Что такое ФГОС

. Все о Федеральных государственных образовательных стандартах
Обновлено 22 июля 2024, 16:17
Pressmaster/Shutterstock
Фото: Pressmaster/Shutterstock

ФГОС — это федеральный стандарт, совокупность требований и ориентиров для учебных заведений всех уровней. Они служат основной для образовательного процесса, а также оценки полученных знаний. Для каждой ступени — от садов до вузов — ФГОС свой. Их постоянно обновляют и актуализируют, а вводят поэтапно. Разбираемся вместе с экспертами, что такое ФГОС, для чего они нужны и какие последние изменения приняли.

Что такое ФГОС

ФГОС — это федеральный государственный образовательный стандарт или система требований к обучению детей, школьников и студентов, которым должны следовать дошкольные организации, школы и вузы [1]. Другими словами, ФГОС — это некий аналог ГОСТ, но в образовании. Его важность отмечена в Конституции России (ст. 43) [2], реализуют стандарт учебные заведения с государственной аккредитацией.

Разработка ФГОС — это комплексная работа с участием представителей школ, вузов, научных советов, методистов и органов власти. Курируют процесс Минобрнауки и Минпросвещения [3]. Конечная версия ФГОС — документ, достаточно объемный, который состоит из нескольких разделов. В них прописаны как общие положения, например, приверженность демократизации и всестороннему образованию, так и вполне конкретные: набор обязательных предметов и требования к оснащению учебных мест.

Концепция ФГОС оформилась в середине 2000-х годов, тогда же приняли первый федеральный образовательный стандарт [4]. Он стал важным элементом начавшейся в те же годы масштабной реформы системы образования в России. За последние 20 лет ФГОС пересматривали несколько раз. Процесс шел неоднородно: например, в один год или на протяжении нескольких обновляли части для общего образования, в другие — для высшего. Работа не завершилась до сих пор.

Цели ФГОС

У ФГОС две основные цели [1]:

  • создание единой образовательной среды в масштабах всей страны;
  • преемственность образования на всех ступенях — от начального до высшего.

Как объясняла в интервью министр образования Ольга Васильева (занимала пост с 2018 по 2020 год), ФГОС — это база, на которой учебные заведения строят любые вариации, при этом стандарты достаточно конкретизированы [5]. В частности, документ определяет, что именно ребенок должен знать в результате изучения конкретного предмета. По ее же словам, стандарт — то, ниже чего упасть нельзя.

Говоря о цели создания единой образовательной среды, Васильева объясняла это так: «Сейчас получается, что, например, ребенок приезжает из Казани или Дальнего Востока в школу другого региона и попадает в совершенно иную историю. Потому что каждая школа учится по своему плану. Так не должно быть».

Василий Ковалев
Василий Ковалев
кандидат пед. наук, учитель географии и биологии, старший методист-эксперт образовательной платформы Учи.ру

«ФГОС — один из главных документов в образовании. В нем содержится комплекс обязательных требований к организации образовательного процесса на всех уровнях.

Для работников образования ФГОС очерчивает границы, в рамках которых проще реализовать профессиональное мастерство. Унификация программ позволяет учителю тратить на их составление гораздо меньше времени. У руководителей образовательных организаций есть ориентир, который служит эталоном для создания учебных программ и учебных планов».

Поколения ФГОС

ФГОС — динамичная структура, которую дополняют и обновляют, чтобы она соответствовала актуальному времени. Хронология и этапы этих изменений достаточно раздроблены и выглядят запутанно. Дело в том, что ФГОС — это не единый документ для всех учебных организаций, а набор стандартов для разных ступеней, которые внедряют поэтапно. Например, в 2011 году новую версию стандартов начали применять с первого по четвертый класс, а для старшей школы — только в 2013 году [6]. Аналогичным образом процесс реализован в системе высшего образования, где для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры есть свои отдельные ФГОС.

Кроме того, принятие нового ФГОС или его дополнение — довольно трудоемкий и иногда продолжительный по времени процесс. С момента формирования предложения до его реализации может пройти несколько лет обсуждений, доработок и согласований. Тем не менее принято выделять несколько поколений ФГОС, в настоящее время их три [4]:

  • Первое поколение. Дата утверждения — 2004 год. Документ объяснял цели уровней образования и отдельных дисциплин. Отдельно в первом поколении прописали важность разностороннего образования и развития личности ученика. В этом же документе впервые ввели термин «компетенция».
  • Второе поколение. Принимают с 2009 по 2012 год для общего образования. Этот ФГОС установил структуру и объем образовательных программ, условия их реализации, включая материально-технического оснащение, а также результаты освоения знаний.
  • Третье поколение. Новый стандарт, в частности, для начальных школ, приняли в 2021 году [5]. Спустя год обновили требования к старшим классам. Например, астрономию полностью интегрировали в физику, а изучение биологии и химии усилят естествознанием и экологией [6].
Наталья Мамедова
Наталья Мамедова
к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Эволюцию ФГОС стоит оценивать положительно. Если сравнивать с регулированием высшего образования в 1990-е годы и начале нулевых, ФГОС явно вносит определенность. Сложность заключается в том, что остается высокой частота формальных изменений, которые влекут автоматически доработку программ в вузах, делая эту работу практически ежегодной. Оставляя содержание программ на усмотрение вуза, государство в качестве основы для нее указывает профессиональный стандарт, тем самым обязывая вузы формулировать профессиональные компетенции с учетом тех компетенций, которые требуются в профессии. С развитием института общественного контроля вполне вероятно, что универсальные компетенции вуз будет формулировать, руководствуясь формализованным социальным запросом».

