Российские компании назвали главные форматы новогодних корпоративов

Обновлено 25 ноября 2024, 05:05

В половине российских компаний пройдут новогодние корпоративы, в 88% случаев на этих мероприятиях будет присутствовать алкоголь. Самым популярным вариантом спиртного станет российское вино, а главным форматом — классическое застолье. При этом в каждой шестой компании заявили об ужесточении алкогольной политики, сокращение закупок алкоголя и переориентацию на игристые подтвердили и российские дистрибьюторы алкоголя

All Is Amazing / Shutterstock / FOTODOM
Фото: All Is Amazing / Shutterstock / FOTODOM

В 88% случаев на новогодних корпоративах будет присутствовать алкоголь

В половине российских компаний в этом году будут отмечать Новый год, каждая третья организация решила отказаться от праздника, а в каждой шестой окончательное решение по этому вопросу пока не принято, следует из опроса hh.ru (результаты исследования есть у «РБК Вино»), в котором приняли участие 400 компаний и 3,2 тыс. сотрудников.

hh.ru — платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 0,5 млн компаний. База компании содержит 69 млн резюме, а среднее количество вакансий в середине 2024 года составило 1,6 млн ежедневно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.

Организаторы мероприятий подтверждают, что количество корпоративов в этом году растет. «По сети Cosmos Hotel Group мы фиксируем рост бронирований корпоративных новогодних мероприятий в среднем на 10%, в некоторых городах он достигает 15% (Ижевск, Новосибирск), — заявили «РБК Вино» в пресс-службе компании. — Мы также фиксируем рост спроса на услуги кейтеринга и организации банкетов, в среднем по сети на 7%». Александр Пилия, креативный директор MICE-агентства «Аэроклуб Тур», говорит о росте числа мероприятий к прошлому году на 10%. «Если сравнивать с допандемийным 2019 годом, количество новогодних корпоративов и вовсе выросло на 20%», — отмечает он. «Сказывается «отложенный спрос» — сначала был ковид, потом геополитические события, уход западных компаний. В итоге рынок начал оживать в прошлом году, а в этом на нем наблюдается настоящий бум», — объясняет Егор Доброгорский, генеральный директор агентства Communicator Creative Events.

Какие форматы праздников выбирают для корпоративов

Большинство компаний выбирают традиционное застолье (68%). Однако альтернативные варианты также пользуются популярностью: почти треть компаний (28%) устраивают вечеринки с диджеем и музыкантами, 8% предпочитают активный отдых с выездом на природу и спортивными состязаниями, и еще столько же компаний отмечают в офисе. Самые редкие варианты — «капустник» с художественными номерами от сотрудников (3%) и образовательные форматы с лекциями приглашенных экспертов (1%).

«Классические застолья постепенно уступают место более инновационным форматам, таким как тимбилдинги, выездные мероприятия, воркшопы и квесты. Популярными становятся мероприятия, на которых акцент делается на активный досуг, развлечения и неформальное общение, такие как мастер-классы и интерактивные игры», — говорит Роман Яковлев, основатель и генеральный директор event-агентства Moscow Event. «В этом году наши клиенты отдают предпочтение иммерсивным спектаклям, стилизации популярных телеигр, стендап-шоу и спортивным мероприятиям на льду, таким как каток и керлинг», — перечисляет варианты Юлия Аникутина, руководитель департамента корпоративных мероприятий «Организатор.ру».

4 PM production / Shutterstock / FOTODOM
Фото: 4 PM production / Shutterstock / FOTODOM

После пандемии появился запрос на простое общение, так как люди устали от онлайна

Александр Пилия говорит, что после пандемии появился запрос на простое общение, так как люди устали от онлайна. Сейчас, по его словам, он видит, что праздники часто стараются совместить с деловой программой. «В этом году мы заметили новый тренд — объединение новогоднего корпоратива с деловой программой. Обязательно присутствует дневная часть, когда обсуждаются итоги года и планы на будущее, а вечером команду ждет вечерняя программа с ведущим, диджеем, артистами и т.п. То есть сейчас компании хотят не только развлечь свою команду, но и с пользой провести время», — замечает Александр Пилия. По его словам, еще одна тенденция — расширение географии, приглашение на корпоративы сотрудников из региональных и зарубежных офисов.

Почему компании отказываются от корпоративов

Основной причиной для отказа от корпоративных праздников стала нехватка бюджета (так ответили 38% компаний, которые не организовывают корпоративные мероприятия). В 19% компаний-«отказников» вообще не принято праздновать Новый год, в 16% — корпоратив не проводят по решению руководства, а в 10% — проводят, но только для руководителей. Среди других, менее популярных причин: «некому заниматься организацией», «не нашли площадку» и «сотрудники высказались за отмену праздника».

У 62% компаний нет каких-либо специальных правил для поведения на корпоративах. Лишь у 7% компаний есть инструкция по дресс-коду на новогодний праздник, и только в 6% есть формальные правила поведения на мероприятиях. Поскольку в большинстве компаний отсутствуют правила, то нет и санкций за их нарушение. Об их отсутствии заявили 56% компаний, а в 31% — затруднились с ответом. Только в 12% компаний предусмотрены такие санкции, как порицание в коллективе, выговор либо увольнение.

