В России третий год подряд снизилось производство алкоголя
Несмотря на бурный рост в сегменте ликерных и игристых вин, общий объем производства алкоголя в России по итогам года снова упал. Эксперты считают, что рынок перестраивается и приходит в себя, но отмечают, что над регулированием рынка еще стоит поработать
Что упало
Сильнее всего по итогам 2024 года в России упало производство виноградосодержащих напитков без этилового спирта, слабоалкогольной и плодовой алкогольной продукции, следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Падение в этих категориях составило 64,8%, 56,1% и 50,4% (по сравнению с результатами 2023 года). Снизилось и общее производство алкоголя: до 188,1 млн дал алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи). За 2023 год показатель составил 191,6 тыс. дал, а за 2022 год — 199,5 тыс. дал. (на 6% больше, чем по итогам 2024 года).
Как сообщили в пресс-службе РАТК, снижение объемов производства в группе слабоалкогольной продукции связано с изменением порядка расчета акциза и увеличением ставки акциза с 1 мая 2024 года, а в группе плодовой алкогольной продукции и виноградосодержащих напитков — со вступлением в силу закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». «На фоне резкого снижения указанных видов продукции, произошел переход объемов производства данных видов продукции в группу напитков брожения», — уточнили в пресс-службе ведомства. Этой категории напитков в минувшем году не повезло с регулированием, считает секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский. «Многие «производители» вместо классического состава смешивали спирт с искусственными ароматизаторами, чтобы создавать недорогие напитки на любой вкус, и это в лучшем случае. Все помнят«Мистер Сидр», употребление которого привело к трагедии. Государство не стало разбираться со стандартом и просто в четыре раза увеличило налоги: с 36 руб. до 141 руб. за литр», — говорит он. Фактически, отмечает эксперт, это повышение похоронило категорию, но не выпуск суррогатов, которые перешли в другие категории напитков. Напитки, которые долгое время входили в категорию слабоалкогольных, мигрировали в другие, например в пиво, пивные напитки и сидр.
В целом производство алкоголя по итогам года сократилось на 1,8%.
Общая цифра производства мало что говорит в отрыве от событий на рынке: за эти три года значительно поменялась структура продаж и ассортимент напитков, отмечает секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский. Правильнее говорить не о снижении производства, а о его нормализации, считает вице-президента Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев.
«2022 год — это был год очень бурного роста производства алкогольной продукции на фоне всплеска потребления и ожиданий некого дефицита импортного алкоголя, а также на фоне замещения российскими крепкими напитками отвалившегося импорта, в том числе, дешевого виски. Водка, настойки — это все у нас очень активно росло. То, что было произведено в 2022 году, — это был пересток в ретейле, лишние складские запасы. Сейчас их никому не нужно иметь, потому что кредитные деньги дорогие, все комплектующее оборудование выросло в цене, компании оптимизируют производства под конкретные запросы рынка и делают столько продукции, чтобы ее продать и не иметь лишнего на складе», — комментирует Ставцев.
Что выросло
Наибольший рост продемонстрировали категории ликерных вин (29,6%), ликеро-водочных изделий (28,6%), виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом (26,7%) игристых вин (24,7%) .
Производство водки в России в 2024 году выросло на 3% по сравнению с 2023 годом (82,7 млн дал против 80,4 млн дал). При этом показатели за 2022 год были выше прошлогодних и равнялись 84 млн дал.
За 2024 год было произведено 32,5 млн дал виноградного вина. Этот показатель на 8,6% выше, чем в 2023 году (29,9 млн дал) и практически на одном уровне с показателями 2022 года (32,6 млн дал). Существенный рост показала категория игристых вин, объем производства которых за прошлый год вырос на 24,7% до 17,6 млн дал. В 2023 году игристых было произведено 14,1 млн дал, а в 2022 году — 16,1 млн дал.
