Доля российских вин выросла до 16% в портфелях виноторговых компаний
Доля российского вина увеличилась на 6 п.п. за год с повышения пошлин
Год назад были впервые повышены пошлины на вино из недружественных стран, однако оно до сих пор формирует большую долю ассортимента ведущих виноторговых компаний. Замещение «недружественных» вин идет в основном за счет дружеских государств, а не продукцией российских производителей
Вина из недружественных стран продолжают занимать большую часть портфелей крупнейших виноторговых компаний России, формируя в среднем 58% ассортимента вин, на «дружественные» вина приходится 26% ассортимента, а на российские — 16%. В августе 2023 года цифры были 75, 15 и 10% соответственно. С данными крупнейших компаний из сферы продаж вина в России, включая SimpleWine, Fort, AST, LADOGA и Luding, ознакомился «РБК Вино».
* По усредненным данным виноторговых компаний SimpleWine, Fort, AST, LADOGA и Luding о том, сколько бутылок в их ассортименте вин приходится на долю России, дружественных и недружественных стран. Данные по состоянию на август 2023-го и август 2024 года.
Как повышали пошлину на вино
- 1 августа 2023 года Россия приняла решение об увеличении пошлины на вино из недружественных стран с 12,5 до 20% от стоимости, с оговоркой, что пошлина не может быть менее $1,5 за литр.
- 10 августа 2024 года ставка пошлины на вино из недружественных стран увеличилась до 25%, но не менее $2 за литр.
- Соответствующие изменения будут действовать до 31 декабря 2024 года.
Какие страны считаются недружественными
Перечень недружественных государств был утвержден постановлением правительства России в марте 2022 года и несколько раз пополнялся. Сегодня в него входят 49 государств, включая все страны ЕС, Великобританию и все ее заморские территории, США, Австралию и Новую Зеландию, Канаду, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Черногорию и ряд других государств.
Доля российского вина в ассортименте и продажах
Российские вина до сих пор формируют меньшую часть ассортимента крупных виноторговых компаний.
- «Российские вина занимают 12% от общего количества SKU в ассортименте», — говорит Дарья Сологуб, директор по закупкам виноторговой компании Fort. По ее словам, на вина дружественных стран приходится около 13% ассортимента компании.
- «Весь портфель Simple Group включает около 5 тыс. наименований, на российские вина приходится порядка 13% ассортимента», — говорит Александр Андреев, управляющий директор сети SimpleWine. По его данным, это вторая позиция после Италии, вина которой составляют 39% портфеля.
- Президент компании LADOGA Вениамин Грабар говорит, что из 1700 позиций винного портфеля компании доля России сегодня составляет 28% (годом ранее она составляла 24%), а на европейские страны приходится 59%. По его словам, структура и топ стран — поставщиков игристых не изменились — Италия, Испания, Франция и Россия, а вот структура продаж тихих вин претерпела изменения: Россия потеснила с первого места Италию.
- «Основу нашего портфеля по-прежнему составляют производители из так называемого Старого Света — стран Европы, таких как Франция, Италия, Германия и других», — говорит директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов.
«Вывод, который напрашивается, — да, российского вина стали пить больше, в целом отрасль прогрессирует, получает поддержку, популяризируется, развивается локальный винный туризм, растет качество, появляются интересные проекты, и все это очень правильно, но в рамках страны невозможно заместить то разнообразие стилей, которое предлагает мировое виноделие, и в особенности Старый Свет», — говорит Вениамин Грабар.
Доля в продажах растет и часто оказывается выше, чем доля российского вина в ассортименте. Так. в SimpleWine говорят, что по итогам первого полугодия 2024 года вина, произведенные в России, вышли на второе место (с третьго места в 2023 году) по продажам SimpleWine в литрах и штуках, впервые обогнав вина Франции (третье место), уступив лишь винам из Италии (первое место).
Впрочем, ряд компаний отмечают обратную тенденцию. Вениамин Грабар отмечает: «Доля российских вин в продажах выросла с 12 до 15,5%. По его словам, доля продаж вин из недружественных стран в портфеле LADOGA все еще высока, хоть и снизилась в 2024 году с 70 до 56%, в то время как доля дружественных стран выросла с 18 до 28%».
