Частники и государство: что нужно знать об индийских онлайн-маркетплейсах

Обновлено 05 сентября 2024, 06:00

Все прошлое десятилетие сектор электронной коммерции в Индии активно развивался: этому способствовали популяризация смартфонов и проникновение цифровых сервисов в повседневную жизнь индийцев. Как и в остальном мире, цифровыми стали и покупки. Руководитель представительства Российского экспортного центра в Индии Тимур Векилов рассказывает об особенностях индийских электронных торговых площадок и о том, как с ними работать

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Стремительный рост электронной торговли в мире не обошел и индийский рынок. Сектор eCom охватил различные сегменты торговли в Индии, начиная от бизнеса для бизнеса (b2b), прямого взаимодействия с потребителем (d2c), взаимодействия потребителя с потребителем (c2c) и взаимодействия потребителя с бизнесом (c2b). По оценке IBEF (India Brand Equity Foundation), к 2030 году рынок b2b-eCom достигнет $200 млрд, а общий рынок электронной коммерции — $350 млрд.

Отчасти это обусловлено тем, что в последние годы Индия пережила бум цифровизации: интернет и смартфоны проникли буквально в каждый дом. По данным IBEF на июнь 2023 года, количество подключений к интернету в Индии увеличилось до 895 млн. Из общего числа подключений к интернету около 55% — это подключения в городских районах, из которых 97% были беспроводными. Количество смартфонов также значительно увеличилось, и, как ожидается, их число достигнет 1,1 млрд единиц к 2025 году. Этот быстрый рост числа пользователей интернета и распространение смартфонов в сочетании с ростом доходов населения способствовал росту сектора электронной коммерции в Индии.

Госкоммерция

Электронная коммерция коснулась и индийских государственных закупок. Для этого еще в 2016 году была создана онлайн-платформа Government e-Marketplace (GeM). Этот ресурс должен был стать прозрачной платформой для покупателей и продавцов, позволяющей им осуществлять закупочную деятельность на справедливой и конкурентной основе. Анализируя статистику, можно прийти к выводу, что в целом на сегодня эти цели достигнуты. В 2022/23 финансовом году закупки товаров и услуг на правительственном портале превысили $24 млрд. По состоянию на ноябрь 2022 года портал GeM обслужил 12,3 млн заказов на сумму $41 млрд. Но, конечно, наиболее внушительные цифры — это число зарегистрированных продавцов и поставщиков услуг (свыше 5,4 млн), а также количество покупателей — 62,2 тыс. организаций (данные по состоянию на сентябрь 2023 года).

Интересно, что упомянутая платформа, которая была создана как консолидирующая для закупок госорганизаций, фактически стала b2b-платформой для бизнеса. Для производителей на этой платформе сейчас доступны сервисы электронной витрины, мини-сайтов компаний, проверки контрагентов и прочие сервисы, которые ранее предоставляли только такие известные в Индии b2b-площадки, как Indiamart и TradeIndia.

На платформе GeM есть возможность решать торговые споры, там представлены онлайн-магазины мелкооптовой торговли по группам товаров и по регионам, есть курсы для продавцов и покупателей по обучению работе с платформой и множество других сервисов. Регистрироваться на GeM в качестве поставщиков могут только индийские юрлица. Российские компании могут «выставить» свою продукцию через дочернее индийское предприятие, а если его нет, то через местных партнеров.

Работа на индийских маркетплейсах

Работать с электронными площадками сегмента b2c российским компаниям придется опять же через индийских партнеров. Основное, что необходимо учесть, — все электронные площадки страны работают только с товаром, полностью соответствующим местным требованиям по сертификации и маркировке, прошедшим полную таможенную очистку. Хотя последнее утверждение не совсем верно, так как можно хранить товар в Индии в бондовой зоне (свободной таможенной зоне) и по мере продажи растаможивать. Однако так или иначе первая партия (пробная или тестовая) должна будет пройти таможенную очистку, до того как она попадет на электронную полку.

Самих же электронных полок в Индии немало, и они очень разнообразны. Основные товарные маркетплейсы — Amazon, Flipkart, Snapdeal, JioMart. На Amazon, кроме одежды, электроники и других промтоваров, можно найти и продукты питания, но ассортимент не такой широкий, так как скоропортящиеся продукты на индийском Amazon не продаются. Однако у этой площадки есть партнеры — продуктовые торговые сети, которые через Amazon продвигает свой ассортимент товаров. Платформы Flipkart и Snapdeal выросли из промтоварных площадок и пока такими и остаются, а JioMart претендует на все виды товаров, однако в связи с политикой компании ограничивает своих покупателей только веганским питанием. По промтоварам на JioMart ограничений нет.

Специализированные электронные площадки есть почти для всех b2c-сегментов. Наиболее раскрученными и яркими являются Myntra — одежда, косметика; Nykaа — косметика; BigBasket — продукты питания, товары для кухни; Pepperfry — мебель и интерьер; 1mg — фарма. Однако из перечисленных здесь только BigBasket самостоятельно предоставляет полный спектр услуг для иностранных производителей от импорта до доставки до двери покупателя. Остальные площадки действуют через партнеров. В этом есть свои плюсы, потому что, как правило, партнеры-импортеры работают с несколькими площадками и имеют свои площади на бондовых складах, они же могут помочь с получением необходимой сертификации продукции.

Найти таких партнеров можно по рекомендациям самих площадок, а можно с помощью российских институтов поддержки экспорта — Российского экспортного центра (РЭЦ) и региональных Центров поддержки экспорта. Существуют специальные программы поддержки экспортеров при выходе на новые рынки через электронную торговлю. Конечно, такие программы не ограничиваются Индией — анализ проводится среди множества площадок по всему миру.

Где искать

В частности, можно воспользоваться программой РЭЦ по подбору международных электронных торговых площадок для экспорта. В ее рамках экспортеры получают список рекомендуемых электронных площадок, пошаговые инструкции по регистрации на них, рекомендации по созданию или развитию интернет-магазина. А малые предприятия могут получить компенсацию части затрат при выводе своей продукции на зарубежные электронные площадки.

Кроме того, экспортеры могут разместить свои продукты в «Национальных магазинах» на электронных площадках. «Национальные магазины» — это «электронные полки» под национальным брендом «Сделано в России» на зарубежных электронных площадках, где представлена продукция различных видов и направлений, но произведенная в России. Функционирование таких магазинов осуществляется аккредитованными партнерами Российского экспортного центра. На сегодня насчитывается 36 «национальных магазинов» на 17 электронных площадках. Более подробно программы поддержки описаны на сайте РЭЦ, а подача заявок на получение консультаций, размещение в «национальных магазинах» и предоставление других мер поддержки осуществляется через платформу «Мой экспорт».

Таким образом, если вы производите продукцию в секторе b2c и еще не решили, каким путем выводить ее на индийский рынок, то обратите внимание на электронные площадки. Они являются идеальным каналом для начала продаж. Это наименее затратный со всех точек зрения путь к индийскому покупателю.

Поделиться