Онлайн и госдотации: что необходимо российской винной отрасли

Обновлено 28 октября 2024, 08:00

После того как в России подняли пошлины на вина из «недружественных» стран, спрос на российское вино вырос, а доля отечественной продукции в портфелях виноторговых компаний достигла 16%. Однако эта мера не решила всех проблем, которые встают перед российскими виноделами. «РБК Вино» поговорил с экспертами о том, что нужно сделать государству для развития винной отрасли

Tim Mossholder / Unsplash
Фото: Tim Mossholder / Unsplash

Потенциал для роста виноделия в России высок

Предыдущее крупное событие, повлиявшее на российский винодельческий рынок, произошло в 2020-м году, когда Закон о виноградарстве и виноделии запретил использовать балк (зарубежные виноматериалы) в изготовлении напитка, имеющего право называться вином. Из-за этого производство вина резко упало — в 2020-м на 33% год к году, в 2021-м — на 11%, и в 2023-м, после короткого роста, вновь на 16%.

Но запрет простимулировал увеличение площадей виноградников и открытие новых винодельческих предприятий, а ассортимент выпускаемой продукции увеличился в семь раз. Это привело к другой проблеме, обострившейся после запрета зарубежных соцсетей. Маркетинговые возможности в продвижении алкоголя в России сильно ограничены, и многим производителям, особенно некрупным, крайне сложно рекламировать свою продукцию. Эту проблему хотя бы частично могла бы решить торговля вином онлайн, однако винная индустрия пока не смогла добиться рассмотрения законопроекта о государственном регулировании подобной торговли.

При этом потенциал для роста виноделия в России высок — эксперты отмечают, что для удовлетворения спроса размер виноградников в России должен достигнуть 200 тыс. га, тогда как сейчас посадки составляют чуть более 100 тысяч. Наращивание посадок — вызов, с которым виноделы не смогут справиться в одиночку, и они рассчитывают на государственные дотации. Государство же, в свою очередь, заинтересовано в такой помощи, так как развитие виноградарства — это и новые рабочие места, и наполнение региональных бюджетов, и развитие экономики регионов. Какой поддержки можно ожидать? Этот вопрос мы задали экспертам: исполнительному директору виноторговой компании Fort Александру Липилину, гендиректору Клуба профессионалов алкогольного рынка Максиму Черниговскому и Роману Куринному, руководителю департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Как догнать Францию

Максим Черниговский называет несколько направлений поддержки, которые должно оказать государство для существенного прорыва в развитии винной отрасли. Он оценивает средний прирост площадей посадок винограда в 5000 га в год: это означает, что для достижения заветной цифры 200 тыс. га потребуется еще 20 лет. Чтобы ускорить этот процесс, государству нужно повысить уровень финансовой поддержки. Необходимы программы, которые предоставляют долгосрочные кредиты с процентной ставкой на уровне официальной инфляции, поскольку при текущей ключевой ставке ЦБ развитие первичного виноделия становится экономически невозможным. Специальные кредитные и субсидированные программы позволят сделать это направление более привлекательным для инвестиций.

Черниговский приводит в пример господдержку в главных винодельческих странах — Франции и Испании. В последней уже давно действует национальная программа поддержки виноделия, а французы, например, недавно выделили 200 млн евро на помощь производителям, испытывающим трудности из-за снижения спроса на вино.

David H.Seymour / Shutterstock / FOTODOM
Фото: David H.Seymour / Shutterstock / FOTODOM

Параллельно с наращиванием объемов производства следует насыщать российским вином рынок

Чтобы российские виноделы могли достичь подобных результатов, нужно:

  • установить нулевые акцизы на всю отечественную винодельческую продукцию. Это снизит издержки производителей и увеличит конкурентоспособность на внутреннем рынке;
  • переклассифицировать виноделие в категорию сельского хозяйства, а не алкоголя. Это позволит применить налоговые и субсидированные льготы, аналогичные тем, что получают другие сельскохозяйственные производители;
  • выделить прямые субсидии на посадку виноградников и развитие инфраструктуры;
  • ввести льготное налогообложение и программы страхования урожая, которые защитят виноделов от экономических и природных рисков.

