Салат с именем. Все о новогоднем «Оливье»
История салата «Оливье» и его современные версии от шеф-поваров
Первый «Оливье» увидел свет больше века назад в Москве и был далек от современной версии примерно так же, как российский Новый год от китайского. Как блюдо из прошлого нашло свое настоящее, какие авторские твисты придумывают московские шеф-повара и в чем секрет гармоничного вкуса салата в любых интерпретациях — в большом материале «РБК Вино»
Содержание
Тайна создания
Эта таинственная история началась во второй половине XIX века, когда одним из самых роскошных ресторанов Москвы был «Эрмитаж» на углу Петровского бульвара и Неглинного проезда (сейчас — улица Неглинная). Там французский кулинар и совладелец заведения Люсьен Оливье — легендарный во всех отношениях человек, ведь, кроме мифов и легенд, о нем мало что известно, — придумал дивное блюдо «Майонез из дичи». Сразу оговоримся, что в те времена майонезом называли не соус, а подачу блюда из самого разного мяса. Согласно отрывочным сведениям, Оливье выкладывал на тарелку филе рябчиков и куропаток, в центр помещал отварной картофель, корнишоны и вареные яйца, а уже гости смешивали все это с соусом. Блюдо так полюбилось москвичам, что вскоре ему присвоили имя автора. «Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им «салатом Оливье», без которого обед не в обед и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то», — пишет журналист и краевед Владимир Гиляровский в очерках «Москва и москвичи». Создатель знаменитого салата умер в 1883 году, не записав точный состав блюда, поэтому говорить со стопроцентной уверенностью, какие ингредиенты в него входили, не может никто.
Только после смерти француза, в 1894 году, рецепт попытались восстановить в журнале «Наша пища». В нем советовали изжарить и остудить рябчика, нарезать его ломтиками. Затем сварить и нарезать картофель, свежие огурцы, добавить каперсов (их называли капорцами) и оливок. Давали и рецепт «того самого» соуса: классический провансаль советовали смешать с соусом «Соя-Кабуль» — популярным в дореволюционной России соусом из ферментированных бобов, который сегодня воссоздают энтузиасты. Украшать салат рекомендовалось раковыми шейками и рубленым ланспиком — желе из вываренного мясного бульона. Вскоре свой рецепт в книге «Руководство к изучению основ кулинарного искусства» привела Пелагея Павловна Александрова-Игнатьева, одна из первых авторов книг по русской кухне — и он, надо сказать, почти построчно повторял блюдо из «Нашей пищи». Так ли готовил свой салат Люсьен Оливье или нет, но с того момента история бесконечных версий блюда стала набирать ход и больше не останавливалась.
Знаменитый кулинарный автор Елена Молоховец, написавшая дореволюционный бестселлер «Подарок молодым хозяйкам», рецепта «Оливье» не приводила. Зато в 1904 году ее подражатель, издавший «Полный подарок молодым хозяйкам» под псевдонимом Мороховцев, его сочинил. Никому не известный автор добавил к имеющемуся рецепту паюсную икру. В конце 1930-х в ресторане «Москва» объявился еще один самозванец — повар, который якобы мальчишкой работал с самим Люсьеном Оливье. Он решил вспомнить «традиционный» рецепт, однако заменил деликатесных рябчиков и раковые шейки на курицу, морковь и зеленый горошек, чтобы буржуазное блюдо могли себе позволить пролетарии, — салат стал называться «Столичный». Рецепт пошел в народ, а волнами эмиграции его унесло за границу, где блюдо прославилось как «Русский салат».
Даже в тяжелые послевоенные годы салат не ушел с кулинарной повестки: в 1948 году новый, еще более скромный по составу, рецепт появился в культовой «Книге о вкусной и здоровой пище». Мясо там заменили на докторскую колбасу. По одной из версий, именно в дефицитное советское время салат и стал новогодним: разве что к празднику и можно было позволить себе набор продуктов, необходимых для него.
Классики и современники
В наши дни растет интерес к богатому по вкусу традиционному «Оливье». Московские рестораны русской кухни увлеченно создают оммажи классике, хотя и решаются на авторские отступления. Например, в меню ресторана «Кафе Пушкинъ» представлено два вида салата: в зале «Библиотека» подают «Оливье тре деликатъ подъ соусомъ провансаль» и особенно рекомендуют его «гастрономам с художественной натурой», а в зале «Аптека», с более демократичной атмосферой, — «Оливье маленькими тарталетами съ лососевымъ жемчугомъ». Эти салаты в соответствующих разделах идут первой строчкой.
