Почему Revolut выходит на индийский рынок только сейчас
Британский финтех Revolut будет официально представлен в Индии уже в следующем году. Для стартапа, чья капитализация превышает аналогичные показатели традиционных банков, Индия станет третьей азиатской страной, где он будет оказывать услуги
Британский финтех-стартап Revolut выйдет на рынок Индии в 2025 году. У компании, основанной выходцами из России, с 2021 года есть «дочка» в стране, но лишь недавно Revolut получил разрешение от Резервного банка Индии (RBI) на эмиссию предоплаченных карт и цифровых кошельков.
Сегодня у компании 45 млн клиентов по всему миру и она является самым дорогим финтех Европы с оценкой в $40 млрд (это больше капитализации Societe Generale и на уровне Lloyds Banking Group). Поэтому для Revolut мировая экспансия стала логичным шагом.
Особенности регулирования
У такого проекта есть, впрочем, и свои особенности — они касаются формы регулирования со стороны государства. В рамках Европейской экономической зоны Revolut считается банком, поскольку работает с банковской лицензией Европейской экономической зоны, выданной Банком Литвы. В Великобритании же он регулируется не как банк, а как финансовый сервис.
Такие регуляторные особенности сильно ограничивают бизнес, поскольку, например, в Соединенном Королевстве Revolut обязан держать средства клиентов в стороннем банке на депозите или в надежных, но низкодоходных активах (например, гособлигациях).
В июле 2024 года стартап получил банковскую лицензию в самой Великобритании, которой добивался четыре года. На данный момент она ограничена: это означает, что Revolut может предоставлять лишь определенные банковские услуги или вести деятельность в лимитированном объеме, пока не выполнит все необходимые условия для получения полной лицензии. Это может включать в себя дополнительные требования по капиталу или соблюдению регулятивных стандартов, писал в середине лета Bloomberg.
Пауза в экспансии
Одной из причин задержки с выходом на индийский рынок является сложная нормативная база и требования к финансовым компаниям. Индия — страна со строгим регулированием финансовых рынков, а также с высоким уровнем защиты местных игроков. По этой причине Revolut необходимо было адаптировать свои продукты под местное законодательство и выполнить все требования индийского ЦБ.
Это заняло больше времени, чем планировалось, поскольку компания старалась избежать потенциальных конфликтов. Тем не менее, по словам представителей компании, потенциал индийского рынка огромен: население страны превышает 1,4 млрд человек, а финансовый сектор активно развивается.
В рамках своей стратегии в Индии Revolut планирует сосредоточиться на потребителях из среднего и так называемого upper-middle class — потребителях, которые приблизились к следующей категории, но пока в нее не перешли. Эта группа, которую компания называет «глобальной Индией», состоит из людей, которые часто путешествуют, тратят деньги на международные сервисы и привыкли использовать платформы вроде Netflix, Apple и Amazon. Такой фокус отличает Revolut от других финтехов на рынке, которые обслуживают менее платежеспособную аудиторию, и позволяет ему занять нишу на переполненном и конкурентном рынке.
Конкурентный сегмент
По подсчетам Ассоциации ФинТех, Индия занимает третье место в мире по числу активных финтех-компаний — в стране их более 9 тыс. У нее второе место в мире по объему финтех-сделок. Государство и частный капитал активно инвестируют в технологии и, как результат, объем индийского финтех-рынка растет более чем на 30% в год. По прогнозам экспертов в 2024 году он превысит $111 млрд, а к 2029 году преодолеет отметку $421 млрд.
В своем заявлении Парома Чаттерджи, гендиректор Revolut India, подчеркивает, что компания ориентируется на 10–15% населения Индии — сегмент, который хорошо сочетается с премиальными услугами Revolut. Она также отметила, что стартап наращивает локальное присутствие и активно нанимает местных сотрудников не только для разработки, но и адаптации продуктов под индийского пользователя.
В Индии Revolut предстоит конкурировать с такими игроками, как Paytm, PhonePe и Google Pay, которые уже прочно укоренились на рынке мобильных платежей и финансовых услуг. На последние две компании и вовсе приходится около 90% рынка платежей. В Revolut делают ставку на небольшой, но прибыльный сегмент и рассчитывают, что услуги стартапа по международным расчетам и обмену валют будут востребованы среди состоятельных индийцев с деловыми связями за рубежом.
Что за компания
Финтех Revolut был основан в 2015 году выходцем из России Николаем Сторонским. Изначально стартап специализировался на валютообменных операциях по более выгодному биржевому курсу посредством открытия пользователям мультивалютных счетов. Однако сейчас внутри сервиса можно торговать на фондовом, сырьевом и крипторынках через полноценные брокерские счета, есть услуги страхования и эквайринга. Также компания выпускает дебетовые карты. За время работы стартап несколько раз привлекал финансирование от венчурных инвесторов на общую сумму $1,7 млрд.
Сегодня компания работает в нескольких странах Евросоюза, а также в США, Мексике, Австралии, Японии и Азербайджане. Штаб-квартира Revolut расположена в Лондоне. В феврале 2024 года стартап вышел на рынок Казахстана. Предполагалось, что Revolut будет работать в Казахстане в облегченном режиме, а местным клиентам будет доступна версия приложения Revolut Lite, позволяющая совершать операции в 30 валютах и осуществлять переводы более чем в 50 стран. Однако уже в июне он свернул свою деятельность в стране.
Индия и Казахстан — не первые страны, с которыми у Revolut возникли проблемы. Так, в 2023 году Аудиторская компания BDO предупредила, что не смогла независимо проверить 75% доходов в отчетности Revolut за 2021 год. Финтех-стартап в ответ раскритиковал освещение ситуации в СМИ, настаивая, что его доходы «не вызывают сомнений». Как писали тогда в Financial Times, именно заключение BDO могло повлиять на решение о невыдаче лицензии в тот год.