Квота в 20% для российского вина. Что известно к этому моменту

В Госдуме обсудили квоту в 20% для российского вина в ресторанах и магазинах

Обновлено 15 октября 2024, 14:35

В пятницу, 11 октября, был опубликован разработанный Минпромторгом проект о квоте на российское вино в ресторанах и магазинах: ведомство предлагает установить ее на уровне 20%. Что известно о законопроекте, о чем говорили в Госдуме представители Минпромторга, ретейлеров и виноделов, обсуждая инициативу, что о ней думают производители и рестораторы — в материале «РБК Вино»

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Квота в 20% для российского вина. Что известно к этому моменту

Что известно из законопроекта

  • Разработчик проекта — Минпромторг, соисполнителями в паспорте документа указаны Минсельхоз России; Минфин России; Минэкономразвития России; ФАС России.
  • Проект закона предполагает изменения в ст. 26 ФЗ № 468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». В частности, предлагается дополнить ее положениями о том, что организации общественного питания обязаны указывать в меню и винной карте (карте вин) минимум 20% российских вин от общего количества наименований вин в меню и винной карте. В розничной торговле в торговом зале минимальная выкладка российского вина должна составлять также минимум 20% от общего количества наименований вин в таком торговом объекте.
  • В пояснительной записке к документу говорится о том, что законопроект «подготовлен в целях развития российского виноградарства и виноделия» и «в целях повышения конкурентоспособности и продвижении среди потребителей российских вин».
  • «Необходимость разработки и принятия законопроекта обусловлена тем, что на данный момент российские потребители имеют ограниченные возможности ознакомиться с продукцией отечественных производителей, поскольку в объектах общественного питания доминируют иностранные бренды», — говорится в той же пояснительной записке к документу.
  • Разработчики законопроекта приводят также данные, как обстоят дела с долей российских вин в винных картах ресторанов и магазинов в российских регионах. В частности, в документах говорится, что в 13 субъектах России «размер доли наименований российского «тихого» вина менее 20%, из них в семи субъектах Российской Федерации размер доли наименований российского «тихого» вина составляет от 18 до 20% (Воронежская область — 18,9%, Калининградская область — 18,2%; Камчатский край — 19,5%, Красноярский край — 19,7%, Ленинградская область — 18%, Нижегородская область — 19,3%, Приморский край — 18,3%), а в трех субъектах Федерации — от 15 до 18% (Самарская область — 17,9%, Свердловская область — 17,6%, Республика Татарстан — 16,5%)».
  • В пояснительной записке говорится, что «предлагаемое регулирование затронет в основном три субъекта Российской Федерации — Москву (9,1%), Московскую область (12,4%), Санкт-Петербург (11,9%), которые имеют большой потенциал для выполнения требования».
  • Приводятся данные о росте доли российских вин в магазинах и ресторанах в некоторых российских регионах за 11 месяцев 2023 года. В частности, в Воронежской области она подросла на 0,6 п.п.; в Московской области, Приморском крае — на 0,2 п.п.; в Красноярском крае — на 0,5 п.п.; в Нижегородской области — на 0,9 п.п.; в Самарской области — на 1 п.п.; в Санкт-Петербурге — на 0,4 п.п.; в Свердловской области — на 1,2 п.п.
  • Интересно, что доля российского игристого вина в магазинах и ресторанах составляет менее 20% только в трех субъектах страны — Москве (14,6%), Московской области (19,4%) и Санкт-Петербурге (18,2%). Увеличение доли наименований российского игристого вина в вышеназванных субъектах Федерации за 11 месяцев прошлого года составило от 0,9 до 2,1 п.п.
  • В документах указано, что доля наименований российского крепленого вина во всех субъектах составляет не ниже 20%.
  • В пояснительной записке приводятся данные Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) о доле розничной продажи российских вин в общем объеме розничной продажи этих видов по SKU (от англ. Stock keeping unit — код, используемый для подсчета продаж по группам и категориям товаров). В 2021 году она составляла 9,84%, а в 2023-м уже 12,06%.
  • При этом доля розничной продажи в общепите в общем объеме розничной продажи в организациях общественного питания по литрам снизилась с 46,11% в 2021-м до 45,71% в прошлом году.
  • В документе говорится, что риски того, что отечественные виноделы не смогут обеспечить рестораны и магазины, отсутствуют. Напротив, законопроект будет стимулировать производителей к развитию ассортимента и занятию новых ценовых и качественных ниш, которые ранее были представлены исключительно зарубежными производителями, в том числе из недружественных стран.
  • В документах к законопроекту говорится и о том, что «гарантирование расширения возможностей сбыта будет способствовать привлечению в сферу виноградарства и виноделия, а также смежные отрасли все новых и новых амбициозных россиян (так называемой свежей крови)».
  • Требования законопроекта также могут распространяться на «вина, игристые вина, крепленые вина (ликерные), произведенные в государствах — членах Евразийского экономического союза, при условии подтверждения места производства данных вин в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза».
  • В проекте документа говорится, что он вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Как законопроект оценивают виноделы

