«Породистые» тихие и игристые: что будет пить Петербург во время ПМЭФ

Рестораторы и бармены Петербурга назвали самые популярные напитки гостей ПМЭФ

Обновлено 04 июня 2024, 15:42

Завтра, 5 июня, стартует Петербургский международный экономический форум. В барах и ресторанах Санкт-Петербурга чек от продажи алкоголя во время ПМЭФ вырастает до 3,5 раза, а самыми популярными напитками местные заведения называют дорогие вина, необычные коктейли и настойки

Сергей Шинов / Росконгресс
Фото: Сергей Шинов / Росконгресс

27-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в 2024 году пройдет с 5 по 8 июня. Наряду с организаторами конкурса подготовку к нему ведут отели, бары и рестораны.

Первый Петербургский экономический форум состоялся в 1997 году, на нем присутствовали более 1,5 тыс. участников. В 1998 году мероприятие получило статус ежегодного, его посетили около 2,5 тыс. человек. В 2007 году форум стал международным, в его работе приняли участие уже 8,9 тыс. человек из 65 стран мира. В 2023 году ПМЭФ в реальном и виртуальном форматах посетили более 17 тыс. участников из 130 стран мира.

Сейчас, согласно данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле администрации Санкт-Петербурга, на территории города действует более 2,5 тыс. лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. На основании этих лицензий работает 3,2 тыс. объектов общественного питания: рестораны, кафе, буфеты и, конечно, бары.



Как рассказали «РБК Вино» в комитете по туризму администрации Санкт-Петербурга, в 2023 году «в дни ПМЭФ в городе загрузка средств коллективного размещения возросла до 80–85%». В этом году ожидается, что показатели будут такими же или выше. В администрации не исключают, что во время ПМЭФ 2024 года загрузка кафе и ресторанов превысит показатели 2023 года.

По данным администрации, общая сумма, которую туристы оставили в кафе и ресторанах Санкт-Петербурга в 2023 году, превысила 92 млрд руб. В среднем гастрономические расходы каждого российского туриста в городе за последние два года выросли в 1,5 раза и составляют от 20 до 30% общих трат на поездку.

У гостей, приезжающих в Санкт-Петербург с деловыми целями, средний чек значительно выше, чем у остальных туристов, а значит, больше и сумма, которую они тратят на питание. По данным городского комитета, с 2021 по 2023 год средние расходы деловых туристов выросли с 53 тыс. до 83 тыс. руб. за поездку.

Бары и рестораны

Рестораторы заявляют о трехкратном росте выручки от продажи алкоголя во время ПМЭФ. Управляющий петербургского ресторана «Палкинъ» Евгений Кожухов рассказал «РБК Вино», что выручка от реализации спиртных напитков в период проведения ПМЭФ у заведения вырастает на 250% в сравнении с месяцами, свободными от форумов. «Однозначно пить стали больше», — говорит он.

Замуправляющего винного гастробара «Крузенштерн» Александр Щекоденко прокомментировал, что во время ПМЭФ выручка от продажи алкогольных напитков увеличивается вдвое. «В такое время примерно по суммам больше на 200–450 тыс. руб. <... > То есть более чем на 100%», — комментирует Щекоденко. При этом он отметил, что по итогам будущего ПМЭФ выручка в баре ожидается больше, чем годом ранее. «Больше, потому что в том году было новое заведение. Сейчас мы уже более-менее встали на ноги. И вот у нас рост гостей с каждым разом все больше растет. <... > Я думаю, примерно больше 1 млн руб. мы заработаем», — подтверждает топ-менеджер бара.



Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу, рассказал, что в целом средний чек ресторанов в Санкт-Петербурге растет в пределах 30% с началом ПМЭФ. «Если приезжают состоятельные гости, то они заказывают то же самое, что есть в предложении ресторана, но только более дорогие позиции. Эти позиции в меню будут более востребованы, но, с другой стороны, необходимо, чтобы они были гастрономичны, тогда их можно заказывать. Хотя и за понты тоже платят. Средний чек ресторана вырастет примерно на 30%», — сказал Гарбар.

Об этом же говорит руководитель консалтингового агентства «Криквресторане» в Санкт-Петербурге Михаил Кузьмин. По его словам, выручка на спиртные напитки повышается в среднем на 25%. В то же время за последние пять–восемь лет оборот бара в ресторане сократился: если раньше бар составлял около 35–40% оборота в ресторане, то сегодня около 20%, отмечает Кузьмин.

Управляющий ресторана Bourgeois Bohemians Виталий Нижний говорит, что, поскольку количество гостей в ресторане не изменится во время экономического форума, рост выручки от продажи алкоголя в заведении ожидается в пределах 15%. При этом возможны изменения в структуре чека, подчеркивает Виталий Нижний.

Бренд-бармен сети Feromon Group Юрий Новиков сообщил, что обычно товарооборот бара увеличивается на 25% за неделю проведения форума, примерно такой же рост ожидается в 2024 году.

bellena / Shutterstock / FOTODOM
Фото: bellena / Shutterstock / FOTODOM

Выручка от продажи алкоголя вырастет пропорционально количеству гостей, которых традиционно будет больше, чем в дни без форума, комментирует президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Надо понимать, отдельно вино никто не пьет. Просто в это время большее количество народа. Но ресторан все равно не может взять больше людей, чем может в себя вместить. В основном это вечерняя посадка. Поэтому, к сожалению, посадка может вырасти в полтора-два раза. Возможно, если еще площадка позволяет выставить столики на улицу или веранду, то можно говорить об увеличении потока в три раза», — говорит Игорь Бухаров.

