Старые друзья: как бывшие партнеры делят рынок мотоциклов Индии

Обновлено 24 сентября 2024, 09:39

В Индии, как и в остальной Азии, мопеды и мотоциклы традиционно популярнее и доступнее четырехколесного транспорта. Это вызвано высокой плотностью населения и особенностями транспортной системы. Из-за большого спроса места на рынке хватает как местным, так и иностранным компаниям. Сегодня лидерство в Индии делят двое: местная Hero и японская Honda. Еще недавно эти компании были партнерами, а сейчас соревнуются за лидерство в регионе

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Отношения Hero и Honda начались 40 лет назад. Компания Hero была основана в 1956 году: тогда она называлась Hero Cycles, производила велосипеды и запчасти к ним. К 1975 году она стала одним из крупнейших производителей велосипедов, остается таковым и сегодня: ежедневно Hero Cycles выпускает чуть более 18 тыс. велосипедов.

Успех от продажи своего основного товара дал менеджменту компании возможность задуматься о расширении ассортимента. В Hero Cycles решили заниматься мотоциклами и продавать их не только в Индии, но и по всему миру.

Однако спрос на малоизвестный бренд на международном рынке оказался ограниченным, потребители на компанию из Индии долгое время не обращали внимания. Все изменилось, когда в дело вмешалась Honda: в начале 1980-х годов в японской компании тоже задумались о международной экспансии и искали партнеров. Выбор на Hero Cycles пал из-за масштабов производства и качества производимой продукции. В 1984 году компании ударили по рукам и основали совместное предприятие — Hero Honda Motors Limited.

Первым продуктом новоиспеченной компании стал выпущенный через год после основания мотоцикл CD 100. Он стал первым в Индии мотоциклом с четырехтактным двигателем. Модель быстро получила статус народного хита и первой в своем классе: потребителям пришлась по душе высокая надежность, низкая стоимость и экономичность. Мотоциклы CD 100 производятся до сих пор.

В 1986 году компания произвела уже 100 тыс. мотоциклов CD 100 и стала расширять линейку: помимо мотоциклов с двигателем объемом 100 куб. см, появились модели с большей мощностью (от 110 до 440 куб. см). В 2001 году Hero Honda Motors Limited стала крупнейшим производителем мотоциклов и скутеров в мире. После этого партнеры продолжили развивать совместное предприятие еще десять лет: Hero Honda просуществовала до 2011 года — после него она разделилась на Hero MotoCorp и Honda Motorcycle & Scooter India (HMSI).

Жизнь порознь

Сегодня Hero MotoCorp принадлежит Hero Group — холдингу, который входит в десятку лучших компаний Индии и оборот которого составляет около $5 млрд в год. Помимо мотоциклов в холдинг входят компания по производству автозапчастей (Rockman Industries), электроники (Hero Electronix), финансовая компания (Hero FinCorp), университет и еще несколько активов.

Производитель велосипедов, с которого началась история холдинга, продолжает быть его частью. На сентябрь 2024 года капитализация Hero Cycles составила $13,7 млрд, что практически на 40% больше, чем год назад ($9,9 млрд). За 2023 год компания продала почти 5,5 млн велосипедов, что составляет почти треть всего проданного двухколесного транспорта в стране (15,9 млн). Помимо бензиновых двухколесных транспортных средств, в Hero решили зайти в нишу электротранспорта и запустили свой саб-бренд Vida. На сегодняшний день компания выпустила всего две модели и значительно отстает от более опытных участников сегмента, таких как Ola, TVS Motor и Bajaj Auto.

У Honda, а точнее HMSI, после «расставания» с Hero дела идут неплохо. Закрепиться в Индии японцам, правда, удалось не сразу. Первой попыткой можно считать совместное предприятие Kinetic Honda, которое просуществовало с 1984 по 1998 год и занималось выпуском автозапчастей. В том же 1984 году Honda инвестировала в Hero, позже — в местный автомобильный бизнес. Так в 1996 году появилась Honda Siel Cars India. Компания существует до сих пор, только теперь называется Honda Cars India и является официальным представителем Honda в стране.

Сейчас HMSI успешно закрепилась в нише мотоциклов и скутеров и активно конкурирует с местными. За 2023 год оборот компании составил $3 млрд, а прибыль достигла $223 млн. За 2023-й продажи японских мотоциклов в Индии превысили 4,3 млн штук — больше четверти рынка. Индия для HMSI прежде всего интересна как производственный хаб и стартовая точка для экспорта. Рынок Индии сам по себе наполнен потребителями, но приятным бонусом является то, что из нее можно экспортировать свои мотоциклы в разные страны без дополнительных издержек. Еще в 2023 году компания начала экспорт из страны в Австралию, Новую Зеландию и Нигерию.

Рынок и перспективы

Хоть Индия и занимает третье место по количеству автомобилей, большая часть жителей выбирает для передвижения мотоциклы и мопеды. Сегодня Индия занимает первое место по количеству зарегистрированного двухколесного транспорта, обогнав Китай, Таиланд и Индонезию.

Уже в 2022 году рынок мотоциклов страны оценивался в $300 млрд, и эта цифра продолжает расти. После пережитой пандемии рынок активно и стабильно растет в количественном и денежном выражении. Эксперты прогнозируют, что количество проданных мотоциклов к 2029 году увеличится до 18,8 млн штук, а объем рынка к 2032 году пробьет отметку в $400 млрд. Рынок разделен между несколькими большими игроками: после Hero и Honda идут TVS, Bajaj Motorcycles и Suzuki.

Помешать дуополии бывших бизнес-партнеров может, по мнению экспертов, лишь рост популярности более экологичного транспорта. Все больше производителей начинают предлагать варианты своих мотоциклов на электрической тяге, а потребители их все активнее покупают. На данный момент их стоимость выше бензиновых моделей, однако разница компенсируется в стоимости топлива. На август 2024 года уже было продано 850 тыс., в этом сегменте рынка Honda и Hero далеко позади.

Поделиться