Виноделы ожидаемо приветствуют решение о введение квоты. «Относимся положительно к любым инициативам, которые помогают в продвижении отечественных продуктов», — заявили «РБК Вино» в пресс-службе винодельни «Мысхако». «Мы рассматриваем любую инициативу, призванную дать преимущества отечественным виноделам положительно», — добавил генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин. По его словам, похожая инициатива рекомендательного характера уже введена в Краснодарском крае довольно давно. «По продажам фанагорийских вин в торговых сетях, ресторанах и кафе края мы видим положительный эффект от подобного квотирования», — заявил Романишин. По его словам, стоит отдельно рассмотреть вопрос о доле российских вин в магазинах и ресторанах.

Alvarfuente / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Alvarfuente / Shutterstock / FOTODOM

Виноделы ожидаемо приветствуют решение о введение квоты

При этом представители производителей вина высказались и за большую квоту для российских вин в ретейле и ресторанах. «Оцениваю положительно, но считаю, что речь должна идти о 50%», — заявил «РБК Вино» директор «Вейн Унд Вассер» (бренд «Усадьба Перовских») Игорь Еремин. Как заявил Петр Романишин, по последним данным, уже сейчас в литрах и деньгах отечественные производители занимают около 50%. «И если будет принято ограничение в 20%, это позволит не стимулировать больший объем сбыта для российских виноделов, а наоборот, лимитировать и ограничить его в тех заведениях, где предпочитают импортные продукты. И, соответственно, развивать импорт, а не российское виноградарство и виноделие. На наш взгляд, на начальном этапе справедливой будет квота не менее чем в 35% для российских производителей с последующим ее увеличением», — добавил он.

По словам Игоря Еремина, эффект от появления квоты будет положительным в любом случае. «Как минимум потребители узнают больше о российском вине», — отметил он. «В случае введения подобной регулирующей меры на законодательном уровне у российских виноделов в целом и у «Фанагории» в частности будет больше возможностей для представления более широкого ассортимента своей продукции в магазинах и HoReCa, — заявил Романишин. — В том числе и премиальных коллекций, что особенно интересно «Фанагории», которая по итогам 2023 года заняла около 20% (⅕) отечественного рынка премиального вина».

Как законопроект оценивают дистрибьюторы

Импортеры и дистрибьюторы алкоголя более осторожны в своих оценках. Они прогнозируют переход потребителей на крепкий алкоголь и коктейли и говорят, что предложенная мера вряд ли приведет к существенному росту потребления российского вина.

«Ситуация с ограничением импорта вина приводит к тому, что люди не переходят на российские вина, а выбирают крепкий алкоголь, но пьют его в виде коктейлей, — говорит Алексей Ильин, вице-президент компании Ladoga. — По идее, повышение пошлин на вина из недружественных стран, обсуждаемая сейчас инициатива о введении 20% квоты для российских вин на полках магазинов и в меню ресторанов и баров приводит к повышению цен и на российские вина. В итоге потребители экономически выбирают крепкое — просто разбавляют его тоником, колой или содовой и добавляют лед. Потребление коктейлей особенно растет среди молодежи, которая предпочитает пить в барах, воспринимая алкоголь как часть общения. Для продвижения российского вина важнее было бы не вводить дополнительные ограничения, а предложить достойный и недорогой продукт, тогда потребители выберут его сами».

Parilov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Parilov / Shutterstock / FOTODOM

Импортеры и дистрибьюторы алкоголя более осторожны в своих оценках

«Мы считаем эту инициативу излишней», — заявил «РБК Вино» Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort. По его словам, сейчас российские вина вполне успешно занимают свое место в винных картах ресторанов, так как после введения пошлин на вина из недружественных стран и повышения акциза цены на отечественную продукцию стали более конкурентоспособными по сравнению с импортом. «Вмешательство в этот процесс не требуется, поскольку ослабление конкуренции может негативно повлиять на качество продукции, с которым и так иногда возникают проблемы. Поэтому эта мера не нужна — рынок должен решать свои задачи именно с помощью рыночных механизмов», — подчеркнул Липилин.