Что пьют на пути в Санкт-Петербург

Пассажирам первого класса высокоскоростных поездов «Сапсан» предлагаются на выбор вина российских производителей, которые получили высокие оценки от профессиональных сомелье и были выбраны в ходе слепых дегустаций, сообщили «РБК Вино» в пресс-службе «РЖД». В частности, это вина из линейки «Крю Лермон Фанагория» производства «Фанагория», вина «Усадьба Дивноморсоке» и вина крымской винодельни Alma Valley. Все представленные вина сухие.

«В вагоне-бистро пассажирам предлагается широкий ассортимент алкогольных напитков, в том числе коньяк, виски, пиво. Но наибольшей популярностью у пассажиров пользуются тихие и игристые вина отечественного производства», — комментируют в пресс-службе.

В пресс-службе Федеральной пассажирской компании (ФПК) отметили, что большинство поездов прямого сообщения Москва — Санкт-Петербург отправляются в ночное время и прибывают утром. По данным компании, гости не употребляют алкогольные напитки.

«Если же в пути следования они посещают вагон-ресторан, то чаще всего предпочтение отдается безалкогольным напиткам, в частности сокам, минеральной воде и различным лимонадам. В летнее время любители более крепких напитков заказывают пиво. А вот традиционные чай и кофе в вагонах-ресторанах поездов Москва — Санкт-Петербург заказывают реже. Это связано с тем, что горячие напитки уже входят в стоимость билетов в рамках предоплаченного питания», — комментируют в ФПК.

Что пьют гости ПМЭФ

Самыми популярными винами у гостей во время ПМЭФ являются из Champagne, Chablis, Sancerre, Gavi, а из красных — из Bordeaux, Bourgogne, Toscana. Среди крепких напитков по популярности у гостей форума на первом месте обычно Cognac XO и односолодовый виски, рассказала директор по связям с общественностью Grand Hotel Europe St. Petersburg Екатерина Васильева. По словам Васильевой, структура потребления спиртных напитков за последние пять лет осталась неизменной: гости ПМЭФ отдают предпочтение тихим и игристым винам, а также крепкому спиртному.

Спрос на вино за последние пять лет ПМЭФ существенно вырос, отмечает управляющий петербургского ресторана «Палкинъ» Евгений Кожухов, особенно на «породистые» вина, в то время как водка пользуется чуть меньшим спросом. «Одинаково пользуются спросом «породистые» белые и красные вина из Бордо, Тосканы и Бургундии, а также хорошее шампанское. В приоритете крепкие напитки, лидерами являются водка и настойки, однако и коньяк из великой четверки не теряет актуальности. Спрос на виски незначительно снизился. Гости, которые ранее предпочитали красивые и элегантные вина, стали больше обращать внимание на крепкий алкоголь», — рассказал Кожухов.

По словам управляющего ресторана Bourgeois Bohemians Виталия Нижнего, гости форума предпочитают дорогие вина. «Предпочтительно пьют белые бургундские вина и шампанское. В нашем ресторане пили и пьют преимущественно вино. Белого и игристого пьют больше, чем красного. Из красного меньше пьют бордо, больше бургундию или тоскану. Структура потребления сдвинулась больше в сторону заказов дегустационных сетов и винного сопровождения. Связываем это с возросшей популярностью и доверием к ресторану», — рассказывает Виталий Нижний.

В гастробаре «Крузенштерн» говорят, что при популярности вин из Италии и Испании за последние два года вырос спрос на российское вино — в пределах 30%. При этом спрос на коктейли минимальный и в основном среди молодой аудитории.

«В связи с позициями на рынке весь импорт подорожал на 300%. И многие начали импортозамещение. У нас большая винотека по крымским винам. К Крыму относятся некоторые гости специфически, а некоторые максимально лояльны, потому что качество некоторых вин не проигрывает зарубежным», — говорит Александр Щекоденко.

В сети баров Feromon Group, основной приоритет в выборе напитков отдается коктейлям и винной карте бара. Если в прошлом году это были в основном вина Нового Света, то в этом прогнозируют акцент предпочтений гостей на продукции российских виноделен, добавляет бренд-бармен Юрий Новиков.

По словам владельца гастробара CARRE Валерия Фенько, из спиртных напитков гости отдают предпочтение дорогим винам из Франции, Германии, Австрии, Новой Зеландии и Австралии. При этом он отмечает, что доля людей, которые стали интересоваться российским вином, за последние пять лет выросла в пределах 10%. «Стали чаще покупать гости из сегмента, который говорит «Ну давайте попробуем». То есть как такового доверия абсолютного не родилось, рынок консервативный. Поэтому спрашивают, когда ведут пальцем по строчке «Цена» и говорят: «Ну давайте вот это», — отмечает Валерий Фенько.

Интересно, что стали употреблять больше коктейлей и коктейлей с претензией на что-то необычное, подчеркивает Гарбар, а крепкого алкоголя стали пить меньше. «Редко пьют, наверное, из-за того, что все-таки это жаркий летний период. Кроме того, многие ведут здоровый образ жизни», — заключает эксперт.

Что касается ПМЭФ 2024 года, то, согласно данным оргкомитета ПМЭФ на 3 июня, свое участие в форуме уже подтвердили 18,6 тыс. человек из 139 стран и территорий. В этом году он будет проходить со среды 5 июня по субботу 8 июня, и рестораторы и владельцы баров не исключают, что спрос на спиртное превысит прошлогодние показатели.

Поделиться
Авторы
Теги