Аналитики рассказали, где в России чаще всего пьют дешевое игристое

Обновлено 25 октября 2024, 11:56

Жители российских городов-миллионников стали покупать в 2024 году больше игристого. Самое популярное игристое в России — белый брют отечественного производства. Причем в Москве чаще покупают премиальные вина, а в Челябинске — самая большая доля бюджетных вин. Что пьют в городах-миллионниках и от чего зависит выбор покупателя — в материале «РБК Вино»

IsabellaO / Shutterstock / FOTODOM
Фото: IsabellaO / Shutterstock / FOTODOM

Доля импорта в продаже игристых вин в Москве — самая высокая, в то время как в остальных регионах она постепенно снижается и замещается российским вином

Продажи игристого вина в России за девять месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в количественном выражении выросли на 27%. Больше всего нарастили объемы покупок игристого вина жители Волгограда (40%), Казани (34%) и Воронежа (31%), говорится в исследовании аналитиков программы лояльности «Х5 Клуба» (есть у «РБК Вино»).

Эти данные превосходят оценки Росалкотабакконтроля. По данным ведомства, продажи игристых вин в России за январь—сентябрь 2024 года составили 14,9 млн дал, что на 11,1% больше, чем за январь—сентябрь 2023 года. При этом продажи виноградных вин за тот же период выросли на 0,9% и составили 42,31 млн дал.

«27% — это много. В России объем продаж игристого за январь—сентябрь вырос на 11%. А если посмотреть последний квартал, то там рост составляет число ниже двузначного. Такие высокие показатели роста говорят о том, что X5 очень хорошо поработали с категорией», — отметил вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев.

В то же время, по мнению Ставцева, нужно отметить и тот факт, что группа в настоящее время динамично открывает магазины по всей стране, особенно активно на Дальнем Востоке. «Насколько мне известно, только тысячу магазинов «Пятерочка» они открыли в этом году. Они, например, сейчас очень активны на Дальнем Востоке. Эти успехи, безусловно, сказываются», — отметил эксперт.

Где пьют самое дорогое и самое дешевое игристое

Больше всего премиального вина по цене от 3 тыс. руб. за бутылку пьют в Москве. Впрочем, даже здесь сегмент премиального игристого в общей структуре продаж занимает всего 1%. Однако продажи дорогих вин в 2024 году по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выросли на 29%.

Самая большая доля в продажах у бюджетного игристого стоимостью до 1 тыс. руб. в Челябинске — 52%. Впрочем, предпочтение бюджетным винам отдавали в 2024 году в целом жители крупных российских городов. Такое вино россияне выбирали в 47% случаев, при этом спрос не него в количественном выражении вырос на 5 п. п. год к году. На втором месте по продажам игристые в средней ценовой категории стоимостью от 1 тыс. до 2 тыс. руб. — 42%. Гораздо реже жители городов-миллионников покупали дорогое игристое от 2 тыс. руб. Доля таких вин составляет 11%.

За январь—сентябрь 2024 года в России произошли три крупных фискальных изменения (два раза произошло повышение пошлин на импортные вина из недружественных стран и повышены акцизы), которые предопределили показатели продаж ретейлера, отмечает Александр Ставцев.

«Доля импорта в продаже игристых вин в Москве — самая высокая, в то время как в остальных регионах она постепенно снижается и замещается российским вином. Это значит, что в Москве люди продолжают покупать те же самые этикетки, стоимость которых теперь превысила 3 тыс. руб. Это те же самые вина, которые раньше были в среднем ценовом сегменте, сейчас они в премиуме. Жители Москвы, имея деньги, продолжают пить импорт в игристых. А цена средней бутылки просекко, которая еще в 2022 году составляла 499 руб., сегодня уже составляет 1,5 тыс. руб.», — объяснил Ставцев.

Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин добавляет, что Москва является крупнейшим рынком для премиальных товаров, включая игристое вино. Кроме того, в столице больше премиальных магазинов сети Х5, таких как «Перекресток», где ассортимент более разнообразен и включает дорогие вина. В то же время, отмечает Липилин, в других городах основную роль играют магазины формата «Пятерочка», где премиальные напитки представлены ограниченно.

Кроме того, отмечают эксперты, Челябинск достаточно насыщен специализированным ретейлом. «Не стоит забывать, что Челябинск — это родина специализированных алкомаркетов «Красное & Белое». Там эта сеть представлена великолепно. Там также есть местная сеть винотек МАВТ, вероятно, что и X5 Group туда идет с каким-то недорогим вином», — отметил Ставцев.