Однако сооснователь и вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев позитивно оценивает инициативу: «Я не просто поддерживаю, я был одним из тех, кто участвовал в подготовке этой инициативы. Это, с одной стороны, очень похвальная инициатива, потому что она будет обеспечивать некий кредит доверия у потребителя к российскому вину. С другой стороны, проблема в том, что российское вино не сильно маржинальное. Проблема может возникнуть у тех ресторанов, у кого большое количество позиций в винных картах, им будет и сложно набрать позиции по российскому вину, а также могут возникнуть логистические проблемы. Глобально мы за, но считаем, что начать надо было с разливного вина — оно дает и объем, и имидж. Возможно, правильнее было бы прийти к 20% в несколько этапов, начать, например, с 10% и далее идти к увеличению поступательно». Он также добавил, что «проблема не в том, чтобы назначить какое-то количество процентов, а в том, как эта инициатива будет регулироваться».

Как законопроект оценивают рестораторы и сомелье

Рестораторы разошлись во мнениях. Некоторые из них приветствуют инициативу и говорят, что это будет способствовать росту популярности отечественного вина. Другие, наоборот, считают, что это сократит выбор клиентов, осложнит работу ресторанов и создаст сложности при формировании винных карт.

«Вопрос о квотах для российского вина в общественном питании — это важная тема, которая касается не только экономики ресторанов, но и культуры потребления в целом, — объяснил Генрих Карпин, совладелец il FORNO Group. — С одной стороны, мы всегда стремимся удовлетворить потребности наших гостей. На сегодняшний день большинство из них (около 90%) предпочитают вина из Европы и Нового Света, что связано с их высоким качеством, разнообразием и сложившимися традициями. Тем не менее это не отменяет того факта, что российский винный рынок переживает бурный рост. Мы наблюдаем появление все большего количества качественных и интересных виноделен и вин, которые могут составить конкуренцию зарубежным аналогам». По его словам, введение квоты 20% для российского вина в меню ресторанов и кафе может стать отличной возможностью для наших гостей познакомиться с местными производителями и их продукцией. «Это поможет не только в увеличении присутствия российского вина на рынке, но и в формировании новых гастрономических трендов, которые будут способствовать росту интереса к национальной культуре потребления. Таким образом, данная инициатива может привести к расширению ассортимента и укреплению позиций местных производителей, что, в свою очередь, может положительно сказаться на уровне гостепотока и интересе к нашим заведениям», — сказал Карпин.

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Рестораторы разошлись во мнениях

Дмитрий Кипелкин, шеф-сомелье Lucky Group, говорит, что считает данную инициативу неоднозначной. «Я верю в российское виноделие, знаком со многими виноделами, поддерживаю их, но, например, в нашем ресторане Maya 500 позиций вина. У ресторана есть своя направленность — Новый Свет, Латинская Америка. Кроме того, естественно, в карте есть премиальные вина Италии, Франции. Мы не можем ограничивать своих гостей в выборе, а в Москве клиенты хотят иметь выбор из лучших предложений. Набрать 20% российских вин для карты премиального ресторана — задача очень сложная, нельзя просто механически вычеркнуть из нее 20% импортных вин и вписать вместо них российские. Кроме того, их надо закупить, где-то хранить, а это сложно. При всем моем уважении и любви к российскому виноделию, сегодня крайне сложно набрать сто позиций отечественного вина, качество которых полностью отвечало бы уровню заведения. На мой взгляд, это предложение ведет к нечестной конкурентной борьбе, нужно конкурировать и давать людям возможность выбора, тогда у России и будет великое будущее как у винодельческой страны», — объяснил ресторатор.

«Ресторан — это концептуальная коммерческая организация со своей финмоделью, в которой свои четкие плановые показатели. Но мы не можем и не должны навязывать гостю выбор российского вина. Любое давление встречает сопротивление, это общеизвестно. Гость сам решает, что ему пить. Мы лишь корректно рекомендуем. При этом сам же гость пока зачастую не выбирает российские вина, более взыскательный — тем более. Причин несколько: был негативный опыт, стереотипы или просто неинтересно. Если независимо от концепции и кухни ресторану будет вменяться обязанность продавать российское вино, то сомелье должен будет переориентировать гостя на недорогие или слабомаржинальные вина. Следовательно, задачи могут противоречить самой сути ресторана как коммерческой организации», — говорит бренд-шеф-сомелье ресторанной группы Maison Dellos Сергей Аксеновский. Он добавляет, что «до ковида российские вина пили именно иностранные туристы или наши российские клиенты, которые привели в ресторан иностранцев». «Спустя годы просвещения и совместной сознательной работы гости выберут российское вино сами», — считает Аксеновский.

