Как открыть бизнес в Индии и стоит ли бояться местной бюрократии
За прошедшие несколько лет индийские власти предприняли серьезные усилия для снижения административных барьеров, в том числе в отношении иностранных инвесторов. Чиновники надеются, что это сделает экономику Индии привлекательнее для инвестиций и проще для понимания зарубежными компаниями и предпринимателями
Индию все чаще называют самой быстрорастущей экономикой мира. Как следует из аналитики Российского совета по международным делам (РСМД), этот рост обеспечен активными усилиями государства в части модернизации, развития собственной промышленности и технологий, а также огромным внутренним рынком с молодым и самым многочисленным населением в мире. Согласно докладу ООН, в Индии более 50% населения моложе 25 лет и более 65% — моложе 35 лет. Средний возраст гражданина этой страны — 29 лет.
Несмотря на позитивный демографический дивиденд, многое в бизнесе с Индией зависит от соблюдения правил и обычаев, которые синтезирует в себе «индийская бюрократия» — термин, который в отличие от российских стереотипов несет в числе прочего и позитивную коннотацию следования законам. Профессиональный бюрократ или государственный служащий должен быть лояльным приверженцем Конституции страны, а не какой-либо политической партии.
Притом что в стране сохраняется много социальных проблем, прогресс в их решении виден всем, кто может сравнить настоящее с прошлым на горизонте нескольких лет, следует из материалов РСМД. Неравенство и социальное расслоение, которые подчас носят вопиющий характер, одновременно стимулируют движение экономики вперед без угрозы государственным основам: федеративная структура страны и демократические институты пока вполне успешно «абсорбируют социальные разломы», а также различия между регионами, считают эксперты РСМД.
Корни современной индийской бюрократии
Происхождение государственной службы в Индии в современном формате связано с проведением реформ Норткота — Тревельяна в 1854 году. В период правления Ост–Индской компании гражданские службы были разделены на три категории — государственные службы по соглашению, без соглашения и специальные гражданские службы. Договорная гражданская служба, или почетная гражданская служба Ост-Индской компании (HEICCS) в основном состояла из государственных служащих, занимающих руководящие посты в правительстве. В 1858 году HEICCS была заменена Индийской гражданской службой (ICS), которая стала высшей государственной службой в Индии до 1947-го. В 1950 году правительство страны приняло решение о создании Индийской административной службы (IAS) на основе ICS. В 1951-м был принят соответствующий закон об общеиндийских службах (он также регламентировал создание Индийской полицейской службы, IPS).
Чтобы стать государственным служащим в Индии, необходимо успешно пройти один из самых сложных конкурсных экзаменов в стране. Он проводится в три этапа: предварительный экзамен, основной экзамен и личностный тест. Кандидатам дается лишь несколько попыток.
Как выглядит бюрократия в Индии
Современный облик бюрократии при всей сложности системы эволюционировал в интерфейс работы с бизнесом и населением. Государственные служащие выступают не просто администраторами, следующими букве закона, а берут на себя управленческие функции, реализуют комплексные программы развития и участвуют в трансформации Индии в растущую мировую экономику.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди в интервью индийской телекомпании NDTV, которое он дал в мае 2024 года незадолго до прихода к власти в третий раз, заявил, что стремится сделать страну максимально открытой, основывая свою формулу глобального лидерства на модели «четырех S» (Scope — охват, Scale — масштаб, Speed — скорость, Skill — умение). Любой законопроект и постановление правительства рассматривается прежде всего с точки зрения, насколько они позволяют достичь мировых стандартов и практик в этой сфере.
Россия стала четвертым торговым партнером Индии при товарообороте более $65 млрд, по информации индийской статистической службы.
Развивающиеся отношения дают основания российским предпринимателям задуматься об открытии бизнеса в Индии для торговли, производства, предоставления услуг. Редакция «РБК Отрасли» обсудила с юридическим отделом филиала Сбербанка в Индии, как найти правильный подход к индийской бюрократии.
Особенности протекционизма
Как и многие крупные экономики, правительство Индии поощряет приход иностранных инвесторов. Один из аргументов — инициатива индийского правительства «Делай в Индии», создающая предпочтительные условия для индийских производителей и поставщиков в государственных закупочных контрактах. Правительство предпринимает усилия по упрощению процедур для предприятий, работающих в Индии. Так, были проведены реформы в таких областях, как трудовое законодательство, налоговое администрирование и простота ведения бизнеса. Программой «Делай в Индии» определены 25 приоритетных секторов, включая автомобилестроение, оборону, фармацевтику и электронику, для развития которых были разработаны специальные политики и стимулы.