Отсутствие каких-либо санкций вполне логично на фоне того, что 73% опрошенных работников заявили, что не помнят случаев, когда корпоратив пошел не по плану. Среди нарушений опрошенные вспомнили драки (4%), интимную близость коллег (2%), однако больше всего проблем возникало с употреблением алкоголя. О них заявили 17% опрошенных.

Какой алкоголь пьют на корпоративах

Алкоголь остается непременным атрибутом корпоративных мероприятий: это подтвердили 88% компаний и 86% сотрудников.

«Алкоголь продолжает оставаться популярным на корпоративных мероприятиях, однако политика компаний в этом вопросе меняется. Многие организации начинают ограничивать или даже запрещать алкоголь, ориентируясь на создание безопасной и комфортной атмосферы, а также на здоровье сотрудников. Это связано с повышенным вниманием к вопросам здоровья и социальной ответственности», — замечает Роман Яковлев.

Как следует из данных hh.ru, самый «корпоративный напиток» — вино. О его присутствии на новогоднем корпоративе сообщили в 48% компаний и 53% работников. Более крепкий алкоголь (водка, коньяк, виски, джин и др.) можно будет встретить на корпоративах у 37% компаний и 39% работников. В каждой десятой (10%) компании будут коктейли, и еще в 7% — сидр, пиво. В 40% компаний заявили, что на их корпоративах будет весь перечисленный алкоголь.

37% компаний и столько же работников затруднились ответить на вопрос о стране производства алкогольной продукции на корпоративах. Столько же респондентов уверены, что алкогольные напитки будут как от российских производителей, так и импортные. По 18% компаний и работников твердо заявляют о приверженности российской алкогольной продукции для закупок на корпоративы.

Africa Studio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Africa Studio / Shutterstock / FOTODOM

18% компаний и работников твердо заявляют о приверженности российской алкогольной продукции для закупок на корпоративы

«В основном компании отдают предпочтение винам: тихим и игристым. В 99% случаев сухое красное и белое, а также просекко. Зачастую это алкоголь зарубежных производителей. Также практически никогда на корпоративах не бывает крепких алкогольных напитков», — комментирует Александр Пилия из «Аэроклуба». «В 95% случаев на корпоративах тихие и игристые вина, — соглашается Егор Доброгорский. — Если есть преобладание мужской компании, иногда берется небольшое количество виски. Водка и коньяк встречаются очень редко, текила вообще никогда. Никто не хочет, чтобы люди напились, все хотят пить легкий и приятный алкоголь».

Вместе с тем опрос виноторговых компаний показывает, что российские организации явно стараются экономить на алкоголе. Дарья Сологуб, директор по закупкам виноторговой компании Fort, говорит, что количество заказов алкоголя на корпоративные мероприятия снизилось в этом году примерно на 15% по сравнению с доковидным периодом. По ее словам, чаще всего заказывают недорогие напитки: «Среди игристых вин востребованы просекко и кава. В этом году также отмечается рост спроса на российские игристые вина. Что касается тихих вин, то предпочтение отдается белому вину — около 60% заказов, в то время как красное вино составляет 40%. Спрос на крепкий алкоголь традиционно высокий. Водка заказывается в разных ценовых категориях, в зависимости от того, для сотрудников или для руководства. На втором месте по популярности среди крепких напитков — виски, далее идут коньяк и бренди».

В компании LADOGA говорят, что спрос корпоративных клиентов остается достаточно консервативным: игристые вина, виски, коньяк, тихие вина, водка (в порядке убывания). «Корпоративный покупатель остался в тех же бюджетах, что и в предыдущие годы, — соответственно, преимущество отдается более экономичным позициям, позволяющим сохранить прежние ценовые рамки в условиях растущих цен», — отметили в компании. Среди растущих категорий там назвали российское игристое — рост составил более 100%, а также российские джины, виски и ром. В Simple Group также сказали, что в структуре корпоративных заказов традиционно преобладают шампанское и игристые вина, крепкие напитки, а также вина из коллекции Fine & Rare. «В этом году тенденция остается стабильной. Большой интерес клиентов мы видим к коллекциям российских вин», — заявили в компании.

Сокращение бюджетов на алкоголь косвенно подтверждают и результаты опроса hh.ru. Так, об ужесточении алкогольной политики и сокращении объемов закупки спиртного заявили в каждой шестой компании (16%) и почти столько же опрошенных работников. Половина организаций заявили, что никак не меняли правила в этой сфере. В том, что алкоголя на праздниках стало больше, признались только в 2% компаний и 3% работников.

Популярность алкоголя на праздниках объясняется просто. 44% компаний и 38% работников считают, что спиртное помогает укреплять связи в коллективе и улучшать атмосферу корпоративных мероприятий. О том, что алкоголь портит атмосферу праздника, заявили только в 8% компаний и 9% работников. Так что алкоголь остается важной корпоративной скрепой в России, обойтись без которой, несмотря на всю экономию, просто невозможно.

Поделиться