Дмитрий Левицкий — «РБК Вино»: «Мы строим город, чтобы влюблять в вино»
В интервью «РБК Вино» предприниматель, ресторатор, автор и организатор крупнейших гастрономических событий и руководитель первого в России винного города в Геленджике Дмитрий Левицкий впервые рассказал об инвесторах проекта, выборе названия для города, концепции пространства и людях, которые его создают
— Вы не представляете, насколько важное это интервью. Мы полтора года ждали, чтобы наконец рассказать про по-настоящему уникальный винный город, который совсем скоро появится в России — в Геленджике.
— Почему именно полтора?
— Полтора года назад я оказался в проекте. Он, конечно, строится и разрабатывается гораздо дольше, потому что такой огромной стройке предшествует большая подготовительная работа.
— Оказались в проекте? Как это произошло?
— Неожиданно. Я отдыхал с семьей в Италии, ни о чем не думал, и в один прекрасный день звонит мне Аркадий Новиков и рассказывает про проект. Мы нечасто созванивались с Аркадием, поэтому неожиданно было, что он в принципе мне позвонил и что он порекомендовал меня для этого проекта. Сначала я, конечно, мало что понял. Но когда я встретился с инвесторами — инициаторами проекта в первый раз, я, мягко говоря, обалдел — от масштаба, от самой задумки, от того, насколько проект пронизан правильными идеями. Нам периодически предлагают проекты в управление, например торговые центры, но они не очень интересны, если в них нет какой-то глубины, истории, идеи. Управлять обычным торговым центром — это просто скучно.
«Цель — не потерять идею»
— Как вам тогда, полтора года назад, объяснили саму идею проекта?
— Мне рассказали, что создается масштабный проект для развития винной индустрии страны, для укрепления имиджа российского вина. Винный город площадью свыше 40 тыс. кв. м должен стать таким домом для всех людей, которые производят и продают вино, интересуются вином и винной культурой. Уже тогда было понятно, что в городе будут лаборатория, дегустационные залы, винотеки, большой современный интерактивный музей.
Изначально идея была в том, чтобы вдохновлять людей интересоваться вином. Потом мы немножечко переформатировали ее. Сейчас у нас концепция «Влюблять в вино». При этом мы, конечно, против пропаганды алкоголя. Мы про другое — скорее переосмыслить вопрос потребления. Хотим образовывать, погружать любителей в культуру потребления. Именно в культуру — чтобы это было красиво и в меру. Мы хотим научить выбирать качественное вино, разбираться в нем — для этого мы и строим город. Мы говорим: влюбись в вино, а после ты начнешь его изучать, заинтересуешься историей, начнешь копать в глубину.
— Как вам сформулировали вашу роль в проекте, почему вы?
— Это было довольно интересно, но сейчас я понимаю, что для организации этого проекта наш опыт идеально подходит. С одной стороны, мы рестораторы и работаем в индустрии с 2008 года, а в винном городе рестораны занимают большую часть этого проекта. С другой стороны, мы давно занимаемся ивентами — причем мы делаем как b2b-мероприятия для ресторанной индустрии — Gastreet, так и b2c-события — гастрономические фестивали в разных городах. Это получается именно то, что винному городу и надо. Город должен стать центром событий и эпицентром всего, что связано с вином. Там будут проходить выставки, конференции, разные фестивали молодого вина, локальных сыров и многое другое. Грубо говоря, должна быть постоянная движуха. И наш опыт организации такой насыщенной жизни и программы, безусловно, поможет. Именно поэтому мы предложили сделать не просто полезный отраслевой, академично-научный город, но и место, которое объединит в себе интересы разных групп.
— «Мы» — это ваша команда?
— Это группа компаний «Хурма», которая занимается и ресторанами, и ивентами. У нас большая команда.
— Вернемся к тому моменту, когда Аркадий вам позвонил. Что дальше произошло?
— Дальше была целая серия встреч. Сначала мы встречались в Москве, потом в Геленджике, чтобы посмотреть, как и где планируется город.
— Вы внутренне для себя сразу решение приняли, что готовы взяться за проект?
