Артур Саркисян — о винодельческих регионах: Кубань. Часть II
Автор гида «Российские вина», партнер «РБК Вино» Артур Саркисян продолжает в еженедельных колонках рассказывать о российских винодельческих регионах. Сегодня — вторая часть обзора по крупнейшему виноградарскому региону страны — Кубани. От курортного побережья с космическими ценами на землю и огромным потоком отдыхающих переместимся в более прохладную часть — на Тамань и в предгорья Северного Кавказа
Уйдем на север
Лет 15 назад мне довелось присутствовать на лекции знаменитого ученого-ампелографа, соавтора фундаментального труда Wine Grapes Жозе Вуайно. На самом авторитетном ежегодном Саммите виноделов на озере Комо в Италии — «Винном Давосе» — он читал лекцию о будущем виноградарства. Речь шла о глобальном потеплении и о том, что к 2050 году на юге Европы вовсе не останется виноградников — они «сгорят» от экстремальных температур и суховеев. Тогда его чуть не зашикали виноделы, а сегодня в Бордо сажают засухоустойчивые сорта, а виноградники южнее опрыскивают «жаропонижающими» препаратами. У нас все виноградарство северней, но и на кубанских землях в приморской зоне температуры растут, как и привлекательность региона предгорий, где раньше считалось более рискованно сажать виноград из-за холодных и ветреных зим.
Еще полтора десятка лет назад эти земли считались не особенно привлекательными для инвестирования и закладки виноградников, но изменения климата меняют и градус инвестиций. В последние годы практически ежегодно здесь появляются новые проекты, ориентированные на «премиум-виноделие», открываются новые туристические маршруты. Давайте разберемся со спецификой прохладной части кубанского виноградарства — Таманского полуострова, Крымска, северной части Анапы, долины реки Афипс и малоизвестного пока Абинска.
Что пить?
В хрущевские времена был такой лозунг: «Превратим Тамань в советскую Шампань». Шампань мы оставим на совести генсека, но для игристых вин терруар Таманского полуострова и вправду подходит неплохо. Здесь можно найти и интересные вина с выдержкой в бутылках «по классике» (в последние годы их все больше). Это топовые позиции от крупных виноделен — «Фанагории», Chateau Tamagne, «Поместье Голубицкое». Стоит попробовать и более легкие игристые методом «Шарма». Классное игристое с одним брожением получается у фермерского хозяйства «Винодельня Узунов».
Если на этикетке написано «крымское вино» — это не обязательно означает, что оно сделано на Крымском полуострове. В Краснодарском крае есть город Крымск и одноименный район. Из предгорной зоны Крымска родом и одно из самых известных российских вин классическим методом — «Темелион». За ним скоро сомелье в очередь записываться будут как за собраниями сочинений когда-то, с номерками на бумажках. Очень достойное вино из «Долины Лефкадия».
Еще одна интересная тема из этого макрорегиона — яркие и комплексные белые вина. Первый по-настоящему удачный российский совиньон блан от винодельни Гунько, звонкие чистые рислинги от «Галицкий и Галицкий», более плотный сложный рислинг собер баш — винодельни из долины реки Афипс. Классные белые вина получаются и на Тамани, в том числе выдержанные шардоне. На этот сорт я бы обратил внимание и у винодельни «Шато ле Гран Восток» из того же Крымска.
Красные вина в этом регионе требуют от виноделов более серьезных усилий, чем у моря, — нужна спелость винограда. Тем не менее два красных сорта я бы здесь выделил как очень перспективные — саперави и каберне фран. В «Долине Лефкадия» под Крымском и в заказнике «Красная горка» на севере Анапы уже много лет успешно работают и с пино нуар, и с красными блендами, временами хорошо получается даже теплолюбивый каберне совиньон.
Куда ехать?
