Как устроены винные ярмарки в России

Обновлено 14 ноября 2024, 13:10

В конце 2021 года в России приняли закон, разрешающий проведение винных ярмарок и продажу на них винодельческой продукции. После этого в стране появились как минимум два масштабных проекта, которые проводят мероприятия в разных городах: винные ярмарки под эгидой Минпромторга и ярмарки в рамках фестиваля «Виноград». Эксперты говорят о том, что само появление винных ярмарок положительно влияет на винную культуру в России, однако пока существуют сложности в продвижении и организации этих мероприятий

 Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Закон, который регламентирует проведение в России винных ярмарок, был принят Госдумой в конце декабря 2021 года. Согласно документу, на таких мероприятиях можно как проводить бесплатную дегустацию продукции российских виноделен, так и продавать эту продукцию. Помимо российского вина на винных ярмарках в России можно реализовывать вино, произведенное в странах ЕАЭС. При этом на ярмарках не допускается продажа коньяка, бренди и виноградной водки.

Главные винные ярмарки России

«Винная ярмарка»

@vinyarm / VK
Фото: @vinyarm / VK

В рамках проекта «Винная ярмарка» проводятся дегустации вина и продажа продукции российских виноделен

  • Организатор. ООО «Городские праздники» при информационной поддержке Минпромторга России.
  • Как давно проводится. С 2022 года.
  • Сколько дней проходит. Не более двух недель.
  • Где проходит. Ярмарка проходила в 11 городах России, включая Самару, Воронеж, Казань, Ростов-на-Дону, Анапу, Калугу, Брянск, Астрахань и т.д. Всего было проведено 24 мероприятия.
  • Как проходит. Ярмарка проводится на открытом воздухе на огороженной территории, виноделы и производители гастрономии представляют свою продукцию на отдельных стендах.
  • Среднее количество посетителей. В зависимости от площадки от 2,5 тыс. до 8,5 тыс. человек.
  • Дополнительные активности. Мастер-классы, винная гризайль, винные казино.
  • Продукты, кроме вина. Сыр, снеки и мясные деликатесы от российских производителей.

Как рассказал «РБК Вино» генеральный директор ООО «Городские праздники», организатор проекта «Винная ярмарка» Сергей Комаров, в рамках проекта «Винная ярмарка» проводятся дегустации вина и продажа продукции российских виноделен.

«Я считаю, что в городах я на своих винных ярмарках знакомлю друг с другом представителей среднего класса. Я собираю тех, кто оплатил участие, и с ними организую мероприятие. При этом мы не платим за аренду территории, но оплачиваем затраты на вывоз мусора, электроэнергию, нанимаем охранное предприятие. В зависимости от города для одной винодельни участие в ярмарке обходится в среднем от 35 тыс. до 75 тыс. руб. От количества виноделен зависит общая сумма, за которую проводится ярмарка», — пояснил он.

Винная ярмарка в рамках фестиваля «Виноград»

Виталий Тимкив / РИА Новости
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Ярмарки и дегустации особенно хороши в том смысле, что позволяют выстроить контакт производителя и гостя

  • Организатор. Национальное агентство маркетинга российского вина («НАМ Российского вина!»), НИЦ «Курчатовский институт»
  • Как давно проводится. С 2022 года.
  • Сколько дней проходит. Девять дней.
  • Где проходит. Ярмарка проходила в восьми городах России, включая Псков, Уфу, Анапу и Великий Новгород.
  • Как проходит. Винная ярмарка является частью масштабного фестиваля «Виноград», в рамках которого также проводятся культурные и образовательные мероприятия при поддержке Курчатовского института.
  • Среднее количество посетителей. В общей сложности в восьми городах фестиваль посетили около 1 млн человек. На каждой ярмарке продается в среднем 25 тыс. бутылок российского вина.

«Если мы говорим только о винных ярмарках, то эффект мы замеряем в количестве проданных за девять дней бутылок. Например, в Уфе мы реализовали около 29,5 тыс. бутылок, а в Великом Новгороде — 22 тыс. Среднее количество проданных бутылок в одном городе составляет 25 тыс. По данным Wine Retail, столько российского вина продают 30 «магазинов у дома», или десять супермаркетов, или один гипермаркет за год», — рассказал Павел Майоров, руководитель Национального агентства маркетинга российского вина («НАМ Российского вина!»).

