Чем индийский рынок сельхозпродукции может заинтересовать бизнес из РФ
Индийский рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания — один из самых быстрорастущих в мире. При этом на нем сохраняется достаточно ниш для иностранных компаний и импортных товаров, например растительного масла. О том, какие перспективы скрыты в индийском рынке и по какой траектории пойдет его развитие, рассказывают аналитики консалтинговой компании Strategy Partners (входит в Группу «Сбер»)
Расходы на продукты питания в Индии будут расти на 9,6% ежегодно и практически удвоятся к 2031 году, достигнув $1,4 трлн — таковы данные исследования специалистов Strategy Partners. Подобному развитию событий способствуют растущие объемы потребления, новые продуктовые категории и активный спрос на товары премиум-сегмента. Ожидается, что рынок розничной торговли Индии достигнет $1,1 трлн, а ресторанный бизнес — $262 млрд к 2031 году.
«Ключевыми факторами роста станут увеличение населения до 1,5 млрд человек, повышающийся уровень благосостояния и рост численности среднего класса с доходом от $8,5 тыс. до $40 тыс. в год. Значительную роль также сыграют урбанизация и рост числа активных пользователей интернета», — объясняет руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners Марк Бойчук.
Сегодня Индия полностью обеспечивает себя продукцией АПК по большинству основных товарных категорий, включая молочные продукты, мясо птицы и свинину. Этот тренд сохранится до 2030 года. Страна также обеспечивает себя рыбой и морепродуктами выше уровня спроса: в 2022 году показатель достиг 109%, а к 2030 году ожидается незначительное снижение до 106%. Наивысший уровень самообеспеченности отмечен у кондитерских изделий — 112% в 2022 году с прогнозом небольшого снижения до 111% в 2030 году. Самообеспеченность злаками также высока: 105% в 2022 году, ожидается рост до 114% к 2030 году.
Исключения — зернобобовые и пищевые масла. Страна обеспечена зернобобовыми на 91%, и этот показатель останется почти неизменным до 2030 года. Уровень самообеспеченности пищевыми растительными маслами значительно ниже: 34% в 2022 году с прогнозируемым увеличением до 41% к 2030 году.
Трансформация
Сегодня сельское хозяйство Индии постепенно переходит от мелких традиционных ферм к более эффективным и устойчивым методам производства. Средний размер фермерского хозяйства в стране в 2024 году составляет 1 га, кооперативное движение все еще слабо развито. Низкая эффективность негативно влияет на сбор урожая: потери могут достигать 40%.
При этом скорость модернизации отрасли сдерживает проблема с финансами: около 60% малых фермеров сталкиваются с трудностями в доступе к кредитам. Вместе с эффективностью производства не растут и доходы. Например, обращать в прибыль в настоящее время у индийских фермеров получается лишь 12% от всего объема молока. Уровень механизации в индийском сельском хозяйстве составляет менее 50%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%.
Также сельское хозяйство оказывает значительное воздействие на окружающую среду — на него приходится 80% потребления воды, использование 60% земли и 20% выбросов CO2. Эти факторы приводят к быстрому, но малоэффективному росту производства. Для повышения устойчивости и продуктивности отрасли в дальнейшем потребуются реформы и улучшения.
Среди изменений, которые позволят кратно улучшить показатели сельскохозяйственной отрасли, в Strategy Partners выделяют:
- реальную консолидацию (кооперативы) и виртуальную (платформенные решения);
- активное развитие цепочек поставок продукции с высокой добавленной стоимостью;
- внедрение автоматизации, цифровых технологий и устойчивых методов даже среди небольших хозяйств;
- использование высокоурожайных, устойчивых к климату сортов благодаря биотехнологическим достижениям;
- популяризацию онлайн-кредитования и продажи в онлайне страховых услуг;
- увеличение с помощью CSA (климатически устойчивого сельского хозяйства) продуктивности с каждого литра воды, гектара земли и тонны выбросов углекислоты.