Бренд-шеф «Матрешки» Влад Пискунов не меняет — по крайней мере, по существу — рецепт своего «Оливье» все восемь лет работы ресторана. «Единственное, что изменилось, — тарелка, на которой блюдо подают, под нее подстроили и подачу», — говорит он. По бортикам тарелки теперь художественно раскладывают зелень. Салат с отварным языком, раковыми шейками и перепелиным филе красиво накрывают прозрачным и тонким ланспиком — желе из перепелиного бульона. В заправке используют майонез, дижонскую горчицу, соус «Ворчестер» и немного трюфельного масла. По словам Пискунова, гости ресторана съедают около 1000 порций фирменного салата ежемесячно, а под Новый год — примерно 1300.
В гранд-кафе «Dr. Живаго» готовят салат «Люсьен», и к праздникам шеф-повар Виталий Россоха предлагает его гостям целыми «тазиками» (огромными салатниками), как любят в России. «Наш салат очень похож на дореволюционный, но в нем нет паюсной икры. Хотя раньше, десять лет назад, «Оливье» у нас был с черной икрой. Также мы заменили рябчиков на перепелку. Еще у нас нет соуса «Соя-Кабуль», и, конечно, мы подаем салат уже перемешанным, а не как задумывал Оливье — у него все ингредиенты лежали раздельно на большой тарелке», — рассказывает Россоха. Есть в ресторане и советская версия, с колбасой. Статистика гранд-кафе такова: за ноябрь было продано 1400 порций более изысканного салата «Люсьен» и 1500 порций «Оливье», с докторской и соленым огурцом. Оглядываясь на опыт прошлых лет, за декабрь Россоха рассчитывает отдать гостям порядка 5000 салатов обоих видов.
«Оливье» — это одновременно и символ Нового года, и знак достатка в доме, когда все хорошо: горошек куплен, мама на кухне, папа устанавливает елку. «Оливье» — это наш культурный код».
Несмотря на размещение на 85-м этаже башни «Око» в динамичном и современном Москва-Сити, ресторан Ruski делает ставку на проверенные веками блюда русской кухни. Тут и пирожки, и пельмени, и стерлядь целиком, и, конечно, «Салат по рецепту Люсьена Оливье». Шеф-повар Ruski Александр Волков-Медведев рассказывает, что раньше давал волю воображению: у него были версии с ростбифом, копченой уткой, креветками и лососевой икрой, и даже с крабом. Теперь же он готовит салат с перепелкой вместо рябчика, добавляя каперсы и раковые шейки с соусом «Пармезан». «С первым снегом гости буквально подсознательно начинают заказывать «Оливье», создавая вокруг себя атмосферу праздника и поднимая себе настроение», — говорит шеф.
Долгое время перепелка была главным ингредиентом и в «Оливье» ресторана «Ухват» — ее дополняли классические раковые шейки и (неожиданно) авокадо. Однако в этом году команда решилась на изменения: теперь вместо филе перепелки в салат кладут томленый в русской печи говяжий язык. В заправку добавляют горчицу и немного аджики для пикантности. Самое интересное — подача: салатом наполняют хрустящую тарталетку, сверху укладывают ароматные ломтики свежего огурца и икру палтуса, а украшают золотом. Празднично и понятно. В декабре и январе спрос на «Оливье» выше, чем в другие месяцы, хотя заказывают салат круглый год — декабрь еще не закончился, а в ресторане уже продали 739 порций (на 24 декабря).
Как и любое истинное произведение кулинарного искусства, «Оливье» вдохновляет шефов и на смелые эксперименты. Так, вернувшись из путешествий по Японии и Китаю, шеф Павел Швецов придумал в Erwin Pavilion постмодернистскую версию «Оливье унаги» с угрем и авокадо, а вдобавок без привычных картофеля и моркови. В качестве заправки он использовал спайси айоли и соус понзу, приготовленный на основе бульона даши с добавлением лимонного фреша, сладкого рисового вина мирин и соевого соуса. Подача тоже удивительная: салат выложен на тарелку в форме кнели (небольшие порции овальной формы), а дополнен сашими из угря и бобами эдамаме.