Как законопроект оценивают ретейлеры

Ретейлеры заняли сдержанную позицию, призвав не вмешиваться в рыночные законы. «Идея квотирования места на полке и регулирования ассортимента в целом создает высокие риски для стабильности обеспечения потребителей разнообразными товарами и снижения конкуренции на рынке. На стабильность поставок отечественных вин может влиять урожайность или погодные условия, и в случае снижения объемов производства по объективным причинам ретейл будет вынужден подгонять ассортимент под квоты», — заявил председатель правления Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM

Ретейлеры заняли сдержанную позицию, призвав не вмешиваться в рыночные законы

Глава АКОРТ также отметил, что ассортимент винной полки в торговых сетях различается в зависимости от типа магазина, его локации, региона, в котором расположены торговые точки. Например, в дискаунтере и «магазине у дома» преобладают вина нижнего ценового сегмента, в супермаркетах и гипермаркетах — расширенная линейка во всех сегментах. «Искусственные лимиты могут негативно повлиять на ассортимент и ценообразование в магазинах, поскольку зачастую найти соответствующий масштабам и потребности сети объем поставок вина бывает невозможно — в таких случаях ассортимент формируется из продукции производителей разных регионов и стран. Введение ограничений снизит возможности ретейлеров формировать максимально широкое и выгодное для потребителя предложение, а также может привести к росту закупочной стоимости вина нижнего ценового сегмента в связи с необходимостью ребалансировки рынка», — отметил он. Караваев выразил надежду, что по мере развития отечественного виноделия доля российского вина на полках магазинов продолжит расти естественным образом, без какого-либо принуждения.

«В гипермаркетах «Ленты» доля российских вин в категории находится на уровне 30%», — заявили «РБК Вино» в пресс-службе ретейлера.

Как квоты на российское вино обсуждали в Госдуме

На заседании экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике по совершенствованию законодательства в сфере регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции накануне обсуждали несколько вопросов, в частности о квотах для российского вина в общепите и магазинах, передает корреспондент «РБК Вино». В заседании приняли участие представители Минпромторга, Минсельхоза, Минфина, Росалкогольтабакконтроля, ФАС, АКОРТ, ретейлеров и производителей вина, рестораторов, а также эксперты рынка, исполнительный директор АВВР Алексей Плотников. Вел его руководитель экспертного совета, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по экономической политике Сергей Алтухов.

Представитель Минсельхоза Ирина Федина сообщила, что ведомство не поддерживает положение законопроекта о распространении его требований «на вина, игристые вина, крепленые вина (ликерные), произведенные в государствах — членах Евразийского экономического союза, при условии подтверждения места производства данных вин в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза» в связи с тем, что у союза нет общего рынка вина, при этом «доля в 20% обоснованна». Одним из ключевых вопросов было регулирование исполнения требований законопроекта, одним из предложений — контролировать долю 20% по SKU. Консенсуса в том, какое ведомство должно осуществлять контроль, не было.

На вопрос корреспондента «РБК Вино», не приведет ли реализация инициативы по квотированию российского вина в магазинах и ресторанах к снижению качества последнего, Алтухов ответил: «Уверен, что нет. <...> Напротив, сохраняются здоровые рыночные механизмы и конкурентная среда среди отечественных виноделов в борьбе за полку. Наши меры поддержки мотивируют винодельческие производства расширять ассортиментную линейку и повышать качество вина, чтобы стремиться соответствовать запросам и вкусам потребителей». Он также добавил, что считает необходимым наращивать меры поддержки: «Мы инициируем диалог между представителями розницы, между представителями наших виноделов, для того чтобы они сориентировались, услышали точку зрения друг друга. Понимаем, что у рестораторов своя логика бизнеса, у розницы свои логистические особенности, у виноделов — свои. Поэтому наша задача — сделать все, чтобы этот механизм, с одной стороны, изначально запустить без сбоев и наладить эффективную работу, с другой стороны, чтобы в необходимом качестве, в необходимом количестве соответствующие вина присутствовали на полках наших магазинов и в винных картах ресторанов».

При этом Алтухов не исключил дальнейшего увеличения квоты российского вина в ретейле и общепите. «Я думаю, что такое возможно. Но дальнейшие шаги уже определит рынок. На каждом этапе будут проводиться оценка регулирующего воздействия и отслеживаться правоприменительная практика. Наша задача — настроить рыночные механизмы так, чтобы всем игрокам было комфортно, но в выигрыше прежде всего был потребитель, который будет больше и больше знакомиться с российскими винами, — заявил он. — Сейчас самое главное, чтобы инициатива была воплощена в жизнь, потому что ни для кого не секрет: сейчас представленность российских виноделов на полках, особенно в столице, далека от идеальной. Наша задача не создать монополию, а создать среду и условия, где, пусть пока в рамках квоты в 20%, но отечественные производители будут конкурировать между собой на полке магазина, винотеки или в барной карте. Пока им не так просто туда прорваться, мы хотим этот путь сделать легче».

Поделиться