Эксперты филиала Сбербанка в Индии рассказывают, что очень многое зависит от целевого сектора и отрасли, куда хотело бы зайти зарубежное предприятие. Они советуют придерживаться пошагового подхода, когда российская компания сначала готовит «домашнюю работу», взвешивая с привлечением местных юристов регуляторные особенности отрасли, в которой хотела бы работать в Индии. Но ключевой вопрос, подчеркивают эксперты, состоит не в самой регистрации, а в перспективной бизнес-модели и прибыльности целевого сектора.
Куда пойти: отраслевая специфика
Для работы в большинстве отраслей индийской экономики сейчас не требуются особые разрешения для иностранного капитала. Исключение составляют банкинг, страхование, фармацевтический бизнес и некоторые другие чувствительные секторы, где понадобятся специальные разрешения и лицензирование.
Так, в случае с банковским бизнесом нужна лицензия Резервного банка Индии (регулятор, аналог Банка России). Далее многое зависит от юридической формы присутствия финансового учреждения: отдельное акционерное общество, инкорпорированное в Индии, совместное предприятие или филиал/представительство. В настоящее время Сбербанк, к примеру, функционирует в Индии как филиал зарубежной компании, образуя с материнской компанией одно общество, так как обычно деятельность банковских филиалов связана с поддержкой внешней торговли и платежами — в отличие от ряда британских и американских банков, масштаб бизнеса которых предполагает открытие отдельных акционерных обществ.
Для открытия акционерного общества бизнес должен совершить множество действий, связанных с разработкой и подачей учредительных документов в регулирующие органы, выбором исполняющего органа, назначением директоров. Прохождение регуляторных процедур занимает от одного до двух месяцев, а сопутствующие действия, в частности аренда помещения, привлечение консультантов, рекрутинг персонала, увеличивают срок открытия бизнеса вдвое.
В последние пять лет правительство упростило многие процедуры открытия стартапов в Индии в рамках режима наибольшего благоприятствования бизнесу. Общая регуляторика по стимулированию стартапов повлияла и на восприятие зарубежного бизнеса, рассказали в филиале Сбербанка в Индии.
Роль юридических консультантов
Существуют юридические тонкости при назначении директоров с другим гражданством. Так, по закону любое иностранное лицо, претендующее на директорский пост, должно находиться не менее 182 дней в стране в предыдущем году. Законодательство прописывает как минимум наличие трех директоров в управляющем органе публичных акционерных обществ, один из которых должен быть женщиной. Есть и другие требования, законодательно заложенные в статуте о деятельности компаний от 2013 года.
Кроме того, в отдельных штатах могут потребоваться учредительные документы на местном языке. Могут различаться и требования к лицензированию. Возможны задержки, связанные с выбором наименования регистрируемой компании. Со всеми этапами процесса помощь окажут местные юристы. По мнению экспертов Сбербанка, в Индии к их выбору надо подойти максимально тщательно — компания как минимум должна входить в число лучших юридических консультантов с опытом работы в том или ином секторе экономики. Цены на подобные услуги для иностранных участников могут быть серьезно завышены, и здесь Сбербанк готов оказать содействие, посоветовать подходящие кандидатуры, а также сопровождать первые шаги бизнеса на незнакомом индийском рынке.
Во многих случаях Сбербанк поддерживал клиентов в установлении контакта с профессиональными юридическими или налоговыми фирмами и успешно помогал в получении конкурентоспособных цен, структурируя сделку экономически эффективным способом с наилучшими результатами от топовых консультантов. Такую поддержку банк готов оказать своим клиентам, филиалам и партнерам по мере поступления запроса.
По мере расширения бизнеса компания часто сталкивается с открытием новых филиалов в других городах и штатах Индии. Тот же «Сбер» подавал в Резервный банк Индии заявку на лицензию, позволяющую работать в других регионах. И нужно быть готовым к тому, что принятия решения можно ждать очень долго и при этом нет никакого метода его ускорить. По словам юрисконсультов «Сбера» в Индии, рассмотрение идет по внутренним регламентам, когда оцениваются все аспекты деятельности текущего банковского бизнеса, регуляторные аспекты целевого региона и так далее. Вместе с тем это не требует каких-то дополнительных пошлин, уплачиваемых при рассмотрении.
Между тем немало процессов уже давно автоматизировано, и во многих правительственных департаментах и агентствах это оставляет меньше пространства для бюрократии, коррупции и кумовства, характерных для этого рынка в 1980–1990-х годах.
Новый зарубежный бизнес, в том числе из России, может способствовать ускорению растущей экономики, и местное правительство максимально благодушно расположено к российским инвесторам, говорится в материалах Индийского бизнес-альянса.
Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: F7NfYUJCUneP4VmxmXao