  • Дополнительные активности. Образовательные и культурные мастер-классы, лекции от Курчатовского института. В рамках фестиваля дополнительно действует семейная зона для посетителей с детьми.
  • Продукты, кроме вина. Сыр, снеки и мясные деликатесы от российских производителей.

По словам Павла Майорова, в рамках винной ярмарки на фестивале проводятся дегустация продукции российских виноделен и ее продажа.

«Ярмарки и дегустации особенно хороши в том смысле, что позволяют выстроить контакт производителя и гостя. Это, наверное, особенность ярмарки — прямой контакт с потребителем. Причем дегустации напрямую влияют на объем продаж вина. Это понимают и производители, поэтому они выделяют дегустационные образцы с большим удовольствием», — говорит он.

Частные инициативы

Сергей Мальгавко / РИА Новости
Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Дегустация и продажа — это две обязательные части винной ярмарки

  • Название ярмарки. «Волга-Дон ВИН ФЕСТ»
  • Организатор. Частные лица при поддержке администрации Волгограда и Волгоградской области.
  • Как давно проводится. С 2021 года.
  • Сколько дней проходит. Два дня.
  • Где проходит. Волгоград.
  • Как проходит. Мероприятие проводится в формате круговой дегустации. Гость платит за вход и может попробовать неограниченное количество вин.
  • Среднее количество посетителей. От 800–1 тыс. человек в 2021 году до 2,5 тыс. человек в 2024 году.
  • Дополнительные активности. Неформальное общение виноделов после завершения мероприятия для обмена опытом.
  • Продукты, кроме вина. Сыр, снеки и мясные деликатесы от российских производителей.

Как рассказал «РБК Вино» Денис Шилихин, организатор «Волга-Дон ВИН ФЕСТ», мероприятие проводится в VIP-фойе стадиона «Волгоград Арена». Его аренда обходится организаторам в 1,1 млн руб. При этом виноделы платят за участие от 10 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от места на площадке и размеров стенда. В 2024 году гости мероприятия платили за вход 2,5 тыс. руб.

«Дегустация и продажа — это две обязательные части винной ярмарки. Дегустация без возможности купить вино — это недосказанность, а обычная выездная продажа без возможности попробовать, что ты покупаешь, — это тоже странно. Только вот такой единый формат, который у нас представлен, может двигать российское вино. Люди, которые ходят на винные ярмарки, жалуются, что им мало тех дегустационных образцов, которые есть. Поэтому мы совмещаем», — отметил Денис Шилихин.

Винные ярмарки в регионах России

Согласно данным открытых источников, больше всего местных винных ярмарок проводят в Краснодарском крае. В частности, «Черноморская винная неделя», организованная краевым министерством туризма, которая проходила в начале осени на территории Новороссийска, Геленджика, Анапы, Темрюкского, Северского и Крымского районов. Также краснодарское бюро «Винные истории» регулярно проводит тематические мероприятия с участием виноделов в Краснодаре. Также в краевом центре регулярно проводят «Фест со вкусом», в котором принимают участие как виноделы, так и производители гастрономии.

Константин Михальчевский / РИА Новости
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Также большой популярностью у туристов пользуются дегустационные туры по четырем винодельням региона

Как рассказали «РБК Вино» в комитете сельского хозяйства Волгоградской области, помимо фестиваля «Волга-Дон ВИН Фест» в регионе проводят еще одно винное мероприятие — гастрономический фестиваль «Дубовская лоза» в городе Дубовка, где «жители и гости могут посетить тематические площадки, попробовать продукцию местных виноделен и сыроварен».

«Также большой популярностью у туристов пользуются дегустационные туры по четырем винодельням региона. В рамках туров можно узнать больше о процессе производства вина», — отметили в комитете.

При этом в комитете по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан «РБК Вино» рассказали о том, что в регионе не проводились специализированные винные ярмарки. В Дагестане, по данным комитета, проводили несколько семинаров с дегустациями и фестиваль на площадке Дербентской винодельческой компании.

В Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях, Крыму и Севастополе на запрос «РБК Вино» не ответили.

