН ВЭД ЕАЭМ. Найти его можно в сертификате или декларации соответствия на конкретный товар.

Чтобы провести маркировку остатков, нужно совершить несколько действий.

  1. Создать карточку товара в Национальном каталоге маркированных товаров (НКМТ), который сопряжен с системой «Честного знака». Важно указать в карточке полный атрибутивный состав, включая модель, цвет, размер, страну-производитель и так далее.
  2. Заказать коды маркировки, указав, что они нужны именно для того, чтобы промаркировать остатки продукции.
  3. Оплатить коды.
  4. Не забыть ввести товары в оборот.
Поделиться