Закон и Amazon: почему индийский регулятор изучает работу маркетплейсов
Индийский регулятор еще три года назад начал разбирательство в отношении крупнейших в стране маркетплейсов. Те якобы давали преференции одним продавцам и дискриминировали других. Но несмотря на доказанные случаи нарушения правил конкуренции в стране, отношение к действиям регулятора двоякие — из-за них могут вырасти цены на отдельные категории товаров
Разбирательства в отношении американских торговых площадок начались еще в 2019 году, когда представители Delhi Vyapar Mahasangh, дочерней компании Confederation of All India Traders (CAIT), обратились в Антимонопольную комиссию Индии (CCI) с просьбой проверить деятельность Amazon и Flipkart.
В Delhi Vyapar Mahasangh утверждали, что маркетплейсы продвигали товары определенных продавцов, а позиции остальных занижали в поисковой выдаче. В 2020 году в CCI начали расследование, а год спустя, после нескольких апелляций, Верховный суд Индии обязал маркетплейсы способствовать расследованию и предоставлять релевантную информацию.
В ходе разбирательства регулятор выяснил, что у торговых площадок действительно существовал целый ряд «компаний-любимчиков», которые получали от них некие привилегии. У Amazon, например, таких набралось шесть, а у Flipkart — 33 компании.
В числе брендов, которым маркетплейсы отдавали предпочтение, оказались Xiaomi, Samsung, Motorola, OnePlus, Lenovo и Vivo. Чиновники выяснили, что эти компании пользовались маркетинговыми льготами: их товары первыми попадались в поиске, рекламировались чаще других и доставлялись быстрее остальных. При этом для прочих участников рынка на Amazon и Flipkart были созданы условия, в которых те «просто не могли выжить».
Помимо конкуренции внутри площадок тайные договоренности вредили розничным магазинам. Товары «избранных» продавцов на Amazon и Flipkart стоили дешевле, чем на конкурирующих площадках и в магазинах в офлайне. При этом некоторые товары в онлайне и вовсе запускались эксклюзивно.
Соучастники
Антимонопольные разбирательства также непосредственно коснулись фаворитов маркетплейсов, например китайской Xiaomi. На двоих с Samsung они к началу расследования занимали больше трети индийского рынка смартфонов. Компания из КНР попросила CCI отозвать свой отчет, поскольку тот содержит информацию, составляющую коммерческую тайну. Например, подробные данные о продажах устройств Xiaomi в Индии.
Amazon и Flipkart не последние, кем заинтересовалась CCI. Например, в декабре 2021 года комиссия вместе с американской Match обвинила Apple в использовании своей монополии и нарушении раздела 4 закона «О конкуренции». По версии регулятора, монопольное положение App Store наносит вред экосистеме стартапов и разработчиков.
В частности, это проявляется в обязанности разработчиков платить комиссию 30% за внутренние транзакции. Официальные разбирательства еще не начались, поскольку процедура может начаться после ответа компании из Купертино, которого пока нет.
В январе 2022 года началось расследование и в отношении группы компаний Google (Alphabet Inc., Google LLC, Google India Private Limited и Google Ireland Limited). Их обвиняют также в использовании своего монопольного приложения на рынке приложений и в препятствии конкуренции и несправедливой политике конфиденциальности.
Наказание и пострадавшие
Антимонопольное законодательство Индии можно назвать относительно молодым. Основным документом, регулирующим подобные споры служит закон о конкуренции 2002 года. Вместе с ним появилась и Антимонопольная комиссия Индии. Согласно положениям документа, площадки электронной коммерции могут получить штраф в размере 10% от общего мирового оборота за год или от величины прибыли за три последних финансовых года. В сентябре регулятор потребовал от Amazon и Flipkart, а также от продвигаемых компаний финансовые отчеты, чтобы определить размер штрафа.
Есть у антимонопольного законодательства Индии и изъяны. Это касается финансовых документов компаний. Так, большинство из них содержит чувствительную информацию о деятельности фирм, а некоторые и вовсе коммерческую тайну. Поскольку в CCI начинают расследования после иска от пострадавших, данные из этих отчетов иногда могут попасть к конкурентам. Например, в 2021 году так и случилось: финансовые отчеты Apple попали в руки Match, которая обратилась в комиссию. После жалобы представителей американской компании CCI пришлось отозвать документ.
Помимо проблем в Индии деятельностью онлайн-маркетплейсов заинтересовались и дома. В частности, Федеральная торговая комиссия США (FTC) обвинила Amazon в «антиконкурентной и несправедливой стратегии для незаконного поддержания своей монополии». В самой Amazon назвали иск FTC ошибочным и вредоносным для клиентов, поскольку разбирательство приведет к повышению цен и замедлению скорости доставки. Скорее всего, в FTC заинтересовались делами компании в Индии из-за заявления CCI об использовании иностранных инвестиций для продвижения продавцов.
Есть и другая пострадавшая сторона — потребители. Низкие цены на торговых площадках вредили ретейлерам, сохраняя при этом спрос на высоком уровне. Рынок электронной торговли Индии в 2023 году оценивался в $60 млрд, а 50% всех смартфонов в тот же год продали онлайн. Офлайн-магазины в Индии, как и во всем мире, теряют свою популярность, это мировая тенденция.
Поэтому расследование CCI вызывает на рынке двоякое впечатление: с одной стороны, чиновники вступились за локальных продавцов, но с другой — способствуют повышению цен на электронику и другие товары. Последнее снижает потребительскую активность, а значит делает индийский рынок менее привлекательным для иностранных компаний и инвесторов.