Нужны ли отрасли винные ярмарки

С момента разрешения на проведение в России винных ярмарок они стали появляться в большом количестве, говорит Юлия Макарова, руководитель канала «МинВин». По ее словам, отрасль ждала этого нормативного акта и восприняла его с радостью.

@vinyarm / VK
Фото: @vinyarm / VK

По словам экспертов, проведение в регионах России винных ярмарок, безусловно, способствует развитию винной культуры в целом и культуры потребления вина

«Как только в России появился закон, который разрешил проводить винные ярмарки, они начали появляться. Отрасль их ждала, их не хватало. Мне кажется, что если в стране делают вино, то в ней должны проводить какие-то фестивали, ярмарки, винные события. Можно посмотреть на опыт любой европейской страны: там делают много вина, там пьют много вина, там проводят разные тематические события», — говорит она.

Эксперт по гастрономическому и винному туризму, создатель туристического бренда и одноименного гастротура «Ростов — город со вкусом» Алексей Матвеенко говорит о том, что с организацией винных ярмарок в регионах по-прежнему существуют сложности. Они, по словам эксперта, связаны с нелегкой в оформлении документацией, поиском и согласованием муниципальной площадки, а также поиском ресурсов.

«Логично, чтобы винные ярмарки и фестивали проходили в винных регионах, там это может двигать развитие винного туризма. При этом у ярмарок, которые гастролируют по городам как «Винная ярмарка» под эгидой Минпромторга, есть ограничения в плане локализации участников. У них есть свой пул тех, кто производит сыры, колбасы, снеки и другую продукцию. При этом почти всегда это одни и те же производители, а логичнее было бы привлекать больше местных. Иначе вся эта история рискует превратиться в традиционную ярмарку меда, когда производитель приехал, распродал товар и уехал», — считает он.

При этом создатель телеграм-канала «Вино и люди» Алексей Синельников, напротив, считает, что винные ярмарки в первую очередь должны проводиться в регионах, которые напрямую с вином не связаны.

«У меня вызывает удивление стремление проводить винные ярмарки в винных регионах, причем еще и устанавливать какой-то таймслот для них. Я бы ярмарку в винодельческом регионе вообще сделал круглогодичной, потому что там всегда есть вино, и непонятно, почему мы ярмарку проводим в мае или июне. Почему ярмарка проводится определенное количество дней в условном Новосибирске, мне понятно. Там это диковинка и культурное событие», — считает он.

Продвижение культуры потребления вина

По словам экспертов, проведение в регионах России винных ярмарок, безусловно, способствует развитию винной культуры в целом и культуры потребления вина. Однако они отмечают, что позитивно в этом направлении работают только те ярмарки, организаторы которых делают их на высоком уровне.

Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

На ярмарках не допускается продажа коньяка, бренди и виноградной водки

«Винные ярмарки, если их проводят профессионалы, безусловно, развивают винную культуру в стране. На таких мероприятиях ты не просто пробуешь вино, тебе рассказывают, как это правильно делать, что можно почувствовать, говорят об этикете, пейрингах. И это совсем другие эмоции, конечно. Есть местные ярмарки, которые организуют чиновники на местах и скорее для галочки. Причем они это делают, потому что можно, но все равно боятся, что им сейчас за что-то прилетит. Я к таким людям отношусь, наверное, даже с сочувствием, потому что у них в головах все так зарегулировано», — говорит Алексей Синельников.

Юлия Макарова также отмечает, что винные ярмарки развивают винную культуру, однако, по ее словам, пока нет полного понимания у чиновников на местах, для чего вообще нужны эти мероприятия.

«Главное опасение, что мы можем что-то нарушить и им прилетит. Второе опасение — что все упьются. Причем это вообще не так. Потому что тот, кто хочет напиться, он напьется и без ярмарки. Более того, на ярмарке наливают мало, что-то все время рассказывают. В общем, алкоголикам там делать нечего. Им просто будет там скучно. Поэтому хочется какого-то понимания и поддержки от региональных властей, чтобы ярмарок не чурались», — считает она.

При этом Алексей Матвеенко хоть и отмечает позитивное влияние винных ярмарок на развитие винной культуры, говорит о том, что необходимо менять их формат. «Темой гастрофестивалей и ярмарок народ уже потихоньку наедается, нужны новые форматы», — считает он.

Поделиться