Эти изменения, как ожидается, должны привести к более быстрому и эффективному росту производства в сельхозотрасли.
Зависимость от импорта
Несмотря на предпринимаемые усилия по модернизации своего сельского хозяйства, Индия, вероятно, останется зависимой от импорта растительных масел, зернобобовых культур, кукурузы и высокопитательных злаков, таких как киноа, просо, сорго и др.
В текущих условиях примерно 85% импорта сельскохозяйственной продукции Индии приходится на сырьевые товары. Это связано с политикой Make in India (Bharat), направленной на создание максимальной добавленной стоимости внутри страны и привлечение инвестиций в местное производство. По таким принципам в стране производят растительные масла и некоторые другие виды продукции пищепрома.
Импорт пищевой продукции с добавленной стоимостью составляет 9% от общего объема импорта. В него входят премиальные продукты для обеспеченных слоев населения: элитные напитки, кондитерские изделия, мясные и рыбные деликатесы.
Оставшиеся 6% импорта занимают непищевые продукты с добавленной стоимостью. Это корма для аквакультуры и животноводства, а также продукты глубокой переработки молока. Пока из-за нехватки технологий и/или качественного сырья объемы индийского производства небольшие.
Одни из наиболее перспективных видов пищевой продукции для импорта в Индию — алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и рыбная продукция. «Индия ежегодно импортирует премиальные товары, включая алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и другие потребительские категории, на сумму около $1,6 млрд. Несмотря на относительно небольшой объем для такой густонаселенной страны, особенно по сравнению с Китаем, этот показатель растет быстрыми темпами — около 12% в год», — отмечает Марк Бойчук.
Потенциал
Сравнивая российский экспорт и индийский импорт в 2022 году, можно выделить сразу несколько товаров, на которые в Индии сохраняется высокий спрос: сырое подсолнечное и соевое масло, горох, чечевица. Также при возникновении дефицита вследствие неурожая и при благоприятной рыночной конъюнктуре потенциально выгодными для российского бизнеса могут быть поставки таких товаров, как пшеница, нут, ячмень и овес.
Кроме того, в средне- и долгосрочной перспективе Индия, вероятно, продолжит наращивать импорт пищевых товаров с добавленной стоимостью: алкогольных и безалкогольных напитков, кондитерских изделий, переработанного подсолнечного масла, замороженной рыбы и рыбного филе, а также макаронных изделий и детского питания.
Для реализации этого потенциала импортные пошлины на российские товары с индийской стороны должны быть снижены или отменены, а ветеринарные сертификаты и разрешения получены. Российскому бизнесу придется активно инвестировать в маркетинг и продвижение на индийском рынке, поскольку конкурировать на полках магазинов они будут с международными брендами. Также положительно на ситуацию повлияет развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» — он послужит оптимизации контейнерных поставок.
«Если говорить об экспорте, наиболее перспективны поставки сырьевых продуктов: растительных масел и зернобобовых. Контрактное и собственное производство — наиболее реалистичные варианты для производителей товаров массового спроса, учитывая высокие рыночные перспективы и протекционистскую политику государства, сопряженную с привлечением иностранных инвестиций», — объясняет Марк Бойчук.
По его словам, контрактное производство в Индии активно используют крупные транснациональные компании, такие как Cargill и Adani Wilmar. Среди плюсов — высокие темпы роста рынка, возможность устанавливать партнерские отношения с местными дистрибьюторами, ретейлерами. Минусы — в сложности поиска местных партнеров и высокой конкуренции.
«Если вы рассматриваете собственное производство в Индии в секторе пищевой промышленности, стоит сосредоточиться на продуктах с высокой добавленной стоимостью, которые обеспечивают дополнительную маржинальность около 15%. При создании компании и управлении также необходимо учитывать культурные особенности при взаимодействии с местными контрагентами, банками, таможней и другими госорганами, а также геополитические факторы, влияющие на финансово-логистическую цепочку», — подчеркивает эксперт.
Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: F7NfYUJCUneP3W1e3qjM