Чаще всего высокая доля в продажах объясняется тем, что российское вино занимает нижние ценовые сегменты, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. «Если говорить об изменениях, то ранее в портфеле присутствовала категория импортных вин до 1500 руб, но в связи с новыми таможенными ставками вина данной категории в основном подорожали до 2500 руб., — объясняет Дарья Сологуб. — В бюджетной категории (от 900 до 1500 руб.) 40% сегодня занимают отечественные вина, 16% — грузинские, и 44% приходится на другой импорт».
Российское вино остается популярным в нижнем ценовом сегменте и очень слабо представлено в премиальном. «Российские вина смогут заметно укрепить свои позиции в премиальном сегменте в течение ближайших пяти-семи лет, — прогнозирует генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. — Тем не менее, этот процесс потребует времени и значительных усилий как со стороны производителей, так и со стороны государства».
Какие новые страны появились в продажах
Большинство опрошенных участников говорят о том, что активно меняли за последний год портфель импортных вин и планируют делать это в дальнейшем. В основном планы касаются дружественных стран, впрочем, исключение из этого правила есть.
«В 2025 году мы планируем сделать «разворот на Восток» и более подробно изучить ассортимент и уровень развития виноделия Индии и Китая, так как товарооборот и бизнес между нашими странами точно будет расти в ближайшее время», — говорит Алексей Несмеянов из AST. По его словам, в работе у команды также новые вина из списка дружественных стран и новые винные регионы, такие как Турция, Северная Африка, Южная Америка. «За последние полтора года мы начали работать по вину с Ливаном и Китаем», — добавляет Вениамин Грабар.
Руководитель винного портфеля Luding Group Евгений Щербаков говорит, что в компании идет расширение ассортимента вин Нового Света во всех ценовых категориях, появляются бренды из Сербии.
Дарья Сологуб из Fort говорит, что в 2024 году наблюдается рост интереса к винам из дружественных стран, внимание также привлекают вина из Турции. «Fort запустил интересные линейки вин из ЮАР и Чили, в этом году ассортимент компании пополнится игристыми винами из Аргентины», — перечисляет она. Еще одно новое направление компании, появившееся в этом году, — греческие вина. «В Москве и других городах сейчас открывается большое количество ресторанов со средиземноморской простой кухней, и этот тренд перешел и в вино», — говорит Дарья Сологуб.
В Simple Group говорят, что не расширяли географию, так как уже работают со всеми винными странами мира. «Портфель развиваем за счет развития регионов внутри страны. Яркий пример — региональный подход в креманах, формируем широкое предложение креманов из разных регионов Франции, включаем новые регионы Испании и Португалии», — говорит Александр Андреев. Как и другие компании, SimpleWine отслеживает винные тренды и старается следовать им. Cейчас в компании видят бум в категории безалкогольных вин, высокий спрос на сотерны, моду на австрийские вина и рост популярности рислингов.
В целом виноторговые компании активно открывают для себя новые рынки, однако рынки недружественных стран остаются по-прежнему востребованными. «В матрице обязательно должны быть востребованные и понятные неискушенному потребителю сегменты», — объясняет логику Андреев из SimpleWine.
Что будет дальше
Даже если опустить вопрос цены, Россия в данный момент не сможет обеспечить себя достаточным количеством вина. Максим Черниговский говорит, что главная проблема, которая препятствует развитию российского виноделия и ограничивает его присутствие в портфелях крупных ретейлеров и виноторговых компаний, заключается в недостатке отечественного виноградного сырья. «На сегодняшний день в России насчитывается около 105 тыс. га виноградников, — отмечает эксперт. — Для полного удовлетворения потребностей рынка необходимо порядка 200 тыс. га площадей виноградников. А за последние десять лет площадь виноградников в России увеличивалась в среднем на 5 тыс. га в год. При таких темпах потребуется еще примерно 20 лет, чтобы достичь необходимых 200 тыс. га».
Пока Россия будет закладывать новые виноградники и вкладываться в будущие лозы, ей придется пить импортное вино. Конечно, высокие пошлины будут приводить к тому, что доля вина из дружественных стран на рынке будет расти, а из недружественных — сокращаться. «Этот процесс поддерживается как ценовыми преимуществами, так и государственной политикой. В ближайшие несколько лет можно ожидать, что алкоголь из дружественных стран займет значительную часть рынка, вытесняя продукцию из недружественных стран», — утверждает Черниговский. Как пояснил представитель одной из виноторговых компаний: мало поставить вино на полку, надо убедить его купить, а это — процесс может быть не такой длительный, но не менее дорогой, чем выращивание новых виноградников.