Вино и музыка: общие термины и влияние на восприятие
Преподаватель Гнесинки рассказала о связи восприятия музыки и вина
Некоторые виноделы используют музыкальные термины в названиях вин, а профессиональные дегустаторы, описывая качества напитка нередко используют слова, которыми можно было бы описать музыкальные произведения. О том, как связаны музыка и виноделие – в материале «РБК Вино»
Музыкальные термины в виноделии
Виноделы по всему миру зачастую используют в наименовании своей продукции различные термины из мира музыки. По словам винного эксперта, преподавателя школы вина «Энотрия» Сергея Смолина, в процентном соотношении подобные названия можно встретить нечасто, но, «поскольку вин в мире очень много, то примеров использования музыкальных терминов в названиях — сотни, если не тысячи».
Так, например, вино от винодельни Martin Codax названо Organistrum — в честь старинного названия колесной лиры — органиструм. Кстати, сама винодельня получила свое название в честь самого известного галисийского трубадура Мартина Кодакса. Вино другого производителя — австралийской винодельни Henschke — было названо Keyneton Estate «Euphonium» Shiraz. Именно так называется духовой инструмент — эуфониум.
Также в названиях вин используют музыкальные жанры. Например, серия вин от Kovacs Nimrod, которые названы Dixie, Jazz, Bluez. Или вино Boogie от Szolo Pince. По словам Смолина, есть вина, названия которых — это буквально музыкальные термины: Szinkopa от Anonym Pince, Fugue de Nenin от Chateau Nenin или Lambrusco Concerto от Medici Ermete.
Итальянский язык для музыки и вина
Как объяснила музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог Дина Кирнарская, то, что принято называть музыковедческими терминами, как правило, слова итальянского языка. Она отметила, что музыковедение в целом не является закрытой областью, а слова, которые в нем используются, можно назвать универсальными.
«Аллегро, виваче, тутти — это обычные слова итальянского языка, которые обозначают какие-то понятия в музыке. При этом они не воспринимаются как специальные термины. Это универсальный язык, который может использоваться как в музыковедении, так и в виноделии и других областях», — говорит она.
Этого же мнения придерживается Сергей Смолин. Он также отмечает, что профессиональная терминология в музыке и виноделии вряд ли пересекается, однако, когда речь заходит об описании вина, можно услышать характеристики, которые могут описать и музыкальное произведение.
«Многие блогеры и эксперты любят использовать весьма широкую палитру музыкальных терминов для описания стиля вина, чего уж говорить о виноделах. Венсан Лефлев, к примеру, сравнивал Puligny-Montrachet Les Pucelles с Моцартом, а Batard-Montrachet — с Бетховеном. Некоторые виноделы даже включают музыку в погребах или на виноградниках», — добавил эксперт.
Как связано восприятие музыки и вина
И музыка, и вино влияют на сферу ощущений человека. В этом плане они способны воздействовать на организм в равной степени, считает Дина Кирнарская.
«Связь между музыкой и напитками, безусловно, есть. Например, мы говорим о резкости, мягкости, терпкости или подобных категориях, которые относятся как ко вкусам, так и к звукам. Может быть резкое звучание и резкий вкус. Все категории, которые относятся к сфере ощущений, могут использоваться как в музыке, так и в виноделии», — говорит она.
По словам Сергея Смолина, наличие параллелей между вином и музыкой не говорит о наличии между ними какой-то математической корреляции, однако между этими сферами можно построить множество аналогий.
«И музыка, и вино невероятно разнообразны. И то и другое может быть массмаркетным, а может — артхаусным, экспериментальным, элитным (в значении «не для всех»). И то и другое — искусство, с историей, уходящей на многие века, если не тысячелетия в прошлое. Музыка и вино могут приносить удовольствие даже неискушенному потребителю, но есть жанры, которые по-настоящему раскрываются только тем, кто посвятил немало времени изучению темы», — говорит он.
Смолин приводит в пример музыкальный концерт, на который могут прийти меломан и человек, неискушенный в музыке. Оба слушателя будут воспринимать музыку по-разному, исходя из личных предпочтений, особенностей и музыкального опыта. Ровно так же происходит и с восприятием вина.
«То, как мы воспринимаем и музыку, и вино, зависит от нашего бэкграунда, от настроения, от места, от компании, в конце концов. И это — только поверхностное сравнение, в действительности общего у этих двух миров куда больше. Попробуйте как-нибудь устроить вертикальную дегустацию вин в сопровождении музыкальных композиций любимых жанров тех же лет, что и года урожаев. Поверьте, это будет особый опыт», — говорит он.
Как музыка влияет на восприятие вина
В 2022 году Master of Wine Сьюзан Лин провела эксперимент. Группе, состоящей из 71 человека, в число которых входили непрофессиональные дегустаторы, сомелье и специалисты винной отрасли, было предложено дегустировать вино под сопровождение из произведений классической музыки. Всего было отобрано четыре произведения, а пятая дегустация проходила в тишине.
Лин использовала в качестве сопровождения третью часть Allegro giocoso, ma non tanto Концерта для скрипки с оркестром Брамса, «Светский танец» Дебюсси, раздел «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского и финал сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса. При этом на каждой дегустации подавали одно и то же вино — Veuve Clicquot Brut NV Yellow Label.
Большая часть участников эксперимента (70 из 71 человека) не смогли понять, что им предлагали одно и то же вино. Единственный дегустатор, который смог понять, что напиток в бокале не менялся, отметил, что под классическую музыку шампанское казалось гораздо лучше.
«При дегустации в тишине шампанское воспринималось как наименее понравившееся, наименее игристое, наименее фруктовое, наименее насыщенное и наименее сложное», — цитирует Лин Decanter.
При этом Лин говорит о том, что чем больше человеку нравится музыка, под которую проходит дегустация, тем лучше он оценит вино, которое он пробовал. Вспоминая собственный опыт, она рассказывает о том, как пила вино Corbieres под музыку и без. «Это было прекрасное простое вино. Позже тем вечером я поставила аргентинского композитора современного танго. Внезапно оно стало более пряным, плотным и многослойным», — говорит она.
Сьюзан Лин также подчеркивает, что музыка, подобранная под конкретное вино, может стать инструментом маркетинга. В качестве примера сочетания музыкального ряда со вкусовым она приводит McDonalds с их знаменитой темой.
Аналогичный по тематике эксперимент проводился в 2016 году под руководством Чарльза Спенса, профессора экспериментальной психологии Оксфордского университета. Ученый пришел к выводу, что люди сопоставляют внешние ощущения со вкусами, которые ощущают.
Испытуемым предлагали назвать музыкальные ассоциации к сортам «мальбек» и «совиньон блан». В первом случае был назван орган, во втором — арфа. При этом звук, который сопровождает дегустацию, по мнению Чарльза Спенса, может изменить и восприятие вина. Например, если вы слушаете мощную и тяжелую музыку, это сделает вкус вина более мощным и тяжелым, если вы слушаете мягкую музыку, вкус вина будет соответствующим.