«Передвижники»: большое слово о русском реализме в Третьяковской галерее
. Почему нужно посетить первую за 50 лет масштабную выставкуВ Третьяковской галерее в настоящее время идет выставка, посвященная Товариществу передвижных художественных выставок — передвижникам, среди которых были Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Иван Крамской, Виктор Васнецов, Исаак Левитан. Они изменили судьбу отечественной живописи, отвергнув традиционные и стремительно устаревающие устои, которых придерживалась Императорская академия художеств за счет финансовой поддержки государственной казны.
РБК Life рассказывает, почему центральный выставочный проект Третьяковки нельзя пропускать.
Все началось в 1863 году с «Одина на троне». Он должен был восседать гордо среди героев и богов Вальгаллы, на плечах его красовались бы два ворона — Хугин и Мунин, а над ними в небе сверкала бы луна, за которой охотятся волки. Такой сюжет преподаватели Императорской академии художеств предложили выпускникам в качестве итоговой работы, сулившей лучшему исполнителю Большую золотую медаль, которая обеспечивала шестилетний полный пансион в Италии. Но тогда 14 юных дарований решительно отказались не только писать Одина, воронов и волков, но и учиться за границей. Их привлекали не возвышенные идеалы, законсервированные в каноне, а социальная проблематика, резонирующая в мировом сообществе и обсуждаемая в обществе российском. Благодаря трудам Белинского, Герцена и Чернышевского набирали популярность идеи о социальном преобразовании, и искусство было обязано ответить на эти вызовы.
Маленькую революцию художников назовут «Бунт четырнадцати». Подталкиваемый ветром перемен его лидер Иван Крамской организует Санкт-Петербургскую художественную артель. Проще говоря, коммуну, микрофилиал академии с докладами по проблемам искусства и мастерской. Преподаватели не станут вводить ответные санкции, и двенадцати вошедшим в артель участникам довольно скоро присвоят звания академиков. Это пойдет вразрез со взглядами Крамского, так что он распустит организацию и создаст новую вместе с живописцем Григорием Мясоедовым.
Так возникнет Товарищество передвижных художественных выставок, которое предполагает организацию экспозиций в Петербурге, Москве и провинциальных городах без господдержки. Как в Европе.
Дебютная выставка стала билетом в вечность: она длилась два месяца и привлекла 11 тыс. человек. Они скупили множество работ, принеся передвижникам доход выше, чем от выставок академии, почти в пять раз. Новую волну встретили с восторгом и критики, отметив стремление художников выйти «в океан действительной жизни».
Легенды, мифы и баталии отошли на второй план, на их месте образовались «Бурлаки на волге», «Не ждали», «Березовая роща», «Грачи прилетели», «Охотники на привале». Иными словами, сюжеты, которые встречались по всей стране в реальности или метафорически отражали действительность. Передвижники создавали новаторское искусство, отвечающее запросу на просвещение, образование и воспитание.
«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного Русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов — нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее», — писал Виктор Васнецов в письме критику Стасову.
Передвижнический период Васнецова длился до конца 1970-х, пока его не захлестнули «фантазии, отвлеченности и выдумки», но даже фольклорные сюжеты отвечали просветительскому запросу Товарищества.
Востребованность вектора, который выбрали художники, подтверждалась их гонорарами (Репину за «Запорожцев» заплатили 35 тыс. руб., а Сурикову за «Утро стрелецкой казни» — 8 тыс. руб.). Работы передвижников привлекали внимание меценатов, в том числе Павла Михайловича Третьякова, из них он и составил каркас своего собрания.
Выставка в Третьяковской галерее — первый за 50 лет масштабный проект о наследии передвижников, который пытается освободить искусство русского реализма от штампов в его восприятии.
«Более чем за 20 лет партнерства ВТБ и Третьяковки организовано множество масштабных и ярких проектов. Выставка о творчестве передвижников обещает стать одной из самых заметных — тем более потому, что это первая выставка в новом здании галереи на Кадашевской набережной, — отметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева. — Экспозиция Третьяковской галереи позволит не только обновить представление о том, кто такие передвижники, но и оценить их вклад в развитие русской школы живописи».
На выставке собраны как знаменитые, так и малоизвестные полотна. Основная идея — осветить проблемы, волновавшие художников и общество, обозначить их творческий метод и критический ответ на него. Архивные документы, сформированные в хронику периода, воссоздадут перед посетителями историю Товарищества в фактах и покажут многогранность его деятельности как независимого просветительского объединения художников.
Выставка «Передвижники» будет работать до 6 апреля 2025 года в корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.