— Для нас стало большой удачей участвовать в таком проекте. Я человек азартный и невероятно счастлив, что у меня как у предпринимателя есть возможность теперь настолько масштабно творчески реализоваться. Нам важно было совпасть в этом творческом видении с инвесторами. Что меня сразу подкупило — у винного города очень глубокая и важная идея. И самое главное: нам поставили цель не потерять эту идею в погоне за коммерческой выгодой.
— То есть цели по окупаемости нет?
— Повторю, что для проекта важно сохранить его идею и цель — развитие российского виноделия, поддержка российских виноделов и укрепление имиджа российского вина. Я, безусловно, думаю и про коммерцию, как руководитель проекта, даже больше, чем инвестор: для него все это в первую очередь про поддержку страны, отрасли, виноделия. Однако для всех нас важно, чтобы миссия проекта не растворилась в процессе реализации.
— Кто инвестор проекта?
— Группа акционерного банка «Россия» создала этот проект для продвижения российского виноделия, повышения винной культуры, создания кластера профессионального сообщества российских виноделов.
— А государственное участие есть?
— Нет, это полностью коммерческий проект. Городская администрация, мэр города Геленджика, безусловно, поддерживают нас, но речи о финансировании нет.
— Общий объем инвестиций можете уточнить?
— В проекте очень много направлений — только инвестор знает общий объем. Например, я не управляю стройкой и не знаю, сколько она стоит, — что говорить об общем объеме.
— А кто за саму стройку отвечает?
— Компания «Велесстрой». У компании есть производственные мощности и опыт для строительства особо сложных объектов, они уже построили «СКА Арену» в Петербурге, Академию современного искусства в Москве, «Сириус» в Сочи и другие масштабные проекты. Помимо стройки у нас еще технически сложный архитектурный проект, где главный архитектор — Марина Шпилько.
— Как вам обозначили сроки сотрудничества, дедлайны?
— Здесь нет дедлайнов, наша задача — открыть проект и управлять им. Мы не консалтинговая компания, которая продает придуманные проекты. Мы, если куда-то входим, делаем проект под себя и на долгие годы.
— То есть вы дальше проектом будете как бизнесом управлять?
— Конечно. У нас уже создана управляющая компания.
«Город, в котором вино рассказывает о себе»
— А что вы предложили инвестору доработать в исходной концепции?
— Нам хотелось придать винному городу динамики и живой энергии. Мы пошли на очень интересный шаг, достаточно рискованный. Наша идея состоит в том, чтобы вино не стояло статично на полках. Мы предложили концепцию, в которой винодельни будут открывать в новом винном городе не винотеки, а рестораны и бары. Сначала они опасались, что у них нет опыта в организации, но этот опыт есть у нас, и мы готовы им делиться. В итоге винодельни поняли, что так они смогут не просто продавать вино, а рассказывать о нем. Точнее, оно само будет о себе рассказывать.
— То есть вы свой опыт открытия ресторанов как раз привнесли в проект?
— Конечно. В Белом мысе будет больше 20 заведений, часть из которых будут адаптированы под бренды виноделен. Мы предложили им концепции ресторанов, разобравшись в их линейках, истории и особенностях вина, составили соответствующее меню. Например, ресторан для «Нового Света» — легкое, веселое заведение, сфокусированное на игристых винах, с устричным баром, вечеринками в стиле Льва Голицына. Ресторан под бренд «Массандра» будет уже другим — отсылкой к даче Чехова в Ялте и французскому повару, который готовит утку конфи, рагу — блюда для крепленых вин. По большому счету, мы каждой винодельне создали свою гастрономическую концепцию.
— Свои рестораны планируете открывать?
— Да, мы открываем там два заведения в партнерстве с Аркадием Новиковым. Это будет большой флагманский ресторан нашего города, так и называется — «Белый мыс». Он будет расположен на крыше, с видом на море. Еще с Аркадием мы открываем городское кафе, которое выходит на набережную, очень легкое, современное, будет называться «Чайка кричала».
— Вы говорили, что проект будет частично открыт весной 2025 года. Успеваете в сроки?
— Да, успеваем. Мы планируем постепенно запускать наш город, сделать это одним днем невозможно, да и не так интересно будет. Сначала запустится гордость нашего города — винотека с самой большой коллекцией российского вина площадью 900 кв. м.
