Дизайнер Алексей Якушик — «РБК Вино»: «Этикетка вина — его характер»
Основатель дизайн-бюро UNIQA Алексей Якушик занимается созданием винных этикеток уже почти 25 лет. Алексей рассказал «РБК Вино» о том, какими должны быть винные этикетки, по какому пути идет их развитие в России и что нужно, чтобы создать этикетку для вина
Российское вино и российские винные этикетки сейчас находятся на стадии поиска собственного пути и формирования собственной идентичности. Об этом «РБК Вино» рассказал основатель и руководитель дизайн-бюро UNIQA Алексей Якушик.
Алексей Якушик родился в 1971 году. Получил высшее образование, по специальности он инженер-строитель гидроэлектростанций. С 1993 года работал в сфере рекламного дизайна в различных компаниях. В 2000 году основал собственное дизайн-бюро UNIQA, которое разработало дизайн этикеток, возможно, для половины российских виноделен.
Дизайн-бюро UNIQA работает со многими российскими виноделами и создает винные этикетки в частности для «Абрау-Дюрсо», «Новый Свет», «Массандры», «Инкермана», «Усадьбы Дивноморское», «Цимлянских вин», «Золотой Балки», «Солнечной долины», «Фанагории», Дербентской винодельческой компании и других.
По словам Алексея Якушика, очень важно, как оформлено вино. Это как костюм, внешний образ для человека.
«Этикетка — это часть того творения, которое винодел выдает в мир, его видение. В первую очередь он делает, безусловно, вино. Но как оно оформлено, тоже имеет огромное значение. Этикетка может передать характер человека, который делает это вино, характер местности, где его производят, философию...» — считает Алексей.
Эксперт отмечает, что у каждого российского винодела существует собственный подход к оформлению бутылок. Кто-то старается следовать мировым трендам, что, по словам Якушика, отлично, потому что «всегда надо учиться по хорошим образцам». А другие выбирают собственный неожиданный путь в оформлении этикетки.
«Совершенно точно в России есть то, чего не делает никто в мире. Совершенно точно есть особенность российского пути в дизайне этикеток вин. Мы много экспериментируем, у нас очень креативная нация. Российские виноделы — интересные умные люди с хорошим чувством юмора, с уникальными идеями», — рассказал он. По словам руководителя дизайн-бюро UNIQA, если рассматривать срез разных винных этикеток, которые сейчас выпускают в России, то наблюдать за ними «не менее интересно, чем за уже сложившимися мировыми винодельческими регионами, гораздо интереснее».
Какой должна быть винная этикетка
Как отмечает Алексей Якушик, основная задача дизайнера, когда он работает над созданием винной этикетки, — передать множество нюансов, которые уже есть в вине.
«Нам нужно для потребителя на маленьком участке этикетки постараться простыми символами донести идею. Именно идею, которая заложена в вине и в винодельне. Вино и винодельня — абсолютно взаимосвязанные вещи. Вино, винодел, винодельня, терруар — это одно целое», — говорит дизайнер.
При этом он отмечает важность одного из принципов дизайна в создании винной этикетки — принципа взаимодействия. По словам Якушика, всегда необходимо понимать, на какую аудиторию рассчитано конкретное вино.
«Если мы делаем недорогой массовый продукт, то это очень ярко, кричаще, там будет много деталей. Например, чипсы. Вы видели минималистичные чипсы? Я таких не встречал, потому что они плохо будут продаваться. Когда мы поднимаемся выше по ценовым категориям, берем дорогие часы, например, мы видим красивую коробочку из качественного материала, посредине золотом выдавлен логотип, больше ничего. Такой простой принцип», — говорит он.
То же правило, по словам Алексея, работает и с винными этикетками. Чем дороже и премиальнее вино, тем строже и минималистичнее будет этикетка. И, напротив, вино для массового сегмента, бюджетное вино должно привлекать внимание. Хотя при этом создатели премиальных вин могут позволить себе идти своим путем.
«Необязательно всегда следовать правилам. Более того, если ты делаешь дорогое вино, то идти поперек правил — это тоже определенная дерзость. Ты делаешь хорошее, качественное дорогое вино, продаешь его дорого и имеешь право нарушать правила, делать по-своему. Поэтому, с одной стороны, это правило существует. С другой стороны, в дорогом вине можно делать все что угодно», — добавил он.
Как создают винную этикетку
Для начала представитель винодельни обращается к дизайнерам и говорит о том, что ему нужна этикетка. Запросы бывают разные.
«Бывает, клиент точно знает, что хочет, составляет подробное описание... А бывает, не знает совсем и полагается на наш профессионализм», — говорит Якушик.
В идеале, по словам Алексея, тому, кто будет создавать этикетку для вина, необходимо выехать непосредственно на винодельню, «походить там, подышать этим воздухом».
Алексей Якушик также обращает внимание на важность технологии печати, которая используется при создании этикетки.
«Когда мы разрабатываем дизайн, мы, как правило, уже понимаем, как это будет сделано, какими материалами, какие будут нюансы. Создание этикетки — это почти ювелирная работа, очень важны нюансы исполнения. При этом сама этикетка может быть очень простая, но когда мы ее доводим до исполнения в типографии, может получиться шедевр», — говорит он.
Иногда бывает необходимо использовать для этикетки более качественную и дорогую бумагу, уточняет Якушик, и приходится уговаривать винодела, что это действительно необходимо.
Ранее в рамках Российского винодельческого форума проходила выставка советских винных этикеток из коллекции Алексея Якушика. Часть этикеток дизайнер в цифровом формате передавал для публикации «РБК Вино». Всего в его коллекции несколько тысяч экземпляров, пополняется она при помощи друзей и знакомых дизайнера, которые присылают ему редкие экземпляры. В планах у Алексея Якушика — создать Музей российской винной этикетки.