Таможня на фоне спора о «шмурдяке» ужесточила требования к проверке вин
На фоне заявлений о необходимости ужесточить контроль за импортным вином из европейского балка, которое отечественные виноделы называют «шмурдяком», таможенные органы ужесточили проверку документов о странах производства импортного вина. Это привело к затягиванию оформления товаров, а в некоторых случаях закончилось доначислением пошлин, рассказали «РБК Вино» представители сразу нескольких российских импортеров алкоголя
Представители крупнейших виноторговых компаний рассказали «РБК Вино», что ФТС с весны 2024 года стала предъявлять повышенные требования к документам, подтверждающим место происхождения импортного вина.
Так, об изменении подхода ФТС к проверке документов на импортное вино сообщили компании LADOGA и Fort. «Требования к оформлению документов со стороны таможенных органов ужесточились, теперь процесс занимает больше времени», — рассказал «РБК Вино» президент компании LADOGA Вениамин Грабар.
В компании Fort столкнулись с некорректным начислением пошлин, когда ФТС требовала уплатить за вино из дружественных стран пошлины по ставкам для недружественных. «Наша компания обнаружила некорректное начисление таможенной пошлины на несколько партий товара. В соответствии с установленными процедурами мы подали документы в суд для разрешения данного вопроса. Ситуацию рассматриваем как стандартную и действуем в рамках правового поля», — сообщил «РБК Вино» Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort.
Импортер, занимающийся поставками премиального алкоголя, рассказал «РБК Вино», что требования стали ужесточаться с мая 2024 года. «Таможня изменила свой подход к оформлению таможенных грузов из дружественных стран — ЮАР, Аргентина и Чили, — рассказывает он. — Если раньше сертификат происхождения для продукции из этих регионов совсем не требовался, то сейчас они стали его требовать достаточно жестко и применять к этому сертификату нормы ЕАЭС, куда, естественно, эти страны не входят». По его словам, это приводило к тому, что документы часто приходится переделывать, запрашивая бумаги у компаний из стран, где производилось вино. Это существенно затягивало процесс оформления товара.
Сколько сейчас составляют таможенные пошлины на вино
Последний раз ставка ввозных пошлин на вино из недружественных стран увеличилась в августе 2024 года. Тогда ее подняли с 20% от таможенной стоимости до 25%, но не менее $2 за 1 л (ранее не менее $1,5). Ставка пошлин на вина из дружественных стран составляем 12,5%, а из Грузии — 0%.
По словам Вениамина Грабара, компания LADOGA «сталкивалась с дополнительными вопросами со стороны таможни, касающимися информации, указанной в самом сертификате о происхождении. По требованию таможни, мы были вынуждены их переделывать, что удлиняло процесс оформления декларируемого товара и выпуск его в свободное обращение». По его словам, сейчас компания учла все требования и смогла наладить эту работу. «В 99,9% удается выпустить товар в свободное обращение, без доначисления пошлин», — говорит он.
В пресс-службе ФТС «РБК Вино» заявили, что в соответствии с изменениями, внесенными в постановление правительства от 7 декабря 2022 № 2240, в перечень товаров, облагаемых повышенными ставками ввозных таможенных пошлин, включены отдельные виды алкогольной продукции, в том числе вино. «ФТС России обеспечивает контроль за соблюдением мер, установленных вышеуказанным постановлением. Для подтверждения того, что декларируемый товар (вино) происходит из страны, отличной о тех стран, в отношении которых применяются повышенные ставки пошлин, в таможенные органы должен быть представлен сертификат о происхождении товара», — подчеркнули в ведомстве.
В виноторговых компаниях AST и X5 Group, являющихся одним из крупнейших импортеров вина в Россию, отказались от комментариев. Представители импортеров «Меркурий», Simple Group, Luding, «Азбука Вкуса» и «Магнит» не ответили на запрос «РБК Вино».
В июле 2024 года «Коммерсантъ» обратил внимание, что в Россию поставляют продукцию Минского завода виноградных вин, которая совпадает по наименованию с известными европейскими винами и сортами. На основании этого представители российского виноделия предположили, что таким образом через Белоруссию в Россию может поступать вино, изготовленное из европейского виноматериала. Тогда владелец и основной акционер группы компаний «Абрау-Дюрсо» Борис Титов заявил, что «ввоз в Россию продукции Минского завода виноградных вин — не что иное, как восстановление канала сбыта на отечественном рынке продукции из импортного балка. Того самого виноматериала, который в обиходе получил прозвище «шмурдяк».
Позже представитель Минского винзавода рассказал «РБК Вино», что напитки, которые поступали в Россию, действительно производились из виноматериала, который закупался у европейских производителей. При этом на заводе отметили, что поставки вин в Россию в целом планируют остановить, потому что это экономически невыгодно.
Однако уже в начале августа российские компании, которые занимаются импортом вина, получили право ввозить продукцию еще одного белорусского предприятия — Минского завода игристых вин. При этом названия напитков, указанные в декларациях соответствия, похожи на известные названия европейских вин. Комментируя эти поставки, Борис Титов назвал Белоруссию «страной чудес».