«Вино уже не первый год показывает положительную динамику, что, безусловно, является хорошим знаком. Думаю, этот рост сохранится такими же темпами. Однако он мог бы быть значительно выше, если бы российские производители были полностью обеспечены отечественным виноградным сырьём. Для этого требуется порядка 200 тысяч гектаров виноградников, тогда как на сегодняшний день у нас их порядка 103 тысяч гектаров. Ежегодный прирост составляет около 5 тысяч гектаров. С такими темпами только через 20 лет мы достигнем необходимого объема», — поясняет руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
По словам Ставцева, винная категория сегодня находится на высоких пиковых значениях в целом по продажам и они не растут. На эти показатели потребления реагируют производители. Рост выпуска игристых вин, эксперт наоборот, связывает с ростом потребления, которому поспособствовал уход с российского рынка недорогих импортных брендов.
Руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский отметил, что, несмотря на общее снижение показателей производства некоторых категорий алкоголя, виноградные и игристые вина демонстрируют устойчивый рост. «Вино уже не первый год показывает положительную динамику, что, безусловно, является хорошим знаком. Думаю, этот рост сохранится такими же темпами. Однако он мог бы быть значительно выше, если бы российские производители были полностью обеспечены отечественным виноградным сырьём. Для этого требуется порядка 200 тысяч гектаров виноградников, тогда как на сегодняшний день у нас их порядка 103 тысяч гектаров. Ежегодный прирост составляет около 5 тысяч гектаров. С такими темпами только через 20 лет мы достигнем необходимого объема», — поясняет Черниговский.
Почему снижается производство алкоголя
Незначительный рост крепкого алкоголя говорит о том, что потребительский рынок перестраивается, а потребители этой продукции переходят в другие категории, комментирует Московский. «Приходит новый потребитель, который был воспитан на других ассортиментных параметрах. В начале 2000-х годов агрессивная реклама как раз слабоалкогольной продукции, пива, пивных напитков, слабоалкогольных коктейлей — она сформировала, в том числе, определенные ассортиментные предпочтения. Люди стали много ездить, распробовали в том числе винодельческую продукцию. Все это сказалось на изменении структуры потребления алкогольной продукции, что хорошо».
Он также обратил внимание на незначительный рост производства крепкого алкоголя, который, по его мнению, отражает изменения в потребительских предпочтениях. «Потребительский рынок перестраивается. Сегодняшний потребитель отличается от тех, кто формировал спрос 20 лет назад. В начале 2000-х годов агрессивная реклама пива, пивных напитков и слабоалкогольных коктейлей сыграла свою роль в формировании предпочтений. Сейчас люди больше путешествуют, открывают для себя винодельческую продукцию, и это постепенно меняет структуру потребления», — подчеркнул эксперт.
Однако, несмотря на эти изменения, структура потребления алкоголя в России, по словам Черниговского, все еще остается «далекой от здоровой». «На сегодняшний день порядка 80% потребления алкоголя, в пересчете на абсолютный алкоголь, приходится на пиво, пивные напитки и водку. Оставшиеся 20% составляют винодельческая и другая продукция. Это извращенная структура потребления. Конечно, изменения происходят, но они пока минимальны», — считает он.
Черниговский отметил, что некоторые регуляторные меры, принятые в 2024 году, могут отрицательно сказаться на рынке в текущем году. В частности, ограничения времени продаж алкоголя в заведениях общепита, находящихся в многоквартирных домах, приведут к сокращению потребления легальной алкогольной продукции. «Эти ограничения фактически подталкивают людей к нелегальному рынку спиртосодержащей продукции, что влечет за собой риски для здоровья и создает условия для роста теневого оборота. Вместо улучшения ситуации такие меры могут ухудшить ее», — резюмировал эксперт.
Черниговский считает, что для долгосрочного развития рынка необходимы сбалансированные меры регулирования, направленные на поддержку легальных производителей, сокращение доли нелегального рынка и популяризацию культуры умеренного и качественного потребления алкоголя.