Структура ФГОС

Структура ФГОС состоит из нескольких частей. Это стандарты, разработанные как по возрасту учащихся, так и по состоянию их здоровья. В настоящее время определены 13 таких документов [1]:

  1. Для дошкольников
  2. С первого по четвертый класс.
  3. С пятого по девятый класс.
  4. Для 10-го и 11-го классов.
  5. Для учеников с интеллектуальными нарушениями.
  6. Стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении на начальной ступени общего образования.
  7. Для среднего профессионального.
  8. Бакалавриат.
  9. Специалитет.
  10. Магистратура.
  11. Аспирантура.
  12. Ординатура.
  13. Программы ассистентуры-стажировки.

При этом, например, в высшем образовании есть свои отдельные стандарты по предметным направлениям бакалавриата и магистратуры [7]. В общей сложности существует более семи сотен подобных документов [8].

Структура каждого документа унифицирована. Стандарт состоит из нескольких разделов: общие положения, требования к освоению и структуре образовательной программы, а также условиям ее реализации.

Наталья Мамедова:

«ФГОС разрабатывается по каждому направлению (специальности), но ошибочно полагать, что в рамках одной группы наук ФГОС имеют серьезные отличия. У них единая структура, логика, присутствует общий контекст. Тенденция к укрупнению ФГОС на уровне группы наук существует, но, с учетом инерционного характера развития системы образования, от зарекомендовавшей себя практики ФГОС на уровне направлений (специальности) откажутся не быстро.

Отмечаемая экспертами абстрактность требований ФГОС уходит в историю, поскольку требования к организации учебного процесса очень конкретны, а вместо требований к уровню подготовки введена категория «результаты освоения программ».

Виды ФГОС

Разные виды ФГОС относятся к определенным ступеням образования. Например, в системе дошкольного и школьного обучения они такие:

  • ФГОС ДОО. Для дошкольных образовательных организаций. В его задачи входят охрана здоровья детей, физического и психоэмоционального, развитие творческого потенциала, объединение воспитания и обучения в единый процесс [9].
  • ФГОС НОО. Начального школьного образования. Стандарт ориентирован на формирование портрета выпускника начальной школы. Он, как следует из документа, должен обладать следующими качествами: уважение и понимание ценности семьи, общества, умение слушать и организовывать свою деятельность, любознательность [10].
  • ФГОС ООО. Разработан для учеников с пятого по девятый класс. В числе его общих задач: формирование гражданской идентичности, гарантии доступности образования и всесторонних подходов [11].
  • ФГОС СОО. Среднего общего образования (10–11-й класс). Подготовка к осознанному выбору будущей профессии, формирование ответственного отношения к созданию семьи, а также экологического мышления [12].

Требования ФГОС

Структура ФГОС состоит из требований, которые предъявляют на каждой ступени образования. Базовые из них [1]:

  1. К структуре основных программ обучения. Особое внимание отводится соотношению обязательных частей и тех, которые формируют участники образовательного процесса.
  2. К условиям реализации обучения. В данном случае учитывают материальное оснащение школ, вузов, кадровый состав и финансовое обеспечение.
  3. К результатам освоения программ обучения.

Например, вот так выглядят требования ФГОС в части освоения обучения для 10-11-х классов по двум предметам [12]:

  • Русский язык и литература: свободное использование словарного запаса, навыки анализа текста, умение представлять текст в разных жанрах (контекст, тезисы или реферат), знание содержания произведений литературы и способность выявлять образы в ней, понимание системы стилей и умение интерпретировать другие виды искусства.
  • Математика и информатика: формирование основ логического мышления, умение применить знания для решения конкретных задач, владение методами доказательств и алгоритмов, навыки решения разных видов уравнений, владение различными компьютерными программами.

ФГОС — последние изменения

Одни из последних актуализаций во ФГОС вступят в силу с 1 сентября 2024 года для начальной и общей ступени [13]. Второй этап обновлений запланирован на 2025 год [14].

Вот, что поменялось во ФГОС для школ в 2024 году [15], [16]:

  • появились предметы «Основы безопасности и защиты Родины» и «Физическая культура»;
  • уроки технологии заменили трудом;
  • создан учебный курс «История нашего края»;
  • расширено количество модулей по отдельным видам спорта.

Василий Ковалев:

«К существенным изменениям в новой версии ФГОС я отнесу закрепление понятий «функциональная грамотность», «вариативность» и, пожалуй, «электронное обучение и дистанционные образовательные технологии».

Функциональная грамотность — один из показателей качества основного общего образования. Это способность школьников решать учебные задачи и жизненные ситуации, основываясь на предметных, метапредметных и универсальных способах деятельности. Таким образом, современный образовательный процесс становится ориентированным на практику и помогает ученикам в профессиональном самоопределении.

Вариативность — возможность школ разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии со способностями и запросами учеников. Появилась возможность углубленного изучения отдельных учебных предметов в основной школе. Для этого в новом ФГОС прописаны предметные результаты для ряда учебных дисциплин на углубленном уровне.

Кроме того, вариативность позволяет делить учеников на группы с учетом успеваемости, образовательных потребностей, интересов и целей, что позволяет учителям реализовывать дифференцированный подход.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии уже прочно вошли в образовательный процесс и позволяют разнообразить обучение, идти в ногу со временем. С их помощью проводят учебные занятия, процедуры оценки результатов обучения. Зачастую они более эффективно позволяют организовать индивидуальный подход к обучению».

Поделиться
Авторы
Теги