— Оператор найден для винотеки?
— Это мы — наша команда будет ей управлять. В ней будет зона бара, интерактивные панели. Второй этаж посвящен дорогим, более редким винам с отдельной дегустационной комнатой с видом на море.
— Экспертиза по ассортименту тоже на стороне вашей команды?
— Конечно. И одна из моих задач — чтобы в этом городе работали лучшие винные эксперты страны.
— Уже знаете, кого будете привлекать в проект?
— Конечно. Это Алексей Соловьев — основатель и руководитель исследовательского агентства Ratingtelling, глава Ассоциации кавистов России, преподаватель винных школ и профильных вузов — его регалии можно перечислять бесконечно, Алексея знает вся индустрия. Или Анастасия Буцкая, которая будет руководить винотекой, она тоже признанный эксперт — возглавляет Крымскую ассоциацию сомелье. И еще десятки лучших в отрасли людей работают и будут работать над объектами Белого мыса.
— Кроме винотеки что еще внутри будет?
— Мы откроем концептуальные рестораны на любой вкус — и с фокусом на вино, и без него. Дегустационные залы, где можно будет попробовать разные вина и сразу купить понравившееся. Еще на территории будет музей вина Льва Голицына — огромный современный интерактивный комплекс площадью 3000 кв. м, где гости познакомятся с главными вехами развития винной индустрии через историю родоначальника идеи большого русского вина. Еще лабораторный центр — это вообще бомба! Один из самых передовых в мире, в нем будут проводить больше 300 видов испытаний. Откроем учебный корпус: со школой сомелье, виноделов, кавистов и дегустаторов — этим занимается компания Simple, основатели знаменитой школы вина «Энотрия» и команда лаборатории. Строим и экспоцентр, и ивент-холл — это универсальная площадка, на которой можно будет и премию вручить, и концерт провести, и стендап, и вечеринку c диджеем. Еще будет кинотеатр пятизальный, будем смотреть хорошее кино, поставим даже кровати.
— Лаборатории будут на базе Курчатовского?
— Нет. Наш лабораторный центр будет состоять из двух частей. Первая — органолептическая лаборатория, та, где эксперты проводят дегустации, пробуют вино, оценивают его цвет, вкус и около сотни других критериев. Подобные процедуры нельзя проводить в какой-либо обычной комнате. Есть стандарты, довольно жесткие: по температуре помещения, цвету стен, уровню шума. Мы создали свои дегустационные зоны и даже перевыполнили эти стандарты, то есть у нас критерии куда жестче, чем общепринятые. Здесь профессионалы будут давать экспертную оценку продукции и рекомендации для производителей, чтобы на основе этого те улучшали свои вина.
Вторая — физико-химическая. Эта лаборатория оснащена самым современным оборудованием, здесь будут проводить самые точные исследования вина и других напитков. И вот так Алексей Соловьев создаст с командой первый крутейший исследовательский центр мирового уровня.
— Это все было в архитектурном проекте сразу предусмотрено?
— Конечно. Кстати, когда я в самом начале стал смотреть картинки, то вообще не понял, почему выбран такой дизайн. Он был максимально далек от традиционных винных шато. Но когда я встретился с Мариной Шпилько, главным архитектором, она меня познакомила со стилем биотек, когда архитектура максимально повторяет и сохраняет природные формы. Именно поэтому у нас нет ни одного угла, ни одной прямой линии. Форма винного города абсолютно уникальна, так как она растет из геометрии самого пространства — выглядит так, будто течет вода, растет лоза винограда. Почему еще выбран этот стиль — он предполагает дружбу со средой: в процессе не срубаются какие-то куски земли, все происходит бережно и с уважением к пространству, сохраняются деревья. У нас есть уже культовое место — там сквозь здание растет столетнее дерево. Мы, когда проектировали здание, думали о том, как построить его вокруг дерева, чтобы сохранить растение. Поэтому, когда будете у нас в винотеке, сможете увидеть столетний тополь, который мы бережем, ухаживаем за ним.
Форма винного города абсолютно уникальна, так как она растет из геометрии самого пространства — выглядит так, будто течет вода, растет лоза винограда
— Вы объявляли конкурс на название. Как с результатами?