Также нельзя исключать из внимания тот факт, что Москва — это концентрация больших денег, атмосфера бесконечного праздника, что также способствует росту продаж премиального игристого в столице больше, чем в других российских городах, считает винный промоутер Влада Лесниченко. «В Москве люди легче расстаются с деньгами. Москва как столица предполагает вечное движение, праздник. Даже в непростое время Москва живет ярче. И поэтому потребление дорогого вина здесь гораздо больше. Плюс туризм и командировки, которые сопровождаются заключением договоров и бизнес-мероприятиями, на которых присутствует дорогое игристое», — комментирует Влада Лесниченко.

X5 Group — крупнейший по обороту российский ретейлер. Создан в мае 2006 года после слияния сетей «Перекресток» и «Пятерочка». К основным структурным подразделениям группы относятся магазины «у дома» «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», жесткие дискаунтеры «Чижик», а также розничные сети «Красный Яр» и «Слата».

Торговые сети и распределительные центры X5 Group расположены в 72 субъектах Российской Федерации на территории восьми федеральных округов. Общее число магазинов по состоянию на декабрь 2023 года составляло 21,4 тыс.

Согласно отчетности компании, выручка группы по итогам 2023 года выросла на 20,8% и составила 3,1 трлн руб., прибыль — 78,5 млрд руб.

Какое игристое самое популярное

По категориям сладости в продаже лидируют брюты (43%) и полусладкие вина (42%), согласно данным аналитики «X5 Клуба». Гораздо реже покупатели выбирали полусухое игристое вино (6%), сухое (5%) и сладкое (3%).

Этот тренд сохраняется и в городах-миллионниках, однако в ряде городов полусладкое по количеству проданных бутылок все же обгоняет брют. Больше всего за год игристого в этой категории сладости покупали жители Москвы (47%). Полусладкое игристое предпочитали в Челябинске (57%) и Уфе (54%).

«Сухое, промежуточная ступень между брютом и полусладким, используется все меньше. Популярность брюта объясняется изменением кулинарных привычек и предпочтений потребителей, которые переходят от тяжелых блюд, таких как майонезные салаты, к более легкой и современной кухне», — комментирует Александр Липилин. По его мнению, рынок игристого продолжит развиваться по инерции в сторону увеличения доли брюта, что соответствует мировым тенденциям. Полусладкие вина, популярные в советское время, станут нишевыми продуктами, считает эксперт.

Среди покупателей самым популярным среди игристых является вино российских производителей, согласно данным «X5 Клуба». Продажи отечественной продукции составили по итогам девяти месяцев 2024 года 84% от всех продаж, увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. На втором месте по популярности — итальянские игристые вина (13%). Оставшиеся 3% занимают игристые вина других стран, включая французское шампанское.

Самая большая доля в продажах у российских игристых, по данным «X5 Клуба», в Уфе (91%) и Краснодаре (91%), наименьший показатель — в Москве (74%).

В большинстве случаев (84%) россияне предпочитали белое игристое вино — его продажи с начала года по сентябрь год к году в количественном выражении выросли на 7%. Доля розового игристого составляет 15%, при этом снизившись за год на 5 п. п. Наименьшей популярностью среди россиян пользовалось игристое из красных сортов винограда — его покупали в 2% случаев.

Что покупают с игристым

Топ-10 товаров, которые покупали чаще всего в январе—сентябре 2024 года в одном чеке с игристым. по данным аналитики 60,8 млн чеков за покупки во всех сетях магазинов Х5 Group, расположенных в городах-миллионниках:

  • пиво;
  • вода;
  • газированные сладкие напитки и тоники;
  • соки;
  • табачные изделия;
  • шоколад в плитках;
  • сыры твердые, полутвердые, сыры с плесенью;
  • цитрусовые и экзотические фрукты;
  • хлеб черный, белый и пшеничный;
  • молочная гастрономия — молоко, сырки, творог.

Как будут меняться продажи игристого в городах-миллионниках

Потребление игристых в России будет продолжать расти, считает Влада Лесниченко. По ее мнению, новое поколение, которое сегодня особенно заботится о своем здоровье, если не отказывается от алкоголя совсем, то предпочитает более легкие напитки, например игристое, которое также является социальным вином, попадая в запрос молодежи.

«Молодые люди часто через игристое получают первый опыт в вине. Они любят дегустировать напитки в компаниях, скажем так, социальное времяпрепровождение. Игристое вино шумное, яркое. Даже открывать необычным образом — сабражем весело и подходит для рилс. Игристое — очень социальное вино, которое, конечно, объединяет. И вот ту самую непьющую молодежь, о которой мы везде читаем, привлечь в культуру потребления хороших напитков можно как раз через игристое вино, которое также обладает невысоким уровнем алкоголя», — считает Лесниченко.

Впереди Новый год и традиционный высокий сезон для игристого. Ставцев прогнозирует рост сегмента по итогам года, не исключая, что в дальнейшем он может немного замедлиться.

Поделиться