Что такое ОФД и чем занимается оператор фискальных данных
Содержание
С появлением института операторов фискальных данных налоговая сделала очередной шаг к цифровизации отчетности ― предпринимателям больше не нужно постоянно посещать ФНС для сдачи бумаг. Расскажем простыми словами, что такое оператор фискальных данных, платформа ОФД и чек ОФД.
Что такое ОФД и для чего он нужен
Оператор фискальных данных (ОФД) — это организация, которая занимается сбором, шифрованием и отправкой в налоговую данных от предпринимателей. Она выступает посредником между торговой точкой и ФНС, чтобы облегчить коммерсантам сдачу отчетности. Кроме того, ОФД занимается шифрованием данных, чтобы коммерческая информация не утекла в открытые источники или к недоброжелателям.
Передача данных через ОФД стала обязательной в 2018 году. Теперь каждый бизнесмен обязан иметь кассу, которая подключена к интернету и передает данные в режиме онлайн оператору фискальных данных, а оттуда они поступают в ФНС. Но из этого правила есть исключения, о которых расскажем далее.
Коммерсанты обязаны заключать с ОФД договор и платить за обслуживание. Выбрать своим фискальным оператором можно любую компанию, которая вам нравится и использует необходимые технологии. Это позволяет избавиться от бумажной волокиты и сократить количество посещений ФНС.
Что происходит с данными, которые поступают в ОФД
- Когда клиент оплачивает покупку, данные о ней отправляются на фискальный накопитель, установленный в каждой кассе.
- Там к информации добавляются дополнительные данные, которые вместе с чеком уходят к ОФД.
- Когда сервер ОФД получает чек, он отправляет обратно отчет о том, что информация доставлена.
- ОФД шифрует данные о транзакции и перенаправляет информацию на сервера налоговой службы.
- Покупатель получает бумажный или электронный чек, в котором есть ссылка на его транзакцию для проверки.
Как выбрать ОФД
Каждая компания имеет право выбирать своего оператора из списка аккредитованных организаций. Главный параметр при выборе ― чтобы оператор входил в специальный реестр ФНС.
Многие из операторов предлагают услугу подбора кассы, помогают с получением ЭЦП и берут на себя регистрацию в системе электронного документооборота.
При выборе оператора также стоит узнать, сколько стоит годовое обслуживание и входит ли в него стоимость фискального накопителя или его нужно будет купить отдельно.
Кроме того, следует узнать про тарифы ОФД: некоторые из них могут взимать свою плату за отправку покупателям на почту электронных чеков.
Многие ОФД также предлагают услуги аналитики данных: например, отправляют вам отчеты о продажах. У продвинутых компаний есть свои мобильные приложения, где можно отслеживать продажи в точках, расположенных в разных регионах РФ. Одна из самых популярных компаний — операторов фискальных данных ― «Платформа ОФД».
Как подключиться к ОФД
- Оформите ЭЦП. Ее выдают в налоговой инспекции, и без нее не получится зарегистрировать кассу.
- Подпишите договор на оказание услуг с ОФД. Выберите компанию, с которой будете работать, оплатите ее услуги и оформите все необходимые документы.
- Пройдете процедуру регистрации кассы на официальном сайте налоговой в разделе «Учет контрольно-кассовой техники». Там вам потребуется заполнить заявление, в котором будут указаны данные о кассе и месте ее установки. Подпишите заявление электронной подписью и отправьте его налоговой.
- После одобрения заявления необходимо будет добавить в кассу регистрационный номер устройства. На это у коммерсанта есть 24 часа после одобрения заявления. Касса выдаст вам первый чек.
- Отчитайтесь на официальном сайте налоговой о том, что касса зарегистрирована. Необходимо будет ввести данные с полученного чека, в том числе время выдачи.
- ФНС выдаст вам разрешение на использование кассы, которое вы сможете потом найти в личном кабинете на сайте ФНС.
- Последний шаг ― зарегистрировать вашу кассу на сайте ОФД. Там также понадобится ввести все данные с кассы, и после этого можно начинать продажи.
Сколько стоит подключиться к ОФД
Обслуживание в ОФД стоит по-разному, все зависит от оператора и выбора дополнительных услуг. В среднем обслуживание за год стоит 2–3 тыс. руб. Если вы приобретаете фискальный накопитель в компании, то вам могут сделать скидку.
Если вы не уверены в выборе ОФД, с ним можно расторгнуть договор и вернуть деньги за неизрасходованные дни работы. Также вы можете найти ОФД, где есть бесплатный пробный период для тех, кто первый раз начинает работу с онлайн-кассами.
Условия и требования к ОФД
Самое важное условие для работы ОФД ― получение аккредитации от ФНС. Оператор обязан обеспечить бесперебойную и круглосуточную работу своего сервиса, чтобы данные поступали без ошибок и в том виде, который требует ФНС.
ОФД также обязаны шифровать данные, чтобы защищать информацию от злоумышленников. А также предоставлять налоговой доступ к своей инфраструктуре, когда это необходимо. Еще одна обязанность оператора ― сохранять у себя все отправленные данные на протяжении пяти лет со дня транзакции.
Кто может работать без ОФД
В законодательстве есть исключение для бизнеса, который работает в труднодоступных местах и на секретных объектах. Такие компании имеют права передавать фискальную информацию о своих транзакциях один раз в месяц. Если они не сделают этого в срок, то их фискальная аппаратура будет заблокирована.
Что нужно сделать, чтобы стать оператором фискальных данных
Чтобы компания получила разрешение на работу в качестве оператора, ей необходимо пройти аккредитацию налоговой службы. Для этого нужно подтвердить, что руководство и сотрудники компании не имеют судимостей, а также что в трудовой книжке нет записей о том, что их уволили за раскрытие коммерческой тайны.
Ответственность и штрафы за нарушение закона 54-ФЗ
- За работу без онлайн-кассы крупную компанию могут оштрафовать на всю сумму проведенных операций, минимум 30 тыс. руб., среднюю компанию ― на 50–75% от суммы операций, минимум 10 тыс. руб., а ИП ― на 10 тыс. руб.
- Если компания продолжает торговать без онлайн-кассы повторно, то ФНС может приостановить деятельность компании или ИП на срок до трех месяцев.
- Если касса не соответствует законодательству, работает с нарушениями или неправильно зарегистрирована, то большую компанию оштрафуют на 5–10 тыс. руб., малую ― на 2,5–5 тыс. руб., а ИП ― на 1,5–5 тыс. руб.
- Если продавец не ответил на запрос налоговой в срок (три рабочих дня), то большую компанию оштрафуют на 5–10 тыс. руб., малую ― на 2,5–5 тыс. руб., а ИП ― на 1,5–5 тыс. руб.
- Если компания не выдала чек о продаже, то большую компанию оштрафуют на 10 тыс. руб., малую ― на 5 тыс. руб., а ИП ― на 2 тыс. руб.