Секрет узнаваемого вкуса
Как ни назови, что ни меняй, а человек из России безошибочно узнает в любой из версий родной «Оливье».
Профессиональные повара тоже нарезают его на домашний новогодний стол и, конечно, порой он отличается от тех блюд, которые они же подают в своих ресторанах. У каждого свои секреты. Шеф Ruski Александр Волков-Медведев считает, что «Оливье» нельзя приготовить без картофеля и домашнего майонеза, а в качестве персонального трюка обязательно добавляет в новогодний салат бочковые соленые огурцы. А вот шеф-повар «Dr.Живаго» Виталий Россоха думает, что даже без картошки можно обойтись, но только не без майонеза. Кроме того, придерживается своего правила в балансе: мясной составляющей должно быть больше, чем других ингредиентов.
«Тот самый знакомый с детства вкус «Оливье» дает сочетание всех продуктов. За счет плотности картошки и мяса салат получается достаточно сытным, морковь разбавляет этот тандем сладостью, а каперсы и майонез добавляют кислинку. В совокупности получается уникальный ансамбль, вкус праздника и семейного застолья».
Бренд-шеф «Матрешки» Пискунов признается, что салатом в его семье занимается жена. Рецепт, по его словам, «как у всех»: яйцо, огурец маринованный и свежий, картофель, зеленый лук, колбаса, зеленый горошек, морковь. «Важна мелкая нарезка, а меняется обычно белковая составляющая. Сделать ли салат с курицей или колбасой, языком или рябчиком — не так принципиально. Если поменять язык на колбасу, то ведь не всякий и заметит», — говорит он. А вот по поводу соуса шеф единодушен с коллегами: заправлять салат нужно только майонезом, покупным или домашним.
Рецепт классического домашнего майонеза из книги Алены Долецкой «К столу!»
- Взбиваем до жидкого крема 2 желтка, 1/2 чайной ложки горчицы и по 1/2 чайной соли и сахара.
- Медленно вливаем 10–12 столовых ложек любимого растительного масла и, когда соус начинает загустевать, добавляем 1 столовую ложку лимонного сока. У вас получился — классический майонез.
Долецкая замечает, что соус может храниться в холодильнике 5–7 дней и станет от этого только лучше.
Сочетания с вином: не только шампанское
На новогоднем столе домашний «Оливье» традиционно соседствует с вином. Пара этот салат и шампанское давно «обвенчана» сомелье, однако можно найти и другие, не менее гармоничные сочетания. За советом, что купить к «Оливье» в винотеке, «РБК Вино» обратился к Артему Гончарову, шефу-сомелье петербургского ресторана Dreva, открытого в уходящем году и уже получившего три звезды Russian Wine Awards 2024 в номинациях «Лучшая классическая карта» и «Лучшая оригинальная карта». Эксперт предложил три варианта.
- Вино Viognier от Nikolaev & Sons. «Это вионье из Долины Лефкадия — объемное, интенсивное, ароматное, но при этом с очень хорошей кислотностью. Как раз за счет кислотности оно будет здорово работать с «Оливье»: освежает рецепторы».
- Вино UBE Miraflores от Cota 45. «Вино из Андалусии создано из винограда сорта «паломино». Оно сочное, яркое, в аромате присутствуют легкая соленость, растительные акценты, грибные и древесные нотки. Прекрасный вариант чего-то интересного, необычного для новогоднего стола. Мне особенно нравится, как его богатая палитра ароматов и вкусов работает с маринованными огурцами и каперсами в «Оливье». В свою очередь, кислотность и свежесть «очищают» рецепторы от ощущения жира, которое может оставаться из-за соуса на основе майонеза».
- Вино Cremant de Bourgogne Blanc de Blancs Extra Brut от Domaine de la Croix Saint-Jacques. «Этот бургундский креман — новинка на российском рынке. Он сделан в современном стиле: очень свежий, гастрономичный, фруктовый, но при этом, я бы сказал, аскетично сухой. Такой экстра брют — идеальная пара к насыщенному «Оливье». Нет сомнений, что с первым же бокалом новогоднее настроение будет на высоте!»