Роман Куринный отмечает, что параллельно с наращиванием объемов производства следует насыщать российским вином рынок. Для этого требуются прямые поставки от производителей в розницу — в магазины, кафе, рестораны. Сейчас такие случаи скорее единичны, но по этому пути прошли многие страны, и Россия не должна быть исключением.

«Легализация онлайн-торговли решит многие проблемы»

Главными плюсами государственного регулирования онлайн-торговли алкоголем эксперты назвали расширение каналов продаж, новые возможности для привлечения новых клиентов и поддержку российского виноделия в целом. Маленькие винодельни, которые не интересуют дистрибьюторов из-за небольших объемов, получат возможность развиваться через интернет. Правильная ценовая политика поможет установить разные цены для онлайн-продаж и оптовых закупок, что также даст возможность сохранить маржу для всех участников процесса.

«С разрешением онлайн-продаж у нас появился бы еще один канал сбыта, достаточно удобный, особенно для клиентов, которые живут в отдаленных регионах страны. Мы и сейчас пытаемся организовать для них доставку, но логистика очень сложная», — говорит Юрий Малик, основатель «Вина Арпачина». Ему вторит осетинский винодел Константин Дзитоев. «Прямой контакт с потребителем — это всегда хорошо, так что если наша индустрия получит право продавать на расстоянии, то это подстегнет интерес к малым винодельням. Если можно сделать заказ прямо из места, где производят вино, то это повышает доверие, а оно крайне важно для нас. Да и расстояния больше не будут проблемой — вина смогут попасть в маленькие городки, куда раньше не смогли бы добраться. Все любители вина получат больше возможностей пробовать новое, повышать знания. Приятный бонус для всех сторон».

Президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов говорит, что если разрешить торговлю алкоголем онлайн, продажи вина могут вырасти на 20%. Он также отметил, что «Абрау-Дюрсо» всецело поддерживает инициативу по разрешению онлайн-продаж алкоголя в России.

Роман Куринный говорит, что несмотря на то что у многих госструктур есть определенные опасения насчет легализации онлайн-торговли, нет сомнений, что «благодаря предлагаемым защитным механизмам баланс частных и публичных интересов будет полностью соблюден, а потенциальные угрозы здоровью и благополучию населения нивелированы». Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort, отмечает, что импортеры в целом поддерживают открытие онлайн-торговли, называя основным ее преимуществом усиление конкуренции. «У большинства компаний-импортеров есть собственные сайты, где можно выбирать вино. Они фактически являются полноценными интернет-магазинами, но из-за законодательных ограничений на них нельзя заказать доставку алкоголя. Мы часто наблюдаем брошенные корзины, потому что покупатели не завершают покупки, когда понимают, что забирать товар им придется лично в винотеке. Легализация онлайн-торговли устранит эту проблему и приведет к росту продаж», — говорит он. Максим Черниговский отмечает, что в странах Таможенного союза онлайн-торговля уже разрешена, запрет остается лишь в России и Белоруссии, и приводит еще один плюс — снижение объемов продаж нелегального алкоголя.

Так, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитала, что незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России выросли за год на 60% и в 2023-м достигли 80 млрд руб., а бюджет из-за этого недополучит 253 млрд руб. выпадающих доходов. По данным Ассоциации, число запросов в поиске «Яндекса» по ключевым словам «алкоголь с доставкой» ежегодно растет более чем на 50%. По словам Черниговского, для борьбы с нелегальным рынком нужно улучшить исполнение действующих законов, направленных на ликвидацию нелегальной торговли алкоголем, и легализовать онлайн-торговлю.

Маркетинг и реклама

«Важно также разрешить российским виноделам свободно рекламировать свою продукцию, чтобы повысить осведомленность потребителей о качественной легальной продукции, — продолжает Черниговский. — Необходимы также программы компенсаций затрат на маркетинг и экспорт, которые помогут продвигать продукцию на международном уровне». Продвижение вин остается головной болью для многих виноделен, особенно небольших. Да, реклама российского вина не запрещена, но слишком дорога, а продвижение через социальные сети стало практически невозможным после того, как значительная их часть была запрещена на территории РФ. Ситуацию могло было улучшить разрешение рекламы алкоголя на электронных билбордах в ночное время, но соответствующий законопроект пока не принят.

Поделиться
Теги