— Ничего так и не нашлось. Мы сначала хотели строить название вокруг вина, чтобы в слове была отсылка к вину, но очень долго ничего не могли придумать. И когда команда Артемия Лебедева предложила идею названия «Белый мыс», мы сразу за него схватились. В Геленджике есть две главные географические точки — Толстый мыс и Тонкий мыс. Все, кто живут или бывал в Геленджике, это знают. Слово «мыс» для Геленджика — главный географический атрибут. Поэтому Белый мыс станет третьей важной точкой для Геленджика.
— Почему белый?
— У нас архитектура белого цвета, и с высоты смотрится как настоящий белый мыс. Еще мы в итоге решили оставить дескриптор «винный город», поэтому полное название — винный город Белый мыс. Для нас «белый» — это красивое светлое летнее название, которое передает вайбы проекта. Логотип мы тоже сделали таким же легким: он минималистичный, стильный и отсылает и к бухте, и к бокалу, намекая на разные направления развития.
«Умение наслаждаться вином — это красиво»
— Как относитесь к вину сами?
— Я уже давно предпочитаю вино всем остальным напиткам. Я нечасто пью и думаю, что умение наслаждаться вином — это красиво.
— Белое или красное?
— Под настроение. Но когда думаю про Белый мыс — себя, конечно, с бокальчиком представляю, на берегу моря… Это тот момент, когда достаточно одного бокала, чтобы погрузиться в мечты, размышления о будущем, вокруг тебя красиво и спокойно. Такое легкое расслабленное настроение.
— Как относитесь к региональным инициативам по ограничению продажи алкоголя?
— Это большая и сложная тема, о которой я думаю и дискутирую с 2008 года, когда открыл свой первый бар. На мой взгляд, проблема с пьянством и с алкоголизмом во многом идет от необразованности, а запреты никаким образом эту образованность не повышают. Знаете, когда ребенок в Шотландии приходит в магазин и видит 300 видов виски, он волей-неволей начинает задумываться, а чем они отличаются. А это тебя приводит к размышлению о вкусах, ты начинаешь думать о вкусе алкогольного напитка, а не о результате, ради чего ты его пьешь. И в этом плане вино — самый благородный напиток. Потому что человек пьет вино не чтобы напиться — для этого есть методы попроще. Человек, который выбирает вино, пьет ради вкуса. А когда люди пьют ради вкуса — это уже первый шаг не к алкоголизму, а к культуре. Поэтому мое убеждение, что, продвигая культуру потребления вина, мы, скорее, образовываем людей и боремся с алкоголизмом. Развитие винной культуры — главная цель нашего города. А запреты всегда приводят к обратному — к необразованности, а она — к пьянству.
— Строить город — это как?
— Это невероятно круто. Мне нравится, что этот проект не имеет аналогов. Никто не может сказать: «Посмотри и сделай вот так» — ничего подобного никто не делал. Мы можем только сами его сочинить. И конечно, сама возможность сочинять проекты такого масштаба — подарок судьбы. И еще огромная ответственность. Но мы все сделаем как надо.
— Где большую часть времени сейчас проводите?
— Пока идет стройка — в Москве. Но первый человек из команды вот-вот туда переедет.
— Кто это будет?
— Наш операционный директор Андрей Пяткин. Сейчас он работает в Москве, но совсем скоро он переедет на три года в Геленджик. Хотя летом, когда мы будем запускаться, там будет вся команда.
— Винный город — самый амбициозный проект пока в вашей жизни?
— Безусловно. Его даже не с чем сравнить и по масштабу целей и амбиций, и по масштабу сложностей.
— А что дальше?
— Мы с архитекторами разрабатываем продолжение нашего города. Мы сейчас проектируем набережную с разными другими объектами, которая будет прямо на выходе из винного города. Мы хотим сделать красивую современную набережную, яхтенный причал, чтобы можно было с яхтенной марины приплывать сюда в винный город.
— Что желаете себе в новом году?
— Успешного запуска, конечно. Самое главное, чтобы все прошло так, как мы планируем.
— А если возвращаться назад на полтора года, в тот день, когда вы получили звонок от Аркадия, что бы вы себе из той точки пожелали?
— Да, наверное, быть смелее, может быть. Хотя мы все наверстали.