Холмы и предгорья здесь своими пейзажем напоминают юг Европы. Возможно, поэтому самые интересные туристические места в регионе также тяготеют в концепциях к Провансу или Тоскане. Один из самых цельных по своей концепции проектов — «Долина Лефкадия». Небольшой отель в селе Молдаванское практически всегда заполнен, за околицей села — долина с виноградниками, платанами и прочими радостями винной местности. Кроме прогулок по виноградникам с дегустацией на открытых верандах, здесь можно заняться изучением локальной кухни, ориентированной на сезонность и местные продукты, в том числе сыр с собственной фермы. Посетить музей виноделия. Бывают фермерские ярмарки. Красивое место, центр которой — заметная издалека башня под красной крышей. Недалеко от «Долины Лефкадия» еще два объекта. Одна из первых российских виноделен «с французской душой» — «Шато ле Гран Восток». Полностью реконструирована, классный дегустационный зал откроют в этом сезоне. В дубовом лесу в получасе езды от «Шато» — винодельня Владимира Гунько. Исключительно атмосферное место: виноградник — как затерянный мир в двух шагах от цивилизации. Беседки для дегустаций под двухсотлетними дубами, прогулки на велосипедах.
Для тех, кто соскучился по Провансу, его в отдельно взятом хуторе Школьный строит проект «Шато Андре». Мощеная улица старинного города, дома из светлого дикого камня, черепичные крыши, площадь с фонтаном-родником, кругом лаванда, все окружают виноградники. Очень узнаваемый пейзаж. Пока отель на шесть номеров и весь расписан, но скоро будет гораздо больше места. Есть ресторан.
Тамань — отдельное направление на пару дней осмотра. В поселке Сенной — большая «Фанагория» с красивым подвалом на несколько тысяч бочек и маленькая винодельня Узуновых с уютным дегустационным залом. Тут же недалеко раскопки древнего полиса Фанагория.
Чуть дальше — в станице Тамань — огромный индустриальный Центр энологии Chateau Tamagne с очень толково придуманным маршрутом для туристов по одной из крупнейших винодельне Европы и музей Лермонтова. На другом берегу Таманского залива археологи копают другой полис — Патрей Таманский, рядом — винодельня «Патрей». К следующему лету обещают открыть большой дегустационный зал, сейчас уже есть отель «Антик», свой пляж, музей археологии и винодельня.
В станице Голубицкая великолепный вид на маяк, стрелку двух морей (точнее, моря и лимана), винодельня «Поместье Голубицкое» с тоннелями для выдержки игристого вина. И «Вилла Романов» — бутик-отель и недешевый, но лучший на Тамани ресторан по уровню сервиса, кухни и подбору российских вин в карте.
Долина реки Афипс — это недалеко от Краснодара. За 30 минут можно доехать. Умиротворяющее место с винодельней в пьемонтском стиле. С террасы, где проходят дегустации, вид на виноградник редких сортов и гору Собер Баш. Пока на весь регион винодельня одна, но их точно будет больше.
Стоит ли инвестировать?
Регионы перспективные для качественного виноделия. Даже Тамань, которую обычно записывают в ранг исключительно массового виноделия, в последние годы показывает такие образцы, что любой другой регион позавидует. Особенно саперави — такого нет нигде больше. Участки сложные, выбирать нужно с умом, много работать в голой степи практически, но у самых упорных получаются отличные результаты. На Тамани, кстати, много фермеров. И виноградник «фермерский» может достигать нескольких сот гектаров.
На предгорную зону обращено внимание серьезных инвесторов. Здесь хорошо будут получаться и игристые вина, и красные, при умелом подходе и выборе сортов. Что касается потенциала терруаров, в регионе Крымска работал (и весьма успешно) великий бордосский энолог, винодел Ротшильдов — Патрик Леон, другой проект сейчас консультирует Мишель Роллан — самый известный «летучий винодел» мира. Не взялись бы мэтры за плохие терруары. Наиболее интересные участки в Крымске и на севере Анапской зоны уже раскуплены, там идет закладка виноградников или подготовка инвестиционных проектов.
Менее освоены долина реки Афипс (Северский район Краснодарского края) и Абинский район, где только закладываются первые виноградники. Стоимость земли ниже, чем в развитых виноградарских регионах, но и риски выше. Виноградник — это на десятилетия, ошибиться будет очень обидно. Нужно серьезно работать с климатическими и почвенными картами, изучать историю места, копать шурфы, искать местных агрономов, анализировать права собственности на землю и учитывать, что где-то рядом нужна земля, не попадающая в «сельзхозку», — винодельню построить на сельхозземлях не дадут. Лучший участок — тот хороший склон (желательно каменистый), где виноград когда-то хорошо рос, а последние лет 30–40 росли только трава и кусты. В европейских странах таких сокровищ и не сыщешь